Смекни!
smekni.com

1. 1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты (стр. 41 из 52)

2. Социальную – сфера, которая занимается процессами социального взаимодействия индивидов. Одним из ее видов является социальная стратификация (деление общества на страты – социальные слои, которые находятся в определенных соотношениях).

3. Политическую – сфера управления обществом. Как только общество начинает усложняться, разделяться на социальные слои, в обществе появляются проблемы его управления. Государство аккумулирует всю сферу власти и главная его задача – заботится о балансе интересов всего общества в целом. Поддержание стабильности общества и обеспечение устойчивого его развития.

4. Культурную – сфера, определяющая совокупность материальных (результаты практической трудовой деятельности человека) и духовных (результат интеллектуальной и творческой деятельности человека) ценностей. Оба типа взаимосвязаны: духовная культура находит выражение в материальных носителях. Культура определяет тип и характер общества, обуславливает характер связей между индивидами. Основными элементами культуры являются: язык, ценности, нормы и знания.

Личность – одна из центральных категорий социально-гуманитарных наук. Нет единого мнения по поводу определения личности.

Индивид – каждый отдельный человек, как представитель человеческого рода (единичный представитель, социальный аналог биологического термина «особь»)

Личность – категория социальная. Это индивид, обладающий всеми социальными качествами и включенный в систему коммуникаций как активный субъект.

Личность формируется и развивается в обществе. Она является производным этого общества (со своими установками, ценностями. детерминированными социумом).

Социально-гуманитарные науки изучают историю используемых понятий и терминов, а также - историю исследуемых проблем. Все подлежит истории. Историзм – универсальный научный принцип. Вне истории все абстрактно.

Одно из существенных отличий гуманитарных дисциплин как "неточных наук" от естествознания - их диалогичность.

3.2 Социальное бытие как основа общественной жизни. Историко-методологические реконструкции в понимании его структуры.

Социальное бытие - неотъемлемая часть (наряду с природой) реально существующего мира, сложившаяся в процессе возникновения, становления и последующего развития человеческого общества. С. б. охватывает все стороны и сферы жизнедеятельности людей - производство и распределение материальных и духовных благ, общественное сознание, культуру, совокупность соц. связей, отношений и институтов.

Общественная жизнь, социальное бытие включает в себя не только духовные явления и «мир логического», но и объективные, материальные явления и «мир чувственного».

Говоря кратко, социальная жизнь общества — это совместное бытие людей, это их событие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие — это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов.

Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни — ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни — социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.

Понятие "общественное бытие" и "общественное сознание" играют немаловажную методологическую роль в исследовании в исследовании общества и в понимании отдельных социальных явлений. Понимание общественного сознания как отражения общественного бытия указывает на объективную основу его развития. Содержание экономических, политических, нравственных, эстетических, религиозных и других взглядов и теорий есть более или менее полное отражение соответствующих сторон жизни людей, их общественного бытия. В своей совокупности эти взгляды и теории представляют собой самосознание общества, т.е. осознание им всех сторон своей жизни в их связи и развитии. Так как общественное сознание есть отражение общественного бытия, то оно имеет как бы производный, вторичный характер. Это выражается в положении: общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход позволяет объяснить развитие общественного сознания с позиции социального детерминизма. Это значит указать на объективные и субъективные причины тех или иных проявлений общественного сознания. Объективные причины этого коренятся в условиях общественного бытия людей, субъективные - в особенностях их мыслительной деятельности.

Исходя из принципа социального детерминизма, необходимо раскрыть также взаимодействие различных сторон общественного бытия, их взаимозависимость, носящая причинный и закономерный характер. Такой подход неизбежно подводит к анализу роли материального производства в развитии общества.

Любое современное общество придает развитию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уровня жизни людей, что означает не только достаточное удовлетворение вышеуказанных потребностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, социального обеспечения и развития духовной культуры. Материальное производство создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.

Таким образом, благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, решения его многочисленных проблем. Материальное производство также непосредственно обуславливает развитие социальной структуры общества, т.е. существование определенных классов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено разделением труда, а также экономическими отношениями собственности на средства производства и распределения создаваемых в обществе материальных благ. Способ производства как прямо, так и косвенно, в том числе через существующую социальную структуру, обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов. Он влияет на развитие духовной жизни общества как в плане ее материального обеспечения (строительство зданий библиотек, театров, филармоний, производство бумаги и создание полиграфической базы для выпуска книг, журналов, газет, радио, телевидения и т.д.) так и в тои смысле, что существующие экономические отношения воздействуют определенным образом на развитие морали, науки, искусства, религии и других сторон духовной жизни общества.

Историко-методологические реконструкции в понимании структуры социального бытия

Социальные воззрения Платона и Аристотеля, а также отчасти и стоиков носят характер "универсализма". Для Платона общество есть "большой человек", некая самостоятельная реальность, имеющая свою внутреннюю гармонию, особые законы своего равновесия. По Аристотелю, не общество производно от человека, а, напротив, человек производен от общества; человек вне общества есть абстракция, реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отделенная от тела, к которому она принадлежит. Для стоиков общество есть образец того мирового, космического единства, которое проникает и объемлет всякое множество; даже саму природу, вселенную, весь мир они рассматривали как некое общество - "государство богов и людей".

Однако в античной мысли мы находим и обратное направление сингуляризма или "социального атомизма". Оно встречается уже у софистов (в приводимых Платоном социально-этических рассуждениях ритора Тразимаха и Калликла об обществе и власти как выражении борьбы между классами и отдельными людьми). В качестве вполне законченной теории оно выражено у Эпикура и его школы, для которой общество есть не что иное, как результат сознательного соглашения между отдельными людьми об устройстве совместной жизни.

Начиная с эпохи Ренессанса, и в особенности в XVII и XVIII веках, Гассенди и Гоббс возобновляют материалистический атомизм Эпикура, а с ним вместе и социальный атомизм. Гоббс хотя и считает общество "Левиафаном", огромным целым телом, но подчеркивает, что это - тело искусственное, составленное для преодоления естественной раздробленности на отдельных индивидов, "борьбы всех против всех". В XVIII веке преобладает представление об обществе как искусственном результате "общественного договора", сознательного соглашения между отдельными людьми. В реакции начала XIX века, после тяжкого опыта французской революции и крушения вместе с ним рационалистического индивидуализма XVIII века, вновь возрождаются идеи социального универсализма.

В начале XIX века возникает так называемая "органическая теория общества", утверждающая аналогию или даже тождество между обществом как первичным живым целым и организмом, идеологом которой был Г. Спенсер. Это воззрение, в сущности, утверждает бесспорный факт первичного, подлинно реального единства общества. По мнению Г. Спенсера борьба за существование, естественный отбор и выживание приспособленных являются факторами не только биологическими, но и социальными. Общество развивается по принципу естественного отбора и двигается от простого к сложному. Общество представляет собой дискретное целое (его элементы относительно свободны) и социум существует в конечном счете ради отдельных индивидов, тогда как в природном мире элементы существуют ради него.