Смекни!
smekni.com

1. 1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты (стр. 40 из 52)

Зарождение научного знания можно отнести ко времени зарождения философских учений, поскольку профильных наук не существовало. Фактически философия объединяла в себе все известные человеку научные области. В современном массовом сознании сложился стереотип, согласно которому Фалеса и Пифагора принято считать математиками, тогда как они прежде всего являлись философами. Пифагор создал свое учение непосредственно связанное с числами, из которого, собственно, и произошло зарождение математики как науки. Длительное время научное знание было растворено в философии, магии, практическом знании.

В Европе наука начала оформление в самостоятельную область знания в Новое время, а на Востоке же наука по-прежнему оставалась встроенной в религиозно- философские системы, что серьезно ограничивало ее познавательные возможности.

Начиная с эпохи Просвещения, наука в Европе породила большие надежды на практическое примирение. Именно в этот период Френсис Бэкон разрабатывает и описывает индуктивный метод познания, который, по его мнению, должен обеспечить планомерное освоение природы. Тогда же в науку вошли демонстрационные опыты, с помощью которых суть научных открытий могла быть доведена до стороннего наблюдателя, а также облегчалось обучение наукам. В Европе возникает культ Разума.

Тем не менее в 18-19веках наука продолжала, несмотря на свою возросшую популярность, оставаться уделом одиночек и частным делом. Положение резко изменилось лишь в ХХ веке. Первым толчком стали изменения в военном деле в связи с его возрастающей наукоемкостью. Появление железного кораблестроения, броне­носного флота, авиации заставили государства заняться инвестициями в науку с дальней перспективой, одновременно развивая систему массового среднего и высшего образования. Уже на рубеже ХIХ – ХХ веков победа в войне стала зависеть не только от непосредственно вовлеченных ресурсов, но и от состояния науки и техники, а также от образованности населения. Кроме того, появилось и понятие наукоемкости производства, которое в полной мере коснулось жизни общества к 70-м годам ХХ века. Количественный показатель в развитии производства стал недостаточен, потребовался качественно иной подход. Например, в сельскохозяйственной авиации удалось увеличить объемы работ, не производя радикального увеличения парка сельскохозяйственных самолетов. Это стало возможным благодаря достижениям науки: появились фундаментальные исследования, рассматривающие теорию полета капли в падении. Благодаря этому удалось выработать практические рекомендации по высотам и скоростям полета для наиболее оптимального опрыскивания сельхозугодий. Таким образом, естественнонаучное познание определялось прежде всего потребностями общества. В настоящее время такие потребности от имени общества выражает государство.

Благодаря техническому прогрессу в ХХ веке стало возможным изменение структуры общества с численным перевесом занятых в непроизводственной сфере, в том числе и в науке. Занятие ею стали массовой профессией, от которой стало зависеть устойчивое функционирование современного общества.

Коренное изменение положение науки в современном обществе делает актуальной постановку вопроса о науке как особой всеобщей сфере жизнедеятельности общества. Освоение действительности является продуктом духовного производства. Научное познание отражает объективно существующие закономерности мира.

Естественнонаучное знание по своей природе является ценностно-нейтральным, но сюда вмешивается и этический аспект, поскольку известно немало примеров, когда обладание таким научным знанием приводило к изобретению все новых способов убийства, как прямого, так и косвенного (целенаправленное разрушение среды обитания человека – например, во время войны во Вьетнаме в 60-х годах джунгли опрыскивались сильнейшими ядохимикатами с целью уничтожения пригодной для маскировки растительности и посевов риса – и попытки вызывать изменения в климате для подрыва экономики противника). Таким образом, естественнонаучное знание в настоящее время обретает, как и социальное, морально-этический аспект.

Особое значение естественнонаучное знание имеет в областях, непосредственно связанных с жизнедеятельностью человека. Прежде всего это медицина и фармакология. Фактически человеческим обществом уже давно был выдвинут ряд пожеланий в этой области, которые наука старается по мере возможности выполнить. Клонирование, вызванное к жизни развитием биологии и генетики, обещает в перспективе решить целый ряд проблем в медицине (выращивание донорских органов, генетически идентичных нуждающемуся организму). Такие же надежды возлагаются на генную инженерию, которая уже приступила к созданию генетически модифицированных сельскохозяйственных культур, что может решить проблему сельскохозяйственных вредителей и избавиться от голода.

Однако в данных областях возникают проблемы морально-этического порядка. Так, клонирование воспринимается отрицательно как по сугубо культурологическим причинам (обида за «венец творения»), так и по этическим и даже юридическим (проблема вытеснения тенью своего хозяина). Кроме того, успехи генной инженерии могут вызвать опасения, что это резко увеличит число однополых браков и подорвет (по крайней мере, в странах «золотого миллиарда») механизм естественного воспроизводства населения. Также высказываются опасения, что слишком сильное вторжение медицины в повседневную жизнь человека может подорвать его природный иммунитет и сделать полностью бессильным естественно-природную сторону его организма. Тем самым возникнет риск превращение человека в полностью зависимое от развития науки и техники существо, и цивилизация может погибнуть даже не от глобального ядерного конфликта или экологической катастрофы, а от элементарной неполадки техногенного характера. Человечество на данном этапе истории практически стоит перед выбором, быть ему или не быть. Далеко не последнюю роль в этом выборе может сыграть и приверженность или отрицание сциентизма как абсолюта в современной жизни общества. В этом также состоит социальная детерминация естественнонаучного.

3.1 Логико-методологические особенности социально-гуманитарного знания. Общество, личность, история как определяющие объекты его содержания.

Социально-гуманитарные науки — это науки о всех продуктах деятельности человека (науки о культуре), о результатах духовной творческой деятельности человека (науки о духе), изучают различные стороны и институты экономической и социально-политической жизни человека.

Логико-методологические особенности гуманитарного знания можно проследить в его сравнении с естественнонаучным знанием.

По предметному основанию:

Если природа выступает в естествознании всегда в виде объекта познания, независимого от познающего его субъекта, то в гуманитарной области субъект сам становится предметом познания самого себя.

Если природа внеисторична, то культура — это и есть исторический процесс созидания все новых и се более совершенных форм значимостей и смыслов.

Если природа есть царство необходимых законов, то культура — продукт деятельности свободного человека.

Если в природе господствует причинность, причинные отношения и взаимодействия, то культура есть продукт деятельности человека, преследующего всегда определенные цели и руководствующегося при этом определенными нормами, идеалами и ценностями.

Если, говоря предельно общим языком, природа есть сфера бытия (сущего), то культура— это прежде всего сфера должного, ценностно нагруженного.

По методологическому основанию:

Если целью познания в естественных науках является открытие и формулирование общих законов, то целью гуманитарных наук является познание индивидуальных, всякий раз уникальных в своей неповторимости явлений человеческой культуры.

Если главной операцией, с помощью которой постигаются конкретные явления природы в рамках естествознания является их ОБЪЯСНЕНИЕ (как частных случаев общих законов), то главной операцией в сфере гуманитарного знания является ПОНИМАНИЕ культурно-исторических явлений путем постижения того смысла, носителями которого они являются, методами диалога, эмпатии (сочувствия, сопереживания), герменевтики (истолкования, интерпретации)и др.

Все эти оппозиции (а число их, видимо, можно увеличить) стали предметом как тщательного анализа, так и ожесточенных дискуссий в течение всего ХХ в.

Определяющими объектами социально-гуманитарного знания являются общество, личность и история.

Общество это:

· совокупность взаимосвязанных индивидов.

· система взаимосвязанных на базе определенной системы ценностей, которая детерминирует потребности и цели индивидов.

· система взаимосвязанных на основании определенной системы ценностей и взаимодействий по определенным нормам и правилам для достижения обусловленных этой системой целей индивидов, находящихся в единой знаково-символической среде (язык общения).

Так, как общество – это самая сложная система из тех, с которыми мы сталкиваемся в нашем опыте, существует множество уровней ее иерархической организации. Наиболее крупные структурные компоненты социальной реальности принято называть сферами.

Выделяют четыре основные сферы жизни общества, которые тесно взаимосвязаны и выделяются в отдельные блоки только теоретически с целью облегчить анализ:

1. Экономическую - сфера, которая занимается процессами социального воспроизводства, включает в себя производство, обмен, распределение и потребление материальных и нематериальных благ. Выделяют два типа воспроизводства: простое, когда социум производит столько благ, сколько потребляет, и расширенное, когда социум производит больше потребляемого. Выделяют традиционную, рыночную, плановую и смешанную модели социально-экономических систем.