Смекни!
smekni.com

Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел (стр. 17 из 46)

3. Определите понятие естественного права:

а) это неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, имущество;

б) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве, которые используются как способ мышления о праве и государстве, как критерий позитивного права;

в) внутригосударственные нормативно-правовые акты.

4. Найдите правильное окончание фразы: Утверждение “начальник всегда прав” является…

а) неинституциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;

б) институциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;

в) бессодержательным утверждением.

5. Допустимо ли с точки зрения профессиональной морали сотрудниов ОВД содержать обвиняемого в следственном изоляторе свыше месяца без предъявления ему обвинения?

а) да, если это отвечает интересам следствия;

б) да, если обвиняемый совершил особо тяжкое преступление;

в) нет, так как это нарушает требования статей 96 и 96 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР.

Литература

Международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты

1. Закон Российской Федерации “О милиции”. М., 2000.

2. Конституция Российской Федерации. Екатеринбург, 1996.

3. Кодекс чести рядового и начальствующего состава Российской Федерации.

4. Международные стандарты правоохранительной деятельности и уголовно-исполнительной системы: Сб. док. Екатеринбург, 1999.

5. Сборник нормативно-правовых актов МВД России / Сост. В.В. Черников. М., 2000.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР с изм. и доп. от 15 февраля 1999 г. М., 1999.

7. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”. М., 1997.

Основная

1. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учеб. для вузов. М., 1999. Гл. III, IV.

2. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Опалева, Г.В. Дубова. М., 1998. Гл. 3, 5.

3. Права человека: Учеб. для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. Гл. I, V, IX.

4. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. Екатеринбург, 1996. Гл. 16–19, 31.

Дополнительная

1. Аристотель. Большая этика // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4.

2. Аристотель. Никомахова этика // Там же.

3. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998. Гл. 4.

4. Государство и право. 1992. № 10. С. 5–15.

5. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-крит. очерк. М., 1974. Гл. 5.

6. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. Стадия предварительного расследования. М., 1996.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Разд. I.

8. Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб., 1989. Т. 1. Гл. 1–3.

9. Сборник документов по истории Нового времени стран Европы и Америки 1640–1870 гг. М., 1990.

Тема 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ

1. Профессиональная мораль сотрудников ОВД, ее возникновение и структура профессионально-нравственного сознания.

2. Профессиональный долг и честь сотрудников ОВД, моральная ценность их профессиональной деятельности.

3. Взаимосвязь морали и права в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

1. Профессиональная мораль сотрудников ОВД, ее возникновение

и структура профессионально-нравственного сознания

Профессиональная мораль сотрудников ОВД неотделима от морали тех конкретных людей, которые приходят на службу в ОВД, морали того общества, выходцами из которого они являются и в котором им приходится жить и работать.

Профессиональная мораль сотрудников ОВД не могла не возникнуть, так как является неотъемлемой частью общечеловеческой морали, которая, по мнению большинства философов, есть феномен, отличающий человека от животного. Представление о том, что такое добро и зло, является необходимо присущим человеческому сознанию и проявляется во всех сферах жизни, в том числе и в профессиональной деятельности. Можно смело утверждать, что представитель любой профессии так или иначе проявляет свои моральные качества в ходе своей деятельности, так как любая профессиональная деятельность может быть направлена как на благо человека, так и во вред. Профессионал высокого класса, например, врач, может спасать людей, движимый своей высокой моралью, а может, используя те же самые профессиональные навыки и умение, совершать злые, аморальные поступки. Аналогичным образом и чисто профессиональные знания, умения, навыки, выработанные сотрудниками милиции и других силовых структур, можно применить для совершения преступления или его сокрытия. К глубокому сожалению, существуют примеры, когда бывшие сотрудники милиции, изменившие Присяге, совершают преступления, используя свой профессиональный опыт, или, что еще печальнее, действующие сотрудники совершают аморальные и противоправные действия, используя при этом свое служебное положение. Противодействовать таким преступлениям бывает особенно сложно.

Общественная мораль всегда была средством противодействия злому началу в человеческой жизни. Являясь системой норм и запретов, регулирующих взаимоотношения людей в обществе, мораль рассматривается как необходимое средство самозащиты этого общества от хаоса и вырождения. Неслучайно упадку и гибели многих цивилизаций, обществ, государств, например, Римской империи, предшествовал упадок общественной морали, разложение нравов общества.

Представители определенной профессии образуют общественную группу, “профессиональный цех”, которая включена в систему общественных отношений и одновременно сама по себе представляет достаточно сложное общественное образование. Возникает необходимость моральной регуляции на уровне этой общественной группы.

Мораль апеллирует всегда к конкретному человеку, но в обществе не существует абстрактного человека “вообще”, он всегда принадлежит к какой-либо общественной группе, в том числе и к профессиональной. Поэтому появление профессиональной морали является естественным процессом. Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность морали. Религиозные мыслители считают, что мораль имеет нечеловеческое, Божественное происхождение. Так называемый социологический подход (Аристотель, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер) рассматривает моральные нормы как результат общественного соглашения. “Философия жизни” (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг) считает мораль явлением, заложенным в природе человека. Все эти точки зрения имеют право на существование, так как помогают нам взглянуть на разные аспекты проявления морального начала в жизни человека и общества. Но когда мы говорим о профессиональной морали, необходимо иметь в виду, что все вышеперечисленные аспекты оказываются подчиненными целям и задачам, которым служит в обществе данная профессия. Эта цель всегда является в той или иной степени общественно важной и необходимой, направленной на общественное и личное благо людей и поэтому моральной. Профессиональная мораль врача подчинена общественно значимой цели защиты и сохранения здоровья людей, учителя – воспитания и просвещения и т.п.

Деятельность сотрудников ОВД в большей степени, чем у представителей иных профессий, регламентирована фиксированными нормами, законами, поэтому общественно значимая цель, которой подчинена профессиональная мораль сотрудников ОВД, зафиксирована в основном законе государства – Конституции России. Органы внутренних дел совместно с другими правоохранительными органами (суд, прокуратура, служба исполнения наказания) исполняют важнейшую конституционную обязанность государства – охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции России). Уважение к человеку как к гражданину, уважение его конституционных прав и свобод, готовность всегда и везде встать на их защиту является ядром профессиональной морали сотрудников ОВД, основной профессионально-моральной ценностью.

Анализируя феномен профессиональной морали, как и морали вообще, необходимо рассмотреть структуру и основные компоненты профессионально-нравственного сознания сотрудников ОВД.

Профессионально-нравственное сознание как форма общественного, группового сознания включает в себя два уровня – теоретический и обыденно-психологический.

Теоретический уровень представляет собой идеалы, принципы и нормы, усвоенные сотрудником в процессе своей жизни и профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД носит публичный, общественный характер, поэтому содержание профессионально-нравственного сознания определяет господствующие в обществе моральные ценности и идеологические представления. Правоохранительные органы в любом обществе всегда будут отражением идеологии власти и инструментом власти. Как сказал в одном из интервью известный создатель детективных романов Даниил Корецкий, милиция – это палка, которую кто-то держит в руках, и она всегда будет выполнять волю хозяина. В связи с этим представляется нелепым обвинять органы внутренних дел в действиях, определяемых властью. Достаточно вспомнить героя фильма “Семнадцать мгновений весны” Генриха Мюллера, который во времена Веймарской республики, будучи начальником криминальной милиции Мюнхена, разгонял демонстрации нацистов, а после прихода их к власти, стал ревностно служить им, расправляясь с их политическими противниками.

Обращаясь к нашему недавнему прошлому, мы видим, что на рубеже 90-х гг., когда в нашей стране произошла смена общественно-политического строя, в ОВД остались работать тысячи честных сотрудников, которые выполняли и выполняют распоряжения власти, даже если они их в чем-то не приемлют или даже совсем не понимают. И все-таки, эта ситуация отличается от времен революции 1917 г., когда старый государственный аппарат, в том числе и полиция, был разрушен до основания для того, чтобы создать принципиально новое государство с новой идеологией. Но даже тогда новая власть была вынуждена обращаться за помощью к профессионалам.