Долг – это обязанность, глубоко усвоенная и принятая на эмоционально-психологическом уровне, это стремление во что бы то ни стало выполнить не просто правовую норму, а осуществить цель права – общественную справедливость и общественную безопасность.
Долг присутствует в жизни любого из нас. Появляясь на свет, мы оказываемся окружены заботой своих родителей, близких, своей страны и государства. Вырастая, мы осознаем, что и они нуждаются в нашей заботе и поддержке. Люди заботятся друг о друге, потому что они осознают себя некой ценностью: семьей, народом, обществом. Можно наложить на человека минимум обязанностей (платить алименты, нести воинскую повинность), но никто его не заставит быть ласковым и любящим родителем или геройски погибнуть за Родину. Долг – это глубоко личностное чувство переживания своей сопричастности целому. Поэтому профессионально-нравственное сознание сотрудника ОВД включает в себя единый сплав идеи и чувства профессионально-нравственного долга.
Профессионально-нравственный долг нашего сотрудника вытекает из “общечеловеческого” морального долга, но существуют специфические моменты, которые “редуцируют” общеизвестные добродетели к целям и задачам правоохранительной деятельности. В деятельности органов присутствует много моментов, которые нельзя однозначно оценить с точки зрения “общечеловеческой” морали.
Вспомним ставший отечественной киноклассикой детективного жанра фильм “Место встречи изменить нельзя”. Оперработник Глеб Жеглов подбрасывает в карман вору-рецидивисту кошелек для того, чтобы изобличить его в краже и иметь повод задержать его. Это ему нужно для того, чтобы путем шантажа получить у этого вора важные сведения, которые могут пролить свет на раскрытие убийства женщины. Друг и коллега Жеглова молодой недавний фронтовик Володя Шарапов замечает трюк своего товарища и ставит это ему в упрек. Жеглов приходит в ярость, доказывая, что “вор должен сидеть в тюрьме, и неважно, каким способом я его туда посадил!” Шарапов же считает, что они должны действовать только согласно букве закона.
И Жеглов, и Шарапов – это честные офицеры милиции, которые болеют душой за полученное дело. Вопрос в том, как они понимают свой профессионально-нравственный долг.
Жеглов исходит из того, что целью права является справедливость и безопасность граждан, и эта цель должна быть достигнута любой ценой. Шарапов, в целом соглашаясь со своим другом, добавляет, что законность как составная часть порядка и справедливости, распространяется и на работников милиции. Известно, что с давних пор считается аморальным девиз, выдвинутый Маккиавелли, “цель оправдывает средства”. Весь вопрос в том, что это за цель и что за средства.
Высший моральный долг сотрудника ОВД, как впрочем и остальных силовых структур государства, – активная борьба со злом и защита добра. Проблема возникает при выборе средств, так как зло по своей природе агрессивно и наступательно, и в выборе средств себя не ограничивает.
Уже упоминаемый нами русский философ Иван Ильин создал целую теорию о сопротивлению злу силой, в которой обосновывает именно профессиональный долг и право воина осуществлять силовое принуждение и пресечение.
Во-первых, сопротивляться злу – это долг защитника добра, так как просто осуждая зло и ничего не делая, чтобы его остановить, мы тем самым потакаем злу и невольно становимся его соучастниками. Вывод: наш сотрудник должен не проходить мимо преступления, а всегда активно реагировать.
Во-вторых, зло должно получать адекватное сопротивление, так как силу может остановить только сила, тем самым положив конец причиненному ущербу. Наш сотрудник в ответ на оружие должен противопоставить свое оружие, в ответ на хитрость и изворотливость – свои подобные качества (что мы и видим в случае с Жегловым).
В-третьих, вступая в поединок со злом, необходимо четко представлять себе цели и задачи применения силы:
а) Необходимость остановить злую волю преступника и тем самым заставить его задуматься о целесообразности его действий. Зачастую, вполне оправданны жесткие действия сотрудников милиции по отношению к правонарушителям, так как это позволяет достигнуть необходимых профилактических целей. Известны случаи, когда раскаявшийся правонарушитель благодарит милиционеров: мол вы меня вовремя задержали, иначе бы я натворил дел!
б) Необходимость оградить других от проявлений зла. Милиция содержится на деньги налогоплательщиков, большинство честных граждан возлагают на нее свои надежды, поэтому ее долг – оградить этих граждан от опасности.
в) Необходимость удержать других от соблазна совершить преступление. Общество должно знать, что наказание за преступление неизбежно.
В-четвертых, применение мер воздействия должно идти от наименее безболезненных к наиболее жестким. Сила должна применяться, когда исчерпаны все другие методы. Милиционер должен видеть в преступнике человека, а не просто стихийное бедствие и попытаться дать преступнику шанс остановиться самому.
В-пятых, силу в борьбе со злом должен применять только духовно и профессионально компетентный сотрудник. Нельзя лечить окружающих от зла, если ты болен им сам.
К сожалению, в милиции встречаются сотрудники, которые применяют насилие к преступникам ради собственного самоутверждения, тем самым преступая границу, отделяющую жесткость от жестокости. Ненависть к преступнику должна быть оборотной стороной любви и сострадания к тем людям, которых ты защищаешь.
И в-шестых, то, что напрямую имеет отношение к ОВД: применение силы должно оставаться в компетенции исключительно государственной власти, а значит быть исключительно правовым. Ни один сотрудник, применяющий силу, не действует от своего имени, а выступает представителем и исполнителем воли государства и права.
Подводя итог разговору о профессионально-нравственном долге, можно сказать, что он заключается в стремлении к осуществлению цели права (справедливости и безопасности) ради самой этой цели средствами, не противоречащими этой цели. Нормами закона невозможно предусмотреть все возможные случаи, поэтому сотруднику приходится осуществлять свой нравственный выбор.
Сотрудника, всегда следующего своему долгу, называют честным, вкладывая в это слово свой профессиональный смысл чести. Не случайно уже в известном нам разговоре Жеглова особенно задел намек Шарапова на то, что он “замарал” свою офицерскую, милицейскую честь.
Как известно, в понятие чести вкладывают положительную социальную оценку деятельности индивида. Кодекс чести какой-либо группы соответственно включает в себя образцы поведения. Существует и кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ, утвержденный приказом министра внутренних дел РФ. В нем в общих чертах излагают идейно-нравственные требования к облику сотрудника, принципы и традиции, на которых строится наша служба. Главной целью этого облика является поднятие авторитета, положительной оценки ОВД в глазах всего общества. Поэтому понятие чести сотрудника ОВД можно подразделить на личную честь и “честь мундира”.
Личная честь – это позитивная самооценка и оценка сотрудника коллегами и руководством как человека, гражданина и профессионала. Делать свою работу на высоком уровне, помогать своим товарищам, сохранять добрые взаимоотношения в самых сложных ситуациях – в этом честь любого сотрудника. Уважение к нему как сотруднику ОВД напрямую зависит от его служебных действий и успехов. От чести нужно отличать понятие достоинства, то есть права человека на уважение и отношение к нему как представителю человеческого рода (достоинство надо уважать даже у преступников).
“Честь мундира” – это позитивная оценка окружающим обществом органов внутренних дел в целом на основании его отдельного представителя. Каждый из нас знает, как “тяжела” порой бывает милицейская форма, когда ты идешь в ней по улице. Одни смотрят на тебя с неодобрением и даже плохо скрытой ненавистью: тот “мотал срок”, у другого “менты забрали” друга, третий натолкнулся на нечестного и злого милиционера (в семье не без урода). Другие же, напротив, смотрят на тебя с надеждой и могут в любой момент обратиться к тебе за помощью. В такие моменты мы чувствуем себя частицами единого целого по принципу “один за всех, а все за одного”. Долг чести сотрудника – стремиться добиться позитивной оценки в глазах гражданина, терпеливо исправляя те промахи своих “коллег”, в которых ты сам, возможно, и не виноват. Гордость за свой мундир, за свою профессию в сочетании с терпеливостью и настойчивостью должны быть присущи всем нам.
В целом служба в ОВД требует от гражданина сочетания высоких моральных и профессиональных качеств, подвергая его испытаниям на нравственную и психологическую прочность. Сотрудник должен обладать ясным умом, быть отзывчивым и чутким по отношению к людям, предельно честно и даже щепетильно выполнять свои обязанности. По своей общественной значимости, по своей опасности и сложности профессию сотрудника правоохранительных органов можно приравнять к профессии защитника отечества, воина, а по предъявляемым нравственным требованиям – к профессиям врача и учителя в самом высоком смысле этих слов. Поэтому можно говорить о феномене профессионально-нравственного сознания сотрудника ОВД, в котором нельзя разделить чисто профессиональное и нравственное. Перефразируя известную поговорку “милиционерами не рождаются, милиционерами становятся”, следует отметить, что на нашей службе редко задерживаются и достигают успехов люди, которым она противопоказана психологически. Работа в органах никогда не приносит больших доходов, поэтому в ОВД редко идут, что называется “за длинным рублем”. Каждый сотрудник, который планирует сделать карьеру на этом поприще, должен ответить себе на вопрос о смысле и цели своей службы, а руководство должно вести целенаправленную работу по формированию у личного состава профессионально-нравственного сознания, позволяющего эффективно выполнять поставленные перед ОВД государством и законом цели и задачи.