Смекни!
smekni.com

Мировые политические идеологии 2 (стр. 23 из 64)

История не подтвердила марксову концепцию социализма как альтернативы капитализму в развитых странах Запада, но доказала привлекательность социализма для отсталых стран. Именно в этих странах, и в частности в России, произошел синтез вульгаризированной марксистской теории и неразвитого политического сознания. Нельзя исключить и того, что революционный потенциал марксизма будет востребован в незрелых обществах.

На российской почве, а затем и в масштабах «системы социализма», марксистское учение по существу трансформировалось в религию, обретя такие ее черты, как вера в непогрешимость, всесилие и чудотворность; свои пророки и пантеоны святых (мавзолеи в столицах государств); свои тексты (полные собрания сочинений, цитатники Мао). Этот официальный культ поддерживался искренней верой части населения и всей репрессивной мощью государства.

Ретроспективно можно утверждать, что к восприятию марксизма Россию на определенном историческом этапе подготовили традиции общинности и соборности. Функционирование тоталитарного государства во многом дискредитировало социалистическую идею.

4. Противоречия марксизма

По ряду вопросов позиция К.Маркса была непоследовательной и противоречивой.

С одной стороны, в работах К.Маркса фиксируется бурное развитие промышленного капитализма, пришедшего на смену мануфактурной стадии его развития. С другой стороны, высказывается убеждение в кризисном состоянии капитализма и переходе в не столь уж отдаленном будущем к посткапиталистическому строю.

В «Манифесте Коммунистической партии» убедительно показана прогрессивная роль буржуазии. создавшей в течение одного столетия большие производительные силы, чем все предшествующие поколения вместе взятые. Подчеркивается, что «буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений»1 .

Однако вслед за приведенным положением в «Манифесте» утверждается, что уже несколько десятилетий история капитализма представляет собой лишь «историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений». При этом указывается на периодические кризисы перепроизводства, «которые… все более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества»1.

В предисловии к «Манифесту» 1872 и 1888 гг. высказывалась мысль о том, что, несмотря на прошедшие десятилетия, основные положения документа остаются правильными. Вместе с тем в 70-80-х гг. для К.Маркса и Ф.Энгельса уже было достаточно очевидно, что капитализм способствовал развитию производительных сил и не исчерпал возможности своего развития. В 1859 г. в известном предисловии к «Критике политической экономии» К.Маркс подчеркивал, что ни одна общественная формация не сходит с исторической арены, пока не предоставляет достаточного простора для развития производительных сил.

В ряде работ и, прежде всего, в «Манифесте» К.Маркс писал о рабочем класса как продукте распада традиционного общества, лишенном собственности и надежды на будущее. Из такой посылки неясно, каким образом этот класс найдет в себе духовные силы и разум для построения совершенного общества.

Преодоление анархии капиталистического производства К.Маркс связывал с ликвидацией закона стоимости, товарно-денежных отношений, конкуренции, рынка. В то же время в рынке он видел некий созданный историей совершенно уникальный механизм выявления количества общественно необходимого труда, воплощенного в товаре.

В одних работах К.Маркс доказывал невозможность рационального земледелия без сохранения мелких крестьянских хозяйств. В других он писал о бесперспективности этих хозяйств с точки зрения общественных потребностей, требовал национализации земли и обобществления крестьянского труда.

Противоречивость воззрений К.Маркса проявилась и в подходе к государству. С одной стороны, в них явственно просматриваются контуры знакомого нам «государственного социализма». С другой стороны, у К.Маркса немало мыслей противоположного свойства – о «свободном самоуправлении» как средстве преобразования способа производства.

Не свободно от противоречий отношение К.Маркса и Ф.Энгельса к утопическому социализму.

Начиная с 1842-1843 гг. в своих письмах они подчеркивали, что в отличие от утопистов не придумывают никаких осчастливливающих человечество систем и проектов и претендуют лишь на критическое рассмотрение данного буржуазного общества с целью выявить нарождающиеся в нем силы, способные, во-первых, ликвидировать присущие капитализму антагонизмы и, во-вторых, качественно преобразовать антигуманное общество на основе им же самим создаваемых экономических, общественных и культурных предпосылок 1.

Отмежевываясь от утопического социализма, авторы «Манифеста» тем не менее сами отдали дань казарменным представлениям о будущем. Для «наиболее передовых стран» они рекомендовали «экспроприацию земельной собственности; отмену права наследования; одинаковую обязательность труда для всех; учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия 2 .

Противоречия марксизма сыграли определенную роль в последующей его вульгаризации ортодоксами коммунизма, которые прокламировали приверженность одним положениям этой теории и избегали вспоминать о других, не отвечающих их интересам и взглядам.

5. Ленинизм и большевизм

Радикальной версией марксизма являлся ленинизм, ставший идейной основой большевизма. Как партия и течение политической мысли большевизм возник после раскола РСДРП на большевиков во главе с В.И.Лениным (1970 – 1924) и меньшевиков во главе с Л.Мартовым (1873 – 1923).

Существенное влияние на мировоззрение В.И.Ленина оказали идеи Н.Г.Чернышевского и П.Н.Ткачева, в частности, разработанная последним концепция партии заговорщиков-революционеров, использующих захваченную ими государственную власть для продолжения народной революции и осуществления экономической диктатуры. Эти идеи в трансформированном виде и облаченные в марксистскую терминологию заняли значительное место в обосновании теоретических постулатов ленинизма.

Стержнем идеологии большевизма были идеи пролетарской революции под руководством партии «нового типа» с жесткой дисциплиной и иерархической структурой, слабого звена в цепи империализма и разновременности победы революций, диктатуры пролетариата как орудия слома буржуазной государственности и создания социалистической. Эти идеи сформулированы в таких работах, как «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» (1894), «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917) и др.

В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) В.И.Ленин доказывал, что капитализм вступил в высшую и последнюю стадию своего развития – империалистическую, являющуюся кануном социалистической революции. Мировую войну он рассматривал как катализатор гибели капитализма.

В отличие от К.Маркса и Ф.Энгельса, связывавших переход к социализму с развитыми капиталистическими отношениями, В.И.Ленин рассматривал Россию как самое слабое звено в цепи империализма, в котором возможен ее прорыв, способный послужить началом мировой социалистической революции.

В работе «Государство и революция» (1917) В.И.Ленин изложил свое видение процесса становления диктатуры пролетариата и его этапов. На первом из них должен произойти «слом» буржуазной государственной машины и ее замена органами народного самоуправления – Советами. На втором – уже после осуществления социалистической революции предполагались постепенное отмирание пролетарского государства и переход к непосредственному правлению народа.

В.И.Ленин считал ошибочным усвоение молодежью только коммунистических выводов и лозунгов, призывал ее овладеть всем культурным и духовным богатством, созданным человечеством1.

В начале 20–х годов В.И.Ленин сделал вывод о необходимости «пересмотра всей нашей точки зрения на социализм». Он инициировал переход к новой экономической политике (НЭП), предполагавшей широкое развитие кооперативной деятельности, отошел от лозунгов мировой революции, выступил за мирное сосуществование между социализмом и капитализмом, стал рассматривать «социалистическую экономику» как часть мировой, предпринял некоторые меры по созданию правового демократического государства.

Идея исторического компромисса, к которой В.И.Ленин начал приходить в конце жизни, состояла в осознании несводимости разных экономических укладов к одному единственному самому передовому и прогрессивному, способному обеспечить победу нового общественного строя. Проблема заключалась в переходе к социализму в каком-то ином, чем предусматривалось К.Марксом смысле – длительного совмещения разных укладов где капитализму отводилось бы место в процессе трансформации общества.

По мысли В.И.Ленина, достижения социализма в экономической, социальной и культурной сферах, а также проводимая им политика мирного сосуществования стимулируют процесс становления коммунистической цивилизации. В методологическом плане эта позиция базировалась на формационном подходе к истории с характерным для него упрощенным представлением об однолинейности процесса смены общественных формаций как результата взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

В целом можно утверждать, что В.И.Ленин скорректировал К.Маркса в пролетарско-якобинском духе. С точки зрения собственно доктринальной его оппонент меньшевик Г.В.Плеханов был несомненно ближе к марксизму, шире по философскому, социологическому и историческому кругозору. Представляется верным суждение Г.В.Плеханова о В.И.Ленине, высказанное в беседе с русским мыслителем Ф.Степуном: «Как только я познакомился с ним, я сразу понял, что этот человек может оказаться для нашего дела очень опасным, так как его главный талант – невероятный дар упрощения»1.