Смекни!
smekni.com

Мировые политические идеологии 2 (стр. 30 из 64)

Четвертый компонент – укоренённость в политической культуре общества таких качеств, как социальный консенсус в отношении существующего строя, прагматизм и конструктивный эгалитаризм1.

В рамках общего социально-либерального подхода просматриваются две основные модели развития общества - германская и англосаксонская (британская). Они частично являются объектом дискуссий, частично отражают существующие реалии и определяют пути развития социал-демократии.

Первая из этих моделей ориентирована на обеспечение участия в управленческих структурах и в принятии решений на всех уровнях не только собственников, но и лиц наемного труда, местных сообществ, потребителей и других заинтересованных групп и организаций. Она основывается на максимально возможном согласовании интересов различных групп населения и отдельных граждан. Такой алгоритм гораздо перспективнее демократического принципа подчинения меньшинства большинству.

Германская модель предполагает более существенную роль государства, чем это допускают британские лейбористы. Для нее характерна целенаправленная промышленная политика, ориентированная на всемерное использование финансовых ресурсов в интересах хозяйства всей страны. В сфере социальных отношений акцент делается на обеспечении конструктивной роли разных общественных сил в развитии экономики, в системе выработки и принятия общественно значимых решений. Перспектива германской модели – «общество участия» с элементами корпоративизма.

Англосаксонская модель предполагает доминирующую роль индивида и индивидуализма в системе общественных отношений. Именно с их эволюцией идеологи этой модели связывают перспективы предстоящих системных изменений как в национально-государственных, так и в глобальных масштабах.

Следует отметить, что идеологи данной модели не отождествляют индивидуализм только с сугубо личным интересом, считают, что он должен носить и во многом уже носит институциональный характер. Индивидуализм как бы вписан в систему правовых, экономических и социальных отношений и наполняет их реальным содержанием.

Идеологи англосаксонской модели отвергают коллективизм, отдают предпочтение отношениям между индивидами и территориальными сообществами, начиная с «соседских» и кончая региональными. Большое значение придается неполитическим общественным организациям социальной, правозащитной, экологической направленности.

Либеральная идея равенства возможностей индивидов трактуется как «всеобщая включенность», которая позволит создать «общество ответственных, нацеленных на риск индивидов». Идея институционального индивидуализма органически сочетается в англосаксонской модели с решительной поддержкой процессов глобализации, рассматриваемых как залог общественного прогресса и дальнейшего совершенствования демократии.

В начале 90-х годов выявилась ограниченность представлений социал-демократии в вопросе о путях достижения социальной справедливости. Придавая первостепенное значение сфере распределения, они нередко добивались ее расширения за счет эффективности производства и, прежде всего, новых технологий. Оказались преувеличенными надежды на государственное регулирование как фактор перехода к постиндустриальному обществу. В качестве стимулов развития экономики неоправданно акцентировалась роль общественных интересов и собственности, недооценивалось значение индивидуального интереса. Все это снижало уровень обеспеченности населения и ослабляло влияние социал-демократии.

По инициативе ряда видных деятелей социал-демократии – бывшего канцлера ФРГ и многолетнего председателя Социнтерна В.Брандта, премьер министра Франции Ф.Миттерана, премьер министра Швеции У.Пальме, премьер-министра Испании Ф.Гонсалеса и др. теория и практика этого идейно-политического течения были обогащены новыми подходами. Основное содержание новаций сводится к следующему.

Преодолена недооценка фактора эффективности производства. Осуществляется поиск оптимального для каждой страны соотношения роста эффективности производства, уровня социальной защищенности и благосостояния населения. Значительное внимание уделяется проблеме путей и форм укрепления демократии – децентрализации власти, повышения роли самоуправления, использования методов непосредственной демократии, демократизации производства. Социал-демократы отказались от преувеличения роли государственного сектора экономики в обеспечении социальной справедливости. Разрабатываются меры для обеспечения социальной ориентации рыночной экономики.

Прежние установки социал-демократии корректируются с учетом изменившихся условий, опыта неоконсерваторов и либералов. Стремление к реалистичной политике в некоторых аспектах сближают социал-демократов с неоконсерваторами и неолибералами.

К концу 90-х годов западная социал-демократия в основном преодолела кризис, связанный с износом традиционных идей и наступлением неоконсервативной волны. Она вновь обрела политический вес и в ряде демократических стран является ведущей политической силой, возглавляя правительства или в качестве влиятельной оппозиции.

Используя новые возможности, социал-демократы прилагают значительные усилия для пересмотра и обновления своих программных и политических установок. Их главная цель – максимально четко и убедительно сформулировать свое новое кредо и подвести под него основательную идейно-теоретическую базу.

Особое внимание уделяется анализу процессов глобализации и их влияния на социумы . На своих последних конгрессах социал-демократы заявляли о своей решимости воздействовать на эти процессы таким образом. чтобы они развивались на благо человечества.

В связи с эрозией суверенитета государств подчеркивается необходимость обеспечения новых гарантий личности на межгосударственном, региональном и глобальном уровнях. Концепция «государства благосостояния» модифицируется в концепцию «государства социальных инвестиций» с акцентом на системе образования применительно к нуждам «информационного общества». Первостепенное значение придается разработке путей и способов укрепления солидаристских начал в обществе, обеспечения культурного многообразия

Перспективным направлением деятельности западной социал-демократии является стимулирование частной инициативы и активности граждан не только в экономической, но и в других сферах – социальной и политической. Социал-демократы намерены содействовать развитию гибкой системы трудовых отношений, способствующей профессиональной и территориальной мобильности населения на национальном и международном уровнях, координировать усилия по сохранению окружающей среды. Ведется интенсивный поиск путей адаптации мигрантов, особенно выходцев из стран Африки и Ближнего Востока, в европейский социум.

Решая социальные задачи, социал-демократия самим ходом событий поставлена перед необходимостью поддерживать благоприятный нравственный климат в обществе, содействовать возвышению отдельного человека как личности и, следовательно, формированию качественно нового состояния общества в масштабах отдельных стран и человечества в целом1.

Ценностными ориентирами социал-демократов обусловлена и их внешняя политика. Значителен практический вклад социал-демократии в борьбу за ослабление международной напряженности, в ограничение влияния милитаризма на общественную жизнь. Именно социал-демократы ФРГ в начале 70-х годов выступили с инициативой проведения «новой восточной политики», которая во многом способствовала проведению в Хельсинки летом 1975 г. конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, установлению зоны мира на всем пространстве от французского Бреста до российского Владивостока.

В 80-е годы приоритетной целью внешнеполитической деятельности социал-демократов были разоружение и развитие. Они исходили из того, что «демократический социализм» невозможен без прочного и длительного мира, без радикального перевода средств с гонки вооружений на реформы. С разрядкой увязывались и процессы демократизации политических институтов в странах Запада, утверждения нового международного экономического порядка, решения неотложных проблем развивающихся государств. В настоящее время обсуждается возможность создания социально ориентированного мирового порядка.

Будущее человечества социал-демократы связывают со следующей дилеммой: либо демократия, нравственные ценности, требования социальной справедливости станут общечеловеческой нормой поведения, либо мир обречен на социальные и национально-религиозные катаклизмы с непредсказуемыми последствиями. Мысль Вилли Брандта (будущее социал-демократии только начинается), высказанная еще в 1970 г. на съезде СДПГ, вполне актуальна.

Социал-демократы активно поддерживают преобразования в России, оказывают ей всемерное содействие в проведении рыночных реформ и создании современных властных структур. В интеграции России и других государств постсоветского пространства в сообщество цивилизованных государств они видят важнейший фактор утверждения ценностей «демократического социализма».

Самобытная социал-демократическая традиция существовала и в России, где была представлена прежде всего партией меньшевиков, опиравшихся в рабочей среде в основном на квалифицированных и культурных пролетариев, которые не принимали большевистского максимализма и экстремизма, но достаточно четко ориентировались на идеалы демократии и социализма и цивилизованные методы их достижения. Эта традиция сохранялась и в советский период, несмотря на гонения и репрессии.

Тем не менее даже в деятельности правящей партии (за исключением сталинского правления) просматриваются социал-демократические подходы. При жизни В.И.Ленина – это новая экономическая политика, совмещавшая разные хозяйственные уклады и способствовавшая подъему жизненного уровня населения. В 50 – 70 – е годы – это поворот от конфронтационного соперничества двух социально-экономических систем к мирному сосуществованию и разрядке, выдвижение концепции общенародного государства, обязательство руководства СССР соблюдать права человека, взятое на себя в подписанном в Хельсинки (1975 г.) Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе .