Смекни!
smekni.com

Мировые политические идеологии 2 (стр. 57 из 64)

Курс КПРФ на синтез марксизма, ленинизма и «русской идеи» вызревал еще в недрах «русской партии» в КПСС и был основным содержанием коммунистического «неославянофильства» 1970 - 1980-х годов. Возможность такого синтеза обусловлена наличием точек соприкосновения между социалистическим и консервативным мировоззрениями. Как отмечал К.Мангейм, «пролетарская мысль во многих пунктах родственна мысли консервативной и реакционной, поскольку, исходя из совершенно отличных основных целей, оказывается вместе с консервативной мыслью в оппозиции к целям капиталистического мира буржуазии и абстрактности ее мышления»1.

Еще в Х1Х веке для отечественных социалистов и консерваторов были характерны идеализация общинных форм социальной жизни, неприятие либерально-буржуазной цивилизации, вера в мессианскую роль русского народа. Историческое призвание России виделось однако по-разному: через утверждение в мире религиозно-нравственных ценностей (славянофилы), путем преобразующего воздействия грядущей русской революции (А.И.Герцен, М.А.Бакунин и др.).

Наряду с ориентацией на возврат к традиционным ценностям идеологи КПРФ активно разрабатывают проблемы многообразия форм собственности, политического плюрализма, социального партнерства (особенно с представителями национально ориентированного капитала) и т.д. Хотя нет оснований утверждать о переходе КПРФ на идейно-политическую платформу социал-демократии, очевидно ее стремление учитывать современные реалии и тенденции мирового развития.

В настоящее время КПРФ фактически стала частью российского политического истэблишмента. Действуя в стиле «конструктивной оппозиции», она стремится к консервации существующей ситуации с закреплением за собой места одной из ведущих политических сил страны.

Электорат партий левого толка – преимущественно пожилые, малообразованные люди, уязвимые в условиях рыночной экономики. В психологическом плане для него характерны уравнительно-распределительная ментальность, приверженность конфронтационной политической культуре, ожидания патернализма со стороны власти. Стабильность электоральной базы российского коммунистического движения свидетельствует о глубокой укоренённости в сознании значительной части граждан консервативной культурной традиции, являющейся тормозом для модернизации страны и ее перехода к постиндустриальному (информационному) обществу.

Контрольные вопросы

1. Назовите и охарактеризуйте основные теоретические источники марксизма.

2. Раскройте содержание формационного подхода к историческому процессу и сопоставьте его с подходом цивилизационным.

3. Выдержала ли испытание временем концепция всемирно-исторической миссии рабочего класса и революции как радикального способа ликвидации социального гнета. Аргументируйте свой ответ.

4. В чем проявился утопизм марксистских представлений о коммунистическом обществе?

5. Почему идея социализма оказалась привлекательной для отсталых стран и в чем сущность ее вульгаризации на российской почве?

6. Раскройте содержание основных противоречий марксистской теории?

7. Охарактеризуйте ленинизм как радикальную версию марксизма и причины ее возникновения.

8. В чем сущность политической концепции И.В.Сталина как идеологического обоснования тоталитаризма?

9. В чем проявился революционный радикализм маоизма?

10. Какими причинами было вызвано появление неомарксизма. Изложите основные идеи его ведущих представителей.

11. Когда сформировался еврокоммунизм? Изложите его основные положения.

12. Соотнесите положения марксизма с идеологией и политикой КПРФ.

13. Какое место занимает марксизм в истории общественной мысли? Изложите ваше видение этой проблемы.

Рекомендуемая литература

Маркс К., Энгельс Ф.Манифест Коммунистической партии.- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2. Т.4.

Маркс К. Критика Готской программы.- Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения. Т.19.

Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. - Полн. собр. соч. Т.6.

Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции.- Полн. собр. соч. Т.33.

Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский.- Полн. собр. соч. Т.37.

Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме - Полн. собр. соч. Т.41.

Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба / Избранные философские произведения. В 5 тт. М.: Соцэгиз. 1956. Т.1.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю / Избранные философские произведения. В 5 тт. М.: Соцэгиз. 1956. Т.1.

Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории/Избранные философские произведения. В 5 тт. М.: Соцэгиз. 1956. Т.2.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука. 1990.

Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1988.

Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире /Пер. с англ. СПб.: Университетская книга .2001.

Валлерстайн И. После либерализма / Пер. с англ. М.: Едиториал УРСС. 2003.

Грамши А. Избранные произведения: Пер. с итал. М.: Политиздат. 1980.

Маркузе Г.Эрос и цивилизация, Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2004.

Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества (Пер. с англ.). М.: «Издательство АСТ»2003.

Зотов В.Д. Мао Цзедун как идеолог: марксизм и маоизм //оциально-гуманитарные знания. 2007. №4.

Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм родственные феномены? //Вопросы философии. 1998. №7.

Марксизм и современность (Материалы «круглого стола» // Социально-гуманитарные знания. 2002. №1.

Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. М.: Прогресс – Традиция. 2003.

Ойзерман Т.И. Оправдание ревизионизма. М.: Канон + РООИ. 2005.

Обсуждение книги Т.И.Ойзермана «Оправдание ревизионизма» //Вопросы философии. 2006. №7.

Пантин И.К. Ленин – большевизм – русская революция (размышления в связи с одной книгой) // Вопросы философии. 2005. №4.

Пастухов В.Б. Русский неомарксизм//Общественные науки и современность. 2004. №4

Пыжиков А.В. Ленинизм и сталинизм: идеологические разночтения//Вопросы философии. 2001. №6.

Теория и практика марксизма: история, современность, перспективы. М.: Ин-т философии РАН. 2002.

Шахназаров Г.Х. С вождями и без них. М.: Вагриус, 2001.

Утопический социализм: Хрестоматия/ Общ. ред. А.И.Володина. М.: Политиздат. 1982.

Яковлев А.Н. Горькая чаша. Большевизм и Реформация России. Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во. 1994.

У11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ

В течение более чем столетия одной из наиболее эффективных и жизнеспособных идеологий является социал-демократизм. Он зародился в последней трети Х1Х столетия внутри марксизма, но с течением времени обрел центристскую ориентацию.

Неортодоксальность и пластичность положений позволили социал-демократической идеологии трансформироваться в соответствии с происходившими в мире переменами и интегрировать многие достижения политической мысли разных направлений (в том числе марксизма и либерализма).

В настоящее время идеология социал-демократии выражает интересы широких слоев западного общества – рабочих, интеллигенции предпринимателей. Это обстоятельство во многом объясняет интерес к ней во всем мире, включая Россию, где формируются партии социал-демократической ориентации. Знание основных принципов и эволюции социал-демократической идеологии является важным фактором подготовки высокоэрудированных специалистов.

1.Теоретические предпосылки социал-демократической доктрины

Политическая идеология социал-демократии – продукт длительной эволюции. Кроме марксизма существенную роль в ее возникновении сыграли и другие концепции социализма Х1Х – начала ХХ веков, прежде всего кооперативный социализм, гильдейский социализм, фабианский социализм, государственный социализм, христианский социализм и катедер-социализм1. Рассмотрим основные идеи этих концепций.

Кооперативный социализм своими корнями восходит к коммунистическим утопиям рубежа ХУ111-Х1Х веков. Кооперативное движение зародилось прежде всего в Англии и в значительной степени являлось реакцией беднейших слоев населения на эксплуатацию со стороны крупного торгового капитала.

Поэтому первоначально внимание теоретиков кооперативного социализма было направлено исключительно на сферу потребления. Они считали, что основой создания кооперативных обществ и предприятий является общность членов кооператива как потребителей. Эта общность интересов и должна в конечном счете привести к содружеству широких слоев населения не только в сфере обмена, но и производства.

Основоположником кооперативного социализма был английский экономист Уильям Кинг (1786 – 1865), который увидел в возникающих кооперативных обществах и предприятиях средство изменения общества. У.Кинг и его единомышленники считали, что на смену капитализму с его классовыми антагонизмами должно придти общество, основывающееся на гармонии интересов и сотрудничестве трудящихся. По их мнению, социальная справедливость может быть достигнута благодаря развитию кооперативного движения и постепенному превращению собственности его участников в преобладающую. В результате исчезнут наемный труд и капиталистическая эксплуатация, а кооператоры будут работать на себя.

У. Кинг ориентировался прежде всего на английский рабочий класс. Он полагал, что сами рабочие создадут кооперативные общества. которые затем смогут накопить необходимый капитал для приобретения средств производства. Исходным пунктом образования общественных фондов, по мнению В.Кинга, могли стать кооперативные лавки, где члены кооперативов приобретали бы себе предметы потребления. В.Кинг и другие теоретики кооперативного социализма считали, что их цели достижимы без политической борьбы, в процессе постепенной эволюции существующих общественных отношений.