Смекни!
smekni.com

Свидетельский иммунитет в уголовном судопроизводстве (стр. 4 из 16)

4. Иммунитет священнослужителя. Часть 3 ст. 56 УПК исключает возможность допроса таких лиц об обстоятельствах, ставших известными из исповеди, путем установления прямого запрета. Церковь (религия) хоть и отделена от нашего государства, однако уважение исторически сложившихся религиозных традиций заставило законодателя пойти на такой шаг.

Следует отдельно подчеркнуть: у священника нет права выбора давать или не давать показания в уголовном процессе по поводу обстоятельств, ставших известными из исповеди. Даже если священнослужитель решит сообщить такие сведения, в силу прямого запрета они не могут использоваться в качестве доказательств.

5. Иммунитет эксперта. Согласно ч. 2 ст. 205 УПК эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы. Например, эксперт-психиатр не может быть допрошен о сообщенных ему испытуемым сведениях, касающихся участников преступления, способов его совершения, мест сокрытия похищенного имущества и т.п. Тем самым эксперт не может выступать в роли осведомителя правоохранительных органов. Аналогичная норма предусмотрена и ст. 31 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»[24].

С одной стороны, иммунитет эксперта является гарантией его независимости, которая предусмотрена ст. 7 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», с другой - обеспечивает сохранение различного рода тайн, ставших ему известными в ходе экспертизы. Прежде всего, речь идет о соблюдении прав и законных интересов лиц, в отношении которых оизводится судебная экспертиза (именно так называется ст. 31 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

6. Свидетельский иммунитет. Согласно п. 40 ст. 5 УПК, свидетельский иммунитет - «право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом».

Универсальность и особенность данного вида уголовно-процессуального иммунитета заключается в том, что он распространяется на любого человека, вызванного для дачи показаний в рамках уголовного судопроизводства, независимо от гражданства, занимаемых должностей и других социальных признаков личности.

В определении места свидетельского иммунитета в системе уголовно-процессуальных иммунитетов в целом есть определенная сложность. В науке понятием «свидетельский иммунитет» необоснованно охватываются и некоторые другие случаи, предусмотренные законом, в которых лицо имеет право не давать (не имеет права давать) показания.

Так, как уже говорилось, не может давать показания в силу требования религиозных устоев и ч. 3 ст. 56 УПК священнослужитель по поводу сведений ставших ему известными из исповеди. Президент России имеет право отказаться от дачи показаний не только против себя самого и своих близких родственников, но и в любых других случаях, когда сам посчитает это целесообразным. Свидетельский иммунитет Президента в этой ситуации порождается не столько конституционным правом не давать показания против себя самого и своих близких родственников, сколько общим должностным иммунитетом.

В связи с этим мы считаем ошибочной точку зрения, согласно которой дипломаты, священнослужители, Президент, адвокаты, следователи и иные должностные лица обладают свидетельским иммунитетом. Они имеют в некоторых случаях право (обязанность) отказаться от дачи показаний, или же в законе предусмотрен запрет допроса, однако создание дополнительных особых правил получения свидетельских показаний от этих лиц никак не связано со свидетельским иммунитетом.

Эти правила либо определены соответствующей разновидностью уголовно-процессуального иммунитета, либо основаны на императивном запрете допроса указанных лиц.

Непосредственно изучению природы и сущности свидетельского иммунитета посвящен следующий параграф данной диссертации, а пока можно сделать некоторые выводы.

Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций и (или) облегчения положения.

Процессуальные иммунитеты, являясь разновидностью правовых иммунитетов, имеют с ними общие цели и признаки.

Процессуальные иммунитеты содержат нормы, регулирующие особый (усложненный) порядок уголовного судопроизводства, выражающийся в установлении изъятий из общего порядка судопроизводства и особых юридических преимуществ для отдельных категорий лиц.

Они представляют собой дополнительные процессуальные гарантии прав и интересов участников уголовного судопроизводства.

Так как уголовно-процессуальные иммунитеты в основном берут свое начало в других отраслях права, то служат в конечном итоге достижению целей одноименных иммунитетов иных отраслей. В этом аспекте конечной целью процессуальных иммунитетов является обеспечение реализации правовых статусов, установленных иными отраслями права для различных категорий лиц.

Среди уголовно-процессуальных иммунитетов особое место занимает свидетельский иммунитет, предоставляемый любому человеку (независимо от занимаемой должности и других социальных признаков), дающему показания в рамках уголовного процесса. Данная разновидность иммунитета образована самостоятельным субинститутом правового института уголовно- процессуальных иммунитетов.

§ 2. Понятие, классификация, содержание и сущность свидетельского иммунитета в российском уголовном процессе

Понятие свидетельского иммунитета можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны свидетельский иммунитет — это совокупность правовых норм, с другой — субъективное право.

Свидетельский иммунитет был заимствован в конституционном праве и в настоящее время используется в качестве самостоятельного уголовно-процессуального субинститута правового института уголовно-процессуальных иммунитетов.

В этом контексте под свидетельским иммунитетом следует понимать систему норм уголовно-процессуального права, которые:

- позволяют отказаться от дачи показаний против себя, своего супруга, близких родственников и близких лиц лицу, вызванному для дачи показаний;

- позволяют подозреваемому, обвиняемому в совершении преступления отказаться от дачи показаний вообще;

- предусматривают обязанность должностных лиц разъяснения участникам уголовного судопроизводства права на свидетельский иммунитет;

- определяют порядок предоставления и процессуального оформления свидетельского иммунитета.

Следует согласиться с мнением Т. Н. Москальковой, которая считает, что свидетельский иммунитет — это совокупность нормативно закрепленных правил, освобождающих некоторые категории свидетелей и потерпевших от предусмотренной законом обязанности давать показания по уголовному делу, а также освобождающих любого допрашиваемого от обязанности свидетельствовать против самого себя[25].

Однако свидетельский иммунитет главным образом следует рассматривать как субъективное право лица отказаться от дачи показаний, содержащееся в вышеуказанных нормах.

Л. М. Карнеева и И. Кертэс одни из первых теоретиков уголовного процесса, кто уделил достаточно серьезное внимание свидетельскому иммунитету. Они предложили ввести право на отказ от дачи показаний, в обусловленных законом случаях. По их мнению, свидетельский иммунитет — то право свидетеля отказаться от дачи таких показаний, которые могут быть использованы в уголовном процессе во вред его родственнику или иному близкому лицу[26].

Приведенный взгляд на понятие свидетельского иммунитета имеет актуальный для современной общественно-правовой действительности аспект — Л. М. Карнеева и И. Кертэс не ограничивают свидетельский иммунитет только родственными отношениями, распространяя его на любых лиц, чья «близость» может быть установлена в ходе производства по делу. Тем не менее, ограничение распространения рассматриваемого иммунитета только на свидетелей является не вполне обоснованным.

Такое же мнение по поводу содержания свидетельского иммунитета было высказано А. А. Чувилевым. Он считал, что свидетельский иммунитет — это, прежде всего, право отказаться от дачи показаний того лица, которое может быть свидетелем по делу[27].

Приведенное определение указывает на несколько признаков свидетельского иммунитета, однако не ясно на какие показания будет распространяться свидетельский иммунитет. Также необоснованно в данном случае сужен круг участников уголовного судопроизводства, на которых распространяется свидетельский иммунитет.

Сам термин «свидетельский иммунитет» имеет один существенный недостаток. Как мы уже ранее говорили, в названии рассматриваемого иммунитета изначально включено указание на свидетеля, что в принципе не отражает его содержания. Наиболее удачным в данной ситуации было бы применение термина «иммунитет от свидетельствования» или еще более удачно «иммунитет от дачи показаний». В соответствии со ст. 74 УПК в качестве доказательств в том числе допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля. В уголовном судопроизводстве такие доказательства как правило результат такого процессуального действия как допрос, в ходе которого и даются показания указанными выше лицами. Следовательно, вместо понятия «свидетельский иммунитет» было бы более целесообразным введение понятия «иммунитет от дачи показаний», хотя данное мнение не является принципиальным и сам термин «свидетельский иммунитет» настолько прочно вошел в теорию и практику уголовного судопроизводства, что его замена уже просто нецелесообразна.