Смекни!
smekni.com

Свидетельский иммунитет в уголовном судопроизводстве (стр. 9 из 16)

Идею о распространении свидетельского иммунитета на гражданского супруга поддержали большинство опрошенных сотрудников правоохранительных органов. Особенно следует отметить указание некоторых судей на то, что одного факта заявления лица о наличии близких отношений должно быть достаточно для предоставления свидетельского иммунитета. В этой ситуации вину обвиняемого необходимо устанавливать с помощью других доказательств и избегать допроса сожителей.

За расширение круга близких лиц выступают многие специалисты. За включение в этот список сожительствующих, но не состоящих в официальном браке лиц, и их родителей, ссылаясь на законодательный опыт ряда европейских стран, выступает А. Г. Кибальник[72]. Ф.А. Агаев и В. Н. Галузо аргументируют возможность расширения перечня близких лиц местными или национальными традициями отдельных субъектов Российской Федерации[73].

Распространения свидетельского иммунитета на близких лиц может автоматически решить еще один очень «щекотливый» вопрос. Все чаще и чаще наше общество сталкивается с фактами однополых взаимоотношений. В нашей стране однополые браки запрещены, в Европе становятся обычным явлением и признаются многими государствами. Мы отстраняемся от оценки таких отношений, однако в принципе признать близкими лицами однополых сожителей в некоторых случаях нам представляется вполне возможным. Также включение в понятие свидетельского иммунитета нашей трактовки понятия близких лиц решает еще один очень важный вопрос.

В некоторых традиционных этнических общностях считается недопустимым содействовать представителям власти против своих соплеменников. Невыполнение этого требования влечет негативные последствия для нарушителя со стороны общины, вплоть до смерти. Исходя из замкнутости образа жизни некоторых народов, например цыган, нам представляется необходимым распространить свидетельский иммунитет и на представителей народов ведущих общинно-родовой образ жизни, тем более что вследствие тесных общинно-родовых отношений представителей данных этносов вряд ли они расскажут следователю правду.

В соответствии с Декларацией о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, касающихся прав лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, поощрение и защита прав указанных лиц способствует политической и социальной стабильности государств, в которых они проживают, а также развитию общества в целом, и в демократических рамках на основе верховенства закона способствовало бы укреплению дружбы и сотрудничеству между народами и государствами. В соответствии со ст. 1 указанной декларации «государство охраняет на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряет создание условий для развития этой самобытности»[74].

Основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов содержатся прежде всего в Федеральном законе от 03.05.99 № 18 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»[75]. В соответствии со ст. 1 указанного законна коренные малочисленные народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные; образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Как нам представляется, приоритетным для государства и общества является сохранение внутренних общинно-родовых социальных отношений определенной этнической общности. Разрушение таких отношений приводит подчас к гибели (вымиранию) этноса как носителя определенной культуры. Поэтому нам и представляется необходимым распространение свидетельского иммунитета на представителей этнических общин, ведущих общинно-родовой образ жизни. Т.е., например, применительно к представителям коренных малочисленных народов Крайнего Севера и некоторым другим этносам свидетельский иммунитет является средством правовой защиты прав и законных интересов национальных меньшинств в целях обеспечения эффективного и справедливого уголовного судопроизводства.

Полагаем, что представители малочисленных народов не должны давать показания против представителей своей общины точно также, как и сожители не должны свидетельствовать друг против друга, за исключением случаев, когда они сами пожелают сделать это.

Таким образом, признание за представителями народов, ведущих общинно-родовой образ жизни, как малыми этническими общностями, свидетельского иммунитета вполне соотносится с международно-правовыми актами и приводит отечественное уголовно-процессуальное законодательство в соответствие с общемировыми стандартами.

Еще одна проблема, возникающая при реализации норм свидетельского иммунитета близких родственников, касается определения предмета этого иммунитета. Ее можно выразить в вопросе: чьи близкие родственники, а в случае использования нашего понятия свидетельского иммунитета, и близкие лица вправе отказаться от дачи показаний? Прежде всего, это родственники и близкие лица подозреваемых и обвиняемых (подсудимых, оправданных, осужденных). Из изложенного выше об иммунитете заподозренного лица вытекает, что его родственники и близкие лица также вправе отказаться от дачи показаний. Кроме того, это родственники и близкие лица подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых дело приостановлено или прекращено по нереабилитирующим основаниям, так как в случае возобновления производства по делу данные ранее показания такого свидетеля могут изобличить родственника или близкое лицо[76].

В литературе была высказана позиция о том, что право отказаться от показаний не должно принадлежать свидетелю, если обвиняемый, состоящий с ним в близком родстве или супружестве, умер во время предварительного следствия или после него, а следствие продолжается или дело рассматривается судом в отношении соучастников умершего[77]. Однако такая позиция представляется нам недостаточно обоснованной. Как было отмечено выше, в основании свидетельского иммунитета родственников лежат глубокие нравственные чувства, уважение к его чести, доброму имени, чувство собственной привязанности и веры в его доброе имя. В связи со смертью близкого человека эта нравственные ценности и память о нем не умирают вместе с ним, Поэтому представляется необходимым сохранять в таких случаях свидетельский иммунитет. Кроме того, по буквальному смыслу закона предоставляется право отказаться от дачи показаний против близких родственников (в том числе живых и умерших). В заключение параграфа подведем его итоги.

Свидетельский иммунитет распространяется на свидетеля, потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика, заподозренного, подозреваемого, обвиняемого, а также представители потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя и гражданского ответчика.

В целях совершенствования норм института свидетельского иммунитета представляется целесообразным внести предложенные ранее изменения действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Свидетельский иммунитет родственников и близких лиц распространяется на родственников и близких лиц подозреваемых н обвиняемых (подсудимых, оправданных, осужденных), а также лиц в отношении которых дело приостановлено или прекращено по нереабилитирующим основаниям.

§ 2. Актуальные проблемы реализация свидетельского иммунитета в различных стадиях уголовного процесса

Подвергая свидетельский иммунитет системному анализу, необходимо рассмотреть его проявления в различных стадиях уголовного судопроизводства и выявить проблемы, связанные с реализацией данного института.

Первые проблемы возникают уже в стадии возбуждения уголовного дела и связаны они с процессом получения объяснений.

Большинство юристов придерживаются точки зрения, что объяснения, полученные до возбуждения уголовного дела, относятся к виду доказательств, который в законе (ч. 2 ст. 74 УПК) обозначен как «иные документы». Так Н. В. Жогин и коллектив авторов в книге «Теория доказательств в советском уголовном процессе» отметили, что «поступившее заявление или объяснение содержит фактические данные об обстоятельствах, которые должны стать предметом допроса заявителя, не лишает самостоятельного доказательственного значения поступившее заявление или объяснение. Было неправильно игнорировать документы, собранные в стадии возбуждения уголовного дела, они должны использоваться в качестве доказательств»[78].

Формально объяснения, полученные в стадии возбуждения уголовного дела, отвечают всем требованиям, предъявляемым к такому виду доказательств как иные документы, в том числе самому важному из них - относимости. Однако объяснение не является процессуальным документом, как процедура его получения действующим УПК не предусмотрена. Но практика показывает, что, являясь источником информации, относящейся к уголовному делу, объяснение играет важную роль в принятии решения о возбуждении уголовного дела.

Сотрудники правоохранительных органов предлагают дать объяснения и сознательно умалчивают о том, что не процессуальное действие. Естественно, что часто люди не знают этого и считают своей обязанностью дать объяснение представителю власти.