Смекни!
smekni.com

Процессуальные особенности рассмотрения дел о лишении родительских прав (стр. 7 из 15)

Этим и объясняется то обстоятельство, что защита субъектов этих правоотношений происходит в рамках гражданского судопроизводства в порядке исковой формы защиты прав участников процесса, и в частности, по спорам о лишении родительских прав.

Таким образом, характерной особенностью рассмотрения и разрешения дел о лишении родительских прав является то обстоятельство, что в них достаточно ярко присутствует действие основных институтов гражданского процесса, обеспечивающих процессуальный порядок рассмотрения этих дел и защиту прав и охраняемых законом субъектов процесса и в первую очередь детей, по поводу права на воспитание которых идет спор в суде.

Специфика рассмотрения этих дел проявляется в содержании всех основных институтов, действующих в стадиях процесса.

Возбуждение гражданского дела в суде — важнейший акт реализации права родителей (и других лиц — усыновителей, опекунов, попечителей) и ребенка на защиту своих прав и законных интересов (ст. 46 Конституции РФ, ст. 56 СК РФ).

Обращение в суд за защитой нарушенного или оспоренного права, в том числе и по спорам о лишении родительских прав, предполагает наличие правомочий на предъявление иска, т.е. правомочие на возбуждение процесса связано с наличием предпосылок права на предъявление иска.

Наличие их проверяется судьей при подаче искового заявления в суд, и в зависимости от того, обладает ли заинтересованное лицо этими предпосылками права на предъявление иска, судья примет исковое заявление или откажет в его принятии, либо возвратит его заявителю.

К числу общих предпосылок права на предъявление иска, в том числе и по делам, связанным с воспитанием детей, относится наличие гражданской процессуальной правоспособности. Она означает предоставленную законом способность (возможность) иметь гражданские процессуальные права и нести процессуальные обязанности, возникает со дня рождения и прекращается со смертью гражданина.

Что касается гражданской правоспособности, то она означает способность иметь гражданские права и нести обязанности (ст. 17 ГК РФ).

В литературе указывается, что семейная правоспособность, как и гражданская, может быть определена как способность иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

Семейная правоспособность определяется и как способность в соответствии с законом совершать семейно-правовые акты и иметь личные неимущественные права и обязанности, предусмотренные законодательством.

Думается, что по существу оба эти определения совпадают и с этим можно согласиться.

Исковое заявление, которым возбуждается дело по спорам, связанным с воспитанием детей, должно подлежать рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (п. 1 ст. 134 ГПК РФ).

Критерий отнесения этих дел к подведомственности судов обусловлен тем, что в данном случае об этом свидетельствует как характер спорного правоотношения, так и его субъектный состав. В данных спорах суды рассматривают исковые дела с участием граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления по спорам о лишении родительских прав.

Следующей предпосылкой права на предъявление иска, встречающейся в практике рассмотрения споров о детях, является отсутствие вступившего в законную силу решения суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или отсутствие определения о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон (п. 2 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ).

Применительно к делам данной категории следует отметить, что стороны, в отношении которых состоялось решение суда по спору между ними, могут использовать возможность предъявления повторного иска в случае отказа в удовлетворении иска в тех случаях, когда изменились обстоятельства, послужившие поводом к предъявлению первоначального иска.

В литературе также было высказано мнение о том, что одна из категорий дел о праве на воспитание ребенка, а именно дела о лишении родительских прав должны рассматриваться в порядке особого производства. В обоснование этой позиции утверждается, что в делах этой категории отсутствует спор о праве, поскольку они носят бесспорный характер, а суды проверяют "наличие или отсутствие юридических фактов, с которыми законодатель связывает возможность применения этой семейно-правовой санкции"[6].

Доводы, приводимые в обоснование этой позиции, на мой взгляд, неубедительны, поскольку в делах этой категории присутствуют признаки, характеризующие сущность, и признаки исковой формы защиты права: наличие спора о праве на воспитание и наличие спорящих сторон (истца и ответчика). Трудно представить себе, как будет защищено право ребенка на надлежащее воспитание — только на основании установления наличия или отсутствия юридических фактов.

Для того чтобы возникло право на иск, недостаточно только наличия предпосылок права на предъявление иска. Требуется правильно осуществить это право.

Если заинтересованное лицо обладает правом на предъявление иска, судья должен проверить, соблюдены ли условия осуществления этого права.

В теории их принято называть условиями осуществления (реализации) права на предъявление этого права. В случае отсутствия одного из этих условий судья должен решить вопрос о возвращении искового заявления (ст. 135 ГПК).

Важным условием реализации права на предъявление иска и возбуждение дела о лишении родительских прав является правильное определение подсудности.

Согласно закону гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, подсудных мировым судьям (ст. 23 ГПК), военным и иным специализированным судам (ст. 25 ГПК), верховным и другим приравненным к ним судам (ст. 26 ГПК), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27 ГПК) подсудны районным судам (ст. 24 ГПК).

Отсюда следует сделать вывод, что дела о лишении родительских прав, с точки зрения родовой подсудности относятся к ведению районных судов.

При определении правил территориальной подсудности важно иметь в виду, что споры о лишении родительских прав рассматриваются по общим правилам этой подсудности, т.е. исковое заявление подается по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК). При этом следует иметь в виду, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей.

Вместе с тем стороны не лишены возможности использовать право договорной подсудности, когда они могут договориться о рассмотрении дела по месту жительства каждой из них или по месту нахождения ребенка, если это вызывается его интересами (ст. 32 ГПК РФ).

При возвращении искового заявления ввиду неподсудности спора данному суду судья должен указать, в какой конкретно суд следует обратиться по данному спору.

В случае предъявления иска к обоим родителям соответчикам, проживающим в разных местах, как свидетельствует судебная практика, иск может быть предъявлен в любом из судов по месту жительства любого из соответчиков. Изучение судебной практики показывает, что в подобных случаях целесообразно предъявлять иск по месту жительства того родителя, у кого находится на воспитании ребенок. При проживании родителя, которого хотят лишить родительских прав, на территории СНГ действует законодательство государства, на территории которого постоянно проживают дети.

Следующим условием возбуждения дела в суде является дееспособность лица, подающего исковое заявление (п. 3 ч. 1 ст. 135 ГПК). Институт гражданской процессуальной дееспособности регламентируется ст. 37 ГПК и характеризуется достижением определенного возраста и состоянием здоровья.

В отношении установления дееспособности несовершеннолетних граждан следует руководствоваться общими правилами, содержащимися в нормах материального права (гражданского и семейного).

Именно в силу достижения совершеннолетия (ст. 21 ГК РФ) граждане, достигшие 18 лет, могут участвовать в процессе в качестве истцов и ответчиков.

Однако гражданская процессуальная дееспособность может наступить и до достижения 18 лет.

Так, несовершеннолетний может лично осуществлять свои права и выполнять обязанности после вступления в брак (ст. 13 СК РФ) или в случае эмансипации, когда он приобретает полную дееспособность (ст. 27 ГК РФ).

В случае, когда родители нарушают свои права и обязанности
по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами,
ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих
прав по достижению им 14 лет — в суд, предъявляя иск о защите
своих прав и законных интересов (п. 2 ст. 56 СК РФ).

Важное значение имеет четкое определение предмета и основания иска, поскольку судья должен возвратить исковое заявление ввиду отсутствия одного из условий права на предъявление иска, если в производстве этого или другого суда имеется дело по спору между этими же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (п. 5 ч. 1 ст. 135 ГПК).

Соблюдение надлежащей формы и содержания искового заявления по делам данной категории имеет важное значение для правильного и эффективного рассмотрения и разрешения дел данной категории. Это предопределяется тем важным обстоятельством, что речь идет о защите интересов несовершеннолетнего ребенка.

Прежде всего исковое требование должно быть облечено в письменную форму.

Необходимо отметить, что содержание искового заявления кроме реквизитов, общих для всех категорий гражданских дел, рассматриваемых судом, должно отражать специфику спора, подлежащего разрешению.

При этом особое внимание следует обратить на содержание двух элементов иска, указание на которые обязательно для всех категорий гражданских дел и определяется их спецификой.

Исходя из этого, в исковом заявлении должно содержаться требование истца к ответчику о лишении родительских прав.

По существу просьба истца, реализованная в виде этого требования, и составляет просительный пункт искового заявления.