Обследование начинается с того, что лицо, проводящее обследование, обычно выясняет обстановку, в которой воспитывается ребенок.
Проведение обследования предполагает ознакомление с материально-бытовыми условиями лиц, претендующих на воспитание ребенка, знакомство с лицами, претендующими на воспитание ребенка, когда проводится беседа и выясняется мнение лиц, которые могли наблюдать, как живет и в каких условиях воспитывается ребенок, степень его привязанности к обоим родителям. Иногда целесообразно опросить сослуживцев, соседей, родителей детей, с которыми ребенок учится или ходит в детский сад, педагогов, воспитателей. В зависимости от того, насколько эти лица могут помочь суду в установлении фактических обстоятельств дела, судья решает вопрос о вызове их в судебное заседание по делу в качестве свидетелей.
Особое внимание при проведении обследования должно быть, безусловно, обращено на выяснение личных качеств лиц, претендующих на воспитание ребенка.
Надлежащее соблюдение порядка обследования — важное условие правильного проведения подготовки дела к судебному разбирательству.
Как правило, суды должны в определении указать на необходимость проведения обследования у обоих лиц, претендующих на воспитание ребенка. При этом обследование условий жизни сторон, проживающих в одном районе, должно проводиться одним и тем же уполномоченным лицом.
Если же стороны проживают в разных местностях и известно место жительство каждой из них, то должностное лицо органа опеки и попечительства по месту жительства ответчика должно обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства истца с просьбой провести у него обследование. В его запросе должны быть изложены все необходимые сведения. Акт обследования после того, как оно произведено, направляется адресату, т.е. органу по месту жительства ответчика, где и постановляется единое заключение.
Однако данное правило представляется нецелесообразным, и суды поступают следующим образом.
Поручение о производстве обследования сторон, одна из которых живет вне района деятельности суда, дает не орган опеки и попечительства по месту жительства ответчика, а должен давать районный суд, в производстве которого находится дело. Обращение следует в адрес двух органов опеки и попечительства, которые обязаны составить акты обследования, ознакомившись с условиями жизни сторон, и представить заключения.
Проводя обследование условий жизни ребенка, орган опеки и попечительства должен дать ответы на вопросы, поставленные в определении суда, имеющие значение для оценки возможностей каждой из сторон на воспитание ребенка как воспитателя.
Должна быть дана объективная оценка действительному положению вещей, сложившемуся на момент рассмотрения дела, и перспективе развития событий.
После того, как обследование закончено, составляется, как правило, единый акт, в котором содержится заключение по существу спора и дается ответ на вопрос, какое решение, по мнению органа опеки и попечительства, может быть постановлено судом по данному делу. Акт обследования является письменным доказательством, подлежащим оценке суда наряду с другими доказательствами. Нельзя проводить какую-либо аналогию с таким средством доказывания, как заключение эксперта, где содержится лишь ответ на вопросы, поставленные судом и требующие компетентного ответа на них.
На практике допускаются случаи представления в суд двух актов обследования условий жизни сторон, претендующих на воспитание ребенка. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. /121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 27 мая 1998 г.). На практике, как правило, акт обследования подписывает лицо, производившее обследование и выступающее впоследствии в качестве представителя этого органа в стадии судебного разбирательства.
Помимо всех названных действий, совершаемых судьей в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, судья определяет дополнительный круг доказательств, имеющих важное значение для дела. Так, учитывая заинтересованность сторон в исходе дела, судья должен разобраться в целесообразности удовлетворения ходатайства сторон о необходимости истребования тех или иных документов в качестве письменных доказательств.
К юридическим фактам, входящим в предмет доказывания по данной категории дел, прежде всего относится факт происхождения детей, подтвержденный в установленном порядке. В первую очередь необходимо истребование письменных доказательств, содержание которых подтверждает факт родства.
Если при подготовке дела у судьи возникает вопрос о способности лица воспитывать ребенка в связи с его душевным заболеванием, то возможно его разрешение путем проведения судебной экспертизы, которая может дать заключение относительно того, будет ли в состоянии данное лицо осуществлять воспитание ребенка, независимо от его способности понимать значение своих действий или руководить ими.
По делам о лишении родительских прав судья выносит определение об участии в процессе прокурора (п. 2 ст. 70 СК РФ).
Принимая дело к производству, суд может столкнуться с такой ситуацией, которая свидетельствует о необходимости применения мер по обеспечению иска. Эти меры могут быть предприняты судом или единолично судьей как по ходатайству истца, так и по собственной инициативе, а также по инициативе прокурора, органа опеки и попечительства.
Под обеспечением иска о лишении родительских прав понимается временное отобрание детей у ответчика. Оно осуществляется судом в день, когда принимается исковое заявление, без извещения ответчика и других лиц, участвующих в деле. Надобность в таком отобрании возникает, если дети живут с родителями, а органы опеки и попечительства почему-либо не отобрали их до предъявления иска о лишении родительских прав. Для оказания помощи в обеспечении иска суд может привлечь органы опеки и попечительства.
Закончив подготовку дела к судебному разбирательству, судья выносит определение о назначении дела к разбирательству в судебном заседании, где указывает срок и место проведения заседания, состав лиц, подлежащих вызову в суд при рассмотрении данного спора (ст. 153 ГПК РФ).
4. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО В СУДЕ
Закон гарантирует каждому гражданину Российской Федерации судебную защиту его прав и свобод (ст. 46 Конституции Российской Федерации). Согласно ст. 1, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.
Защита семейных прав ребенка осуществляется в рамках гражданской процессуальной формы по правилам искового производства, которое содержит максимум правовых гарантий правильности рассмотрения и разрешения гражданских дел, в том числе и споров о праве на воспитание ребенка.
"Под судебной защитой гражданских и семейных прав ребенка следует понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права и моральных принципах деятельность судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных оспоренных гражданских и семейных прав ребенка, посредством предусмотренных гражданским и семейным законодательством способов защиты"[7].
Суд является главным и основным органом, осуществляющим права на воспитание ребенка.
Стадия судебного разбирательства, в порядке которой происходит рассмотрение споров о детях, содержит максимум правовых гарантий правильности разрешения спора.
Процесс рассмотрения и разрешения споров, связанных с лишением родительских прав, содержит все основные части судебного разбирательства и происходит в той последовательности, которая предусмотрена нормами гл. 15 Гражданского процессуального кодекса РФ, характерными для порядка судопроизводства по гражданским делам, начиная с подготовительной части и заканчивая вынесением решения суда.
Вместе с тем следует обратить внимание и выделить некоторую специфику данной стадии применительно к порядку рассмотрения этих дел.
Наиболее оптимальным для разрешения дела в стадии судебного разбирательства с последующим вынесением законного и обоснованного решения является личное участие в судебном заседании всех лиц, участвующих в деле.
Вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие одной из сторон возникает чаще всего при решении вопроса о лишении родительских прав, когда ответчик, будучи неоднократно извещенным о дне судебного разбирательства, сознательно уклоняется от явки в суд, и лицо, предъявившее иск, дает согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
Неявку ответчика в суд по этим делам по существу можно расценить как отказ от воспитания ребенка. В литературе высказано мнение о рассмотрении в таких случаях дела о лишении родительских прав в порядке заочного производства.
Предмет доказывания, как известно, состоит в первую очередь из юридических фактов, которыми истец обосновывает исковые требования, и из юридических фактов, лежащих в основании возражений ответчика, а также тех фактов, которые суд исследует по собственной инициативе, поскольку они имеют существенное значение для дела, независимо от того, ссылаются на них стороны или нет[8].