Смекни!
smekni.com

Приговор как акт правосудия 2 (стр. 10 из 15)

Значительно проще решается вопрос об указании в приговоре места судебного заседания. Здесь возникает лишь один вопрос: как указать в приговоре место судебного заседания, если судебные заседания по делу происходили в нескольких населенных пунктах. В этих случаях в приговоре, как и протоколе судебного заседания, должны быть указаны все населенные пункты, в которых происходило судебное разбирательство[79].

В приговоре указывается точное и полное наименование суда, разбиравшего дело: районный (городской) суд, мировой судья, областной, краевой суд и т.д. Состав суда указывается так, чтобы было ясно, кто председательствовал в судебном заседании.

В приговоре указываются не только фамилии, но и инициалы судей; эти данные помогает проверить законность состава суда. Небрежность в указании фамилий и инициалов судей в приговоре, расхождения с данными о них, содержащимися в протоколе судебного заседания, нередко приводят к отмене приговора. Должно указываться должностное положение судьи. Чего нет в приговоре по уголовному делу № 1567[80].

Во вводной части приговора должны быть перечислены участники судебного разбирательства: секретарь судебного заседания, обвинитель, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Требование, чтобы были указаны фамилии и инициалы, относится, разумеется, не только к судьям, но и ко всем участникам судебного разбирательства. Однако в ряде приговоров нет данных на иных участников: потерпевших, гражданских истцов и ответчиков[81].

Одним из элементов вводной части приговора является фиксирование того, было ли судебное разбирательство открытым или закрытым[82].

Во вводной части приговора важное место отводится данным, характеризующим личность подсудимого: фамилия, имя, отчество подсудимого, дата и место его рождения, место жительства, место работы, род занятий, семейное положение и иные данные о личности, имеющие значение для уголовного дела[83].

К числу таких данных могут быть отнесены, в частности, сведения о национальности подсудимого, наличии у него судимости; о наличии государственных наград, почетных званий и т.д[84]. Поскольку все они, в той или иной мере, могут иметь значение при решении как процессуальных (например, о предоставлении подсудимому переводчика), так и уголовно-правовых (квалификация преступления как неоднократно совершенного, назначение наказания) вопросов.

Вполне понятно, какое значение имеет точное обозначение фамилии, имени и отчества подсудимого в приговоре суда. Проф. И.Д. Перлов считал, что искажение этих данных может привести к тому, что приговор будет приводиться в исполнение не в отношении того лица, которое осуждено или оправдано судом[85]. Тем не менее, в практике встречаются случаи небрежного оформления приговоров, искажения фамилий, имен и отчеств подсудимых.

От суда требуется не только общее указание в приговоре на прошлую судимость подсудимого, но и конкретное указание, когда он был судим, каким судом, по какой статье Уголовного кодекса, к какой мере уголовного наказания, а также на то, отбыл или не отбыл назначенное ранее наказание. Только это дает возможность иметь представление о личности подсудимого и правильно решить вопрос о правовых последствиях, вытекающих из факта его прежней судимости.

Во вводной части приговора должны быть отражены сведения о государственном обвинителе, защитнике, причем в эти сведения входит указание о документах, подтверждающих его полномочия. Это — номер удостоверения и данные ордера на защиту. Однако, на практике такие данные довольно часто не указываются. Например, в приговоре по делу № указано только, что дело рассматривалось с участием защитника Ваулиной Н.Н[86].

Поскольку УПК РФ по определению или постановлению суда допускает возможность участия в деле наряду с адвокатом одного из близких родственников или иного лица, о допуске которого ходатайствует обвиняемый, во вводной части приговора должны быть указаны сведения и об этих лицах.

Во вводной части также указываются пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие ответственность за преступление, в совершении которого обвиняется подсудимый.

Круг вопросов, подлежащих освещению во вводной части приговора, убедительно говорит о ее важности и большом значении для последующих частей приговора и укрепления законности во всей работе суда.

3.2 Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора

Описательно- мотивировочная часть приговора излагается по-разному, в зависимости от того, является ли приговор оправдательным или обвинительным.

В УПК РСФСР не было такой части как описательно-мотивировочная. Была просто описательная часть приговора. Законодатель в УПК РФ изменил данное название. Так как в центральной части приговора не только описывается преступное деяние, но и приводятся мотивы, на основании которых суд пришел к выводу о виновности или невиновности подсудимого.

Нельзя сводить описательно-мотивировочную часть приговора лишь к обоснованию выводов суда по вопросам доказанности или недоказанности преступления, виновности или невиновности подсудимого, хотя такая точка зрения имеет довольно широкое распространение. В описательно-мотивировочной части приговора должны быть также обоснованы выводы и решения суда по вопросам применения уголовного закона (квалификация преступления), меры наказания, избираемой в отношении виновных или оправдания невиновных, а также выводы и решения суда по другим вопросам дела, если в этом есть необходимость. В обосновании нуждается не только вывод суда о виновности или невиновности подсудимого, но и юридическая оценка (квалификация) преступления и мера наказания, избираемая судом, и гражданскоправовые вопросы, возникающие по делу.

Представление о том, что описательно-мотивировочная часть приговора должна касаться только фактических обстоятельств дела и не затрагивать правовых вопросов, не может быть признано правильным, ибо выводы суда по всем вопросам дела органически связаны между собой, они находятся в неразрывном единстве.

Приговор – правовой акт от начала до конца. В этом акте рассматриваются и решаются вопросы права. Нельзя центральную часть приговора, какой является описательно-мотивировочная часть, освободить от рассмотрения правовых споров. Не следует также судьям запрещать употреблять в описательно-мотивировочной части приговора юридические термины, содержащиеся в уголовном законе (вымогательство, взятка, убийство с корыстной целью и т.д.). Конечно, было бы неправильно, если бы суд вместо раскрытия и показа в приговоре конкретных фактических обстоятельств вымогательства, взятки ограничился лишь указанием на эти юридические термины. Такие приговоры были бы недоброкачественными не потому, что они содержат юридическую терминологию, а потому, что они голословны, бездоказательны и неконкретны. Но если после изложения всех конкретных фактических обстоятельств дела суд даст им юридическую оценку и при этом будет пользоваться юридической терминологией, заимствованной из уголовного закона, то в этом не только нет ничего плохого, но это, является полезным и правильным, придающим приговору характер правового акта. Думается, что юридические термины, употребляемые судом в приговоре, должны вытекать из изложения фактических обстоятельств дела и их юридического анализа и должны быть понятны всем лицам, выслушивающим приговор[87].

Проф. И.Л. Петрухин считал, что в приговорах должны быть приведены мотивы, на основании которых суд пришел к выводу о виновности или невиновности в отношении каждого подсудимого. При этом должны быть указаны конкретные доказательства, положенные судом в основу обвинения или оправдания подсудимого, с приведением мотивов, почему суд принял эти доказательства. Отвергая те или иные имеющиеся в деле доказательства в пользу обвинения подсудимого или его оправдания, суд должен в приговоре указать, почему именно эти доказательства им отвергнуты[88]. С данной точкой зрения можно согласиться, так как она совпадает со ст.ст. 305, 307 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Обязанность мотивировать приговор ставит судей, разбирающих дело, в ответственное положение. Уже тогда, когда они проводят судебное следствие, судьи не могут не учесть того, что им предстоит вынести мотивированный приговор. Судебное следствие должно быть проведено так, чтобы суд имел возможность обосновать свои выводы по делу, аргументировать свою позицию, убедительно показать, почему одни доказательства положены в основу приговора, а другие отвергнуты. Это можно сделать лишь при условии, когда все доказательства тщательно исследованы на судебном следствии. Поверхностное исследование доказательств лишает судей возможности мотивировать приговор. Вот почему требование мотивировки приговора обязывает судей к тщательному проведению судебного следствия.

Мотивировка приговора выражается не только в анализе доказательств, на которых оно основано, но и в приведении в приговоре фактической, логической аргументации, обосновывающей приговор, в том числе и в случае признания обвинения недоказанным полностью или в части.

Например, как следует из материалов дела, П. наряду с приобретением наркотических средств обвинялся в их хранении. Признав обвинение в хранении необоснованным, суд вопреки требованиям ст. 307 УПК никаких оснований к этому в приговоре не привел и квалифицировал действия П. по ч.1 ст. 228 УК РФ как незаконное приобретение наркотических средств без цели сбыта. Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по протесту прокурора, отменила приговор и указала, что безмотивное исключение части обвинения является нарушением уголовно-процессуального закона.