Смекни!
smekni.com

Приговор как акт правосудия 2 (стр. 8 из 15)

11) как поступить с имуществом, на которое наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации;

12) как поступить с вещественными доказательствами;

13) на кого и в каком размере должны быть возложены процессуальные издержки;

14) должен ли суд в случаях, предусмотренных ст. 48 УК РФ, лишить подсудимого специального, воинского или почетного звания, классного чина, а также государственных наград;

15) могут ли быть применены принудительные меры воспитательного воздействия в случаях, предусмотренных ст. 90 и 91 УК РФ;

16) могут ли быть применены принудительные меры медицинского характера в случаях, предусмотренных ст. 99 УК РФ;

17) следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого.

Эти вопросы подлежат разрешению в той последовательности, как они расположены в ст.299 УПК, поскольку именно при таком порядке обеспечивается полнота и логичность принятого решения. Причем, если в ходе производства по уголовному делу рассматриваются обвинения одного лица в совершении ряда преступлений либо нескольких лиц в совершении одного или нескольких преступлений, вопросы, указанные в п.1-7 ст. 299 УПК, подлежат разрешению отдельно применительно к каждому из этих обвинений[62].

В случае если в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства возникал вопрос о том, что во время совершения инкриминируемого ему деяния подсудимый находился в состоянии невменяемости или во время судебного разбирательства у него наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать свои действия и руководить ими, суд должен принять решение и по нему.

В случае если суд придет к выводу о невменяемости подсудимого, он выносит постановление (определение) о применении принудительных мер медицинского характера. Если же вопрос о вменяемости подсудимого впервые возник в совещательной комнате, суд возобновляет судебное следствие и назначает в отношении подсудимого судебно-психиатрическую экспертизу[63].

Последовательное разрешение указанных в ст. 299 УПК вопросов имеет особое значение в тех случаях, когда уголовное дело рассматривается судом коллегиально, поскольку решение, принятое большинством судей по каждому из ранее решенных вопросов, становится обязательным, в том числе и для самих судей, при голосовании по последующим вопросам. Судья, оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо вопросу, не вправе воздержаться от голосования по другим вопросам и должен исходить при этом из того решения, за которое проголосовало большинство. Кодекс делает исключения из этого правила только в отношении вопросов о квалификации деяния, инкриминируемого подсудимому, и о его наказании и только применительно к судье, голосовавшему ранее за признание недоказанными деяния, в совершении которого обвиняется подсудимый, или участия подсудимого в этом деянии. Голос такого судьи присоединяется к голосу, поданному за квалификацию деяния по уголовному закону, предусматривающему менее тяжкое преступление, и за назначение менее тяжкого наказания (ч.3 ст. 301 УПК).

При коллегиальном рассмотрении уголовного дела все вопросы, подлежащие разрешению судом при постановлении приговора, решаются простым большинством голосов. Исключение составляет лишь решение по вопросу о назначении в качестве наказания смертной казни, которое может быть принято только единогласно[64].

Закон не говорит, как быть, когда при решении отдельных вопросов (о квалификации преступления, о мере наказания, о гражданском иске и т.д.) мнения судей разойдутся так, что ни одно из них не получит простого большинства голосов. Например, судьи пришли к выводу о том, что подсудимый виновен и его надо приговорить к лишению свободы, но один из них считает нужным подвергнуть подсудимого лишению свободы на 10 лет, другой — на 5 лет, а третий — на 3 года. Как согласовать в данном случае мнение всех трех судей, чтобы образовать простое большинство голосов при решении вопроса о мере наказания?

Правильную позицию, на наш взгляд, по этому вопросу высказывал И.Д. Перлов, отмечавший, что «образование простого большинства при наличии разных мнений, не образующих большинства, должно быть подчинено требованию принятия решения, наиболее благоприятного для подсудимого»[65].

В целях обеспечения объективности и независимости членов судебной коллегии устанавливаются правила, в соответствии с которыми:

а) при обсуждении вопросов, подлежащих отражению в приговоре, и при голосовании все члены коллегии пользуются равными правами;

б) председательствующий при голосовании подает свой голос последним;

в) судья, оставшийся в меньшинстве, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит приобщению к приговору[66].

После разрешения всех перечисленных вопросов суд переходит к составлению самого текста приговора. Приговор может быть написан от руки либо изготовлен с помощью технических средств одним из судей, участвующим в его постановлении.

Приговор должен быть подписан всеми судьями, участвующими в рассмотрении дела. То обстоятельство, что судья, оставшийся при голосовании в меньшинстве, изложил свое особое мнение, не освобождает его от обязанности подписать приговор.

Все исправления, сделанные судом первой инстанции в тексте приговора после его провозглашения, будут являться существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

Например, Вологодским городским судом Вологодской области Аверин осужден по ст. 157 УК РФ. Вологодским городским судом постановлено в порядке ст. 399 УПК считать Аверина осужденным по ч.1 ст. 157 УК РФ. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по протесту прокурора, ответила, что суд, не указав в резолютивной части приговора по какой части ст.157 УК РФ он признает его виновным, нарушил требования ст. 308 УПК. Данное нарушение судья первой инстанции счел возможным исправить постановлением, вынесенным в порядке ст. 399 УПК. Однако это постановление также нельзя признать законным, поскольку вопрос о квалификации действий виновного в соответствии со ст. 299 УПК должен рассматриваться судом при постановлении приговора. Кроме того, вынося упомянутое постановление, суд руководствовался ст. 399 УПК, которая регламентирует порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и не является нормой, допускающей внесение изменений судом первой инстанции в приговор, не вступивший в законную силу. В данном случае резолютивная и описательная части приговора не соотносятся друг с другом. Исправление этой ошибки путем вынесения судом постановления в порядке ст. 399 УПК является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену судебных постановлений по делу. Дело направлено на новое судебное рассмотрение[67].

Исправления и поправки в тексте приговора должны быть специально оговорены и также удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до провозглашения приговора[68].

Провозглашение приговора является заключительным этапом стадии судебного разбирательства, после которого суд больше не вправе возвращаться в той или иной части к рассмотрению данного дела (он может только решать вопросы в порядке исполнения приговора) и после которого судом, вынесшим приговор, в него не могут быть внесены никакие изменения.

Провозглашение приговора осуществляется председательствующим в судебном заседании непосредственно после подписания приговора всеми судьями. Приговор провозглашается в присутствии сторон в открытом судебном заседании, независимо от того, было ли само слушание дела открытым или закрытым. Правда, если дело слушалось в открытом судебном заседании, приговор должен быть провозглашен публично в полном объеме, а если слушание дела проходило в закрытом судебном заседании, то по решению суда публично могут быть оглашены только вводная и резолютивная части приговора, а сторонам должен быть разъяснен порядок ознакомления с полным текстом приговора (ч. 7 ст. 241 УПК).

Присутствующие выслушивают приговор стоя. Если приговор изложен на языке, которым подсудимый не владеет, то переводчик переводит приговор вслух на язык, которым подсудимый владеет. Такой перевод может осуществляться как синхронно с провозглашением приговора, так и после его провозглашения.

В случае постановления оправдательного приговора, обвинительного приговора без назначения наказания или с освобождением от наказания либо обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно подсудимый, находящийся под стражей, подлежит освобождению в зале суда немедленно после провозглашения этого приговора.

В течение 5 суток со дня провозглашения приговора судья, председательствовавший в судебном заседании, обязан обеспечить вручение осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю копии приговора. Если иные участники процесса, выступавшие на стороне обвинения или защиты, ходатайствуют о вручении копий приговора и им, то такое вручение также должно быть произведено в указанный срок.

Осужденному или оправданному, не владеющему языком судопроизводства, наряду с копией приговора на русском языке должен быть вручен его перевод на язык, которым он владеет и которым пользовался в ходе судебного разбирательства[69].

Глава 3. Структура приговора

3.1 Вводная часть приговора

Для обеспечения высокого качества приговора большое значение имеет структура приговора, последовательность и логичность изложения всех вопросов, которые должны найти отражение в приговоре, взаимосвязанность и взаимообусловленность отдельных его частей.