Смекни!
smekni.com

Приговор как акт правосудия 2 (стр. 3 из 15)

Законная сила приговора как правовой институт, представляю­щий совокупность уголовно-процессуальных норм, свидетельству­ет, что этот институт обладает свойствами, закрепленными в нормах УПК РФ. Т. Т. Алиев, В. О. Белоносов, Н. А. Громов относят к ним обще­обязательность, неизменность, исключительность и преюдициальность[12]. Ф. Н. Фаткуллин, И. М. Гуткин указывают, что вступившему в законную силу приговору придаются такие конкретные правовые черты закона, как общеобязательность, непоколебимость и исключи­тельность[13]. Мы поддерживаем мнение Т. Г. Морщаковой, что по всем вопросам, разрешенным в уголовном деле, приговор, вступивший в законную силу, обладает свойствами общеобязательности, исключи­тельности и имеет преюдициальное значение, в отношении него дей­ствует презумпция его истинности[14].

Общеобязательность – это еще одно из свойств, которое выражает два тесно связанных между со­бой требования. Во-первых, приговор в целом обязателен во всех отношениях для государственных и общественных предприя­тий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. Ник­то не вправе считать для себя необязательной ту или иную часть приговора, отвергнуть те или иные моменты, пока вступивший в законную силу приговор не отменен в установленном законом по­рядке. Во-вторых, содержащиеся в судебном приговоре решения подлежат безоговорочному исполнению на всей территории Рос­сии.

Без обязательности приговора его законная сила приобретает формальный характер и теряет свое реальное значение. Поэтому в случае необходимости исполнение приговора обеспечивается государствен­ным принуждением. По ст. 392 УПК РФ неисполнение приговора суда влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 315 Уго­ловного кодекса Российской Федерации.

Исключительность вступившего в законную силу приговора заключается в запрещении повторного обсуждения и изменения оценки отраженных в приговоре фактов и выводов, в недопущении нового обвинения лица за то же самое деяние, что признано дока­занным или, напротив, отвергнуто судом[15].

Часть 1 ст. 50 Конституции подчеркивает значение этого свой­ства в отношении обвинительного приговора: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Свойством исключительнос­ти обладает как обвинительный, так и оправдательный приговор. Это точно отражено в формулировке п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Никто не должен быть вторич­но судим или наказан за преступление, за которое он уже был окон­чательно осужден или оправдан». Произнесенный приговор должен почитаться незыб­лемым, не подлежащим пересмотру. Вступивший в законную силу приговор вообще не подлежит касса­ции. Жалобы на него сами по себе не влекут его пересмотра. Вопрос об отмене или изменении такого приговора может решаться только в особом порядке, относящемся к исключительным стадиям уголов­ного судопроизводства (ст.ст. 402-419 УПК РФ). Исключение из этого запрета, т.е. возможность пересмотра окончательных приговоров су­дов, лишь, если это необходимо в силу новых или вновь обнаруженных обстоятельств, в том числе указывающих на судебную ошибку. При этом ис­ключительность оправдательного приговора вообще не может быть поколеблена. Пересмотр оправдательного приговора в порядке надзора не допускается (ст. 405 УПК РФ).

Содержащиеся в приговоре выводы и распоряжения исключают возможность принятия кем-либо к вторичному рассмотрению уже разрешенного дела, постановления по нему дополнительного или иного решения по существу разрешенного судом обвинения, пока не отменен в установленном законом порядке имеющийся приговор.

Следующее внешнее свойство приговора – его преюдициальность (преюдициальный в переводе с латинского означает «относящийся к предыдущему судебному решению»[16]. Преюдициальным свойством обладает вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу. Преюдициальность приговора заключается в том, что содержащиеся в нем выводы об установленных судом по делу фактах являются обязательными для судов, рассматривающих те же обстоятельства в порядке гражданского судопроизводства, и других правоприменительных органов[17].

Необходимо, чтобы уголовно-процессуальный закон содержал такую систему обжалования, которая, с одной стороны, внушала бы доверие к решениям суда, а с другой, давала бы возможность востор­жествовать справедливости[18].

Гарантия на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, соответствует конституцион­ному праву каждого на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц в суд (п. 2 ст. 46 Конституции РФ). Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы защиты прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударствен­ные средства правовой помощи (п. 3 ст. 46 Конституции РФ).

В отношении вступившего в законную силу приговора действует презумпция его истинности. Презумпцию истинности судебного приговора можно определить следующим образом: признание приговора правильным до тех пор, пока он не отменен соответствующим судом в порядке, установлен­ном федеральным законом.

И. Я. Фойницкий писал: «Судебное решение почитается за истину, но если эта презумпция падает, если решение оказывается ошибочным, оно должно быть заменено другим, справедливым. Истина – высший закон правосудия, стремлением к ней должны быть проникнуты все меры его»[19]. Мы под­держиваем мнение, что презумпция истинности вступившего в за­конную силу приговора основана на предположении, что процессу­альных гарантий нормальных стадий процесса достаточно для установления истины по уголовному делу[20].

Перечисленные свойства приговора теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Вступивший в законную силу приговор общеобязателен, так как существует презумпция его истинности и содержащиеся в нем решения не могут быть заменены никакими дру­гими. Они имеют исключительное значение для данного уголовного дела и преюдициальное — для всех других правоприменителей, пока приговор не будет аннулирован в установленном законом порядке.

Только приговор суда, обладающий всеми вышеперечисленны­ми свойствами, будет реализовывать назначение уголовного судопро­изводства в соответствии со ст. 6 УПК РФ.

Глава 2. Требования, предъявляемые к приговору суда

2.1 Законность, обоснованность и справедливость приговора

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 297 провозгласил, что приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Закон не оговаривает конкретное содержание каждой из названных характеристик приговора. Более того, как следует из той же ст. 297 УПК, приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК и основан на правильном применении уголовного закона, что позволяет говорить о значительном совпадении указанных качеств и, по крайней мере, о том, что законным считается лишь тот приговор, который является обоснованным и справедливым[21].

Осуществление принципа законности в уголовном процессе обеспечивает как интересы государства, так и интересы граждан, участвующих в уголовном процессе.

Нарушение принципов уголовного судопроизводства в ходе судебного рассмотрения уголовного дела не допустимо. Данное нарушение приведет к нарушению норм-принципов Конституции. Это позволяет утверждать, что нарушение принципов уголовного судопроизводства должно влечь отмену приговора суда.

К сожалению, в ст. 381 УПК указание на существенную природу приведенных оснований отсутствует. Поэтому требуется корректировка ч.2 ст. 381 УПК. Представляется, что ее надо дополнить следующим пунктом:

«1) Нарушение принципов уголовного судопроизводства, закрепленных в Конституции РФ и главе 2 настоящего Кодекса»[22].

В каждом приговоре применяется уголовный закон. Каждый приговор должен выносится только в порядке, установленном процессуальным законом. Но, ни один закон, даже самый совершенный, не способен дать готового решения. Всеобщий характер закона не может охватить собою все многообразие конкретных случаев и жизненных ситуаций, к которым закон должен быть. В этом и кроется причина того, что судебная деятельность является весьма трудной и сложной.

Нельзя смешивать два разных положения:

1) требование точного соблюдения законов, составляющее суть подзаконности деятельности суда, и 2) формальное, чиновничье отношение, допускаемое иногда некоторыми судьями при применении закона. Первое – полезно и ведет к укреплению законности в деятельности суда. Второе – вредно и ведет к ослаблению и подрыву законности[23].

Что же следует понимать под законностью приговора?

Законность приговора выражается в том, что он основан на материальном законе и постановлен с соблюдением всех форм судопроизводства. Т. Г. Морщакова дает такое понятие: законность приговора – это его строгое соответствие предписаниям материального и процессуального права…Кроме того, должны быть правильно применены не только нормы уголовного закона, но и относящиеся к данному делу нормы гражданского, трудового и иных отраслей материального права[24]. Законным может признаваться приговор, который вынесен с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, предъявляемых к процедуре рассмотрения уголовного дела, подготовке и постановлению приговора, его оформлению, и в котором выводы о квалификации деяния и о виде и размере наказания виновного отвечают предписаниям уголовного закона[25]. Суд не вправе применять федеральный закон, противоречащий Уголовно-процессуальному кодексу РФ.