Смекни!
smekni.com

Приговор как акт правосудия 2 (стр. 9 из 15)

Устанавливая в уголовно-процессуальном кодексе общеобязательную форму приговора, законодатель тем самым подчеркивает неразрывную связь содержания и формы приговора суда.

Содержание — это внутренняя сторона явлений, предметов, основа их существования и целевого назначения. Содержание применительно к приговору означает все, что в нем фактически изложено. Содержание выражается в форме. Форма есть структура, или выражение содержания. Определенному содержанию должна соответствовать определенная форма. В единстве содержания и формы приговора главным, определяющим является первое. Именно содержание предопределяет форму приговора. Обвинительный приговор, отличаясь содержанием от оправдательного приговора кругом и характером решаемых в нем вопросов, отличается от последнего и по форме. Постановляя обвинительный приговор, суд положительно обосновывает правильность своих выводов, то есть приводит доказательства, подтверждающие совершение преступления подсудимым. В оправдательном же приговоре суд может обосновать свой вывод о невиновности обвиняемого как в положительной, так и в отрицательной форме[70].

В первом случае суд при постановлении оправдательного приговора приводит доказательства, которые прямо указывают на невиновность обвиняемого (например, при установлении алиби обвиняемого).

Во втором случае, что бывает наиболее часто при вынесении оправдательного приговора ввиду того, что подсудимый непричастен к совершению преступления, если само преступление установлено, но исследованные судом доказательства не подтверждают его совершение подсудимым, суд обосновывает свой конечный вывод путем указания на неубедительность доказательств, приведенных обвинением, которые в совокупности не дают основания для вывода о виновности подсудимого[71].

Имеется различие и в структуре приговоров. Такое отличие существует не только между разными видами приговоров, но и в пределах одного определенного вида. Если взять несколько правильно изложенных обвинительных или оправдательных приговоров по различным делам, то и здесь можно увидеть, что форма их будет несколько отлична друг от друга. Это объясняется тем, что не может быть двух одинаковых по содержанию уголовных дел. Различное содержание приговоров зависит от рода и вида преступления, от количества подсудимых, от всех особенностей обстановки, места, времени совершения преступления и многого другого.

Каждый отдельный приговор, обладая индивидуально - определенным содержанием, имеет и соответствующую ему форму. Но говоря о различии содержания и о различии формы в отдельных приговоpax, мы имеем в виду индивидуальные особенности каждого конкретного приговора, которыми он отличается от других. Учитывая индивидуальные особенности каждого приговора, нужно не забывать, что главным является то общее, что свойственно всем как обвинительным и оправдательным приговорам, так и приговорам одного и того же определенного вида. Приговор – решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции (ч.28 ст.5 УПК РФ). Именно решение этих вопросов является главным содержанием каждого приговора. Общее, в основном, содержание должно влечь за собой и общую, в основных своих чертах, форму[72].

Поэтому не является противоречивым по отношению к индивидуальным особенностям конкретного дела указание закона на общую форму, обязательную для всех приговоров каждого вида. Содержащееся в законе требование об общеобязательной форме приговоров вполне целесообразно и полностью себя оправдало на практике. Л. Надь пишет: «Структура вынесенного приговора в процессуальной практике складывалась по принципу целесообразности»[73]. Точное соблюдение закона в отношении формы приговоров помогает судам выносить доброкачественные приговоры, поскольку не только содержание, но и форма является существенной.

Говоря о форме приговора, мы имеем в виду, во-первых, определенный порядок как расположения всех составных частей приговора, так и изложения каждой его части, во-вторых, логичность изложения всех элементов приговора с приведением соответствующей мотивировки и, в-третьих, грамотный язык изложения содержания приговора[74].

Изложение окончательного приговора в письменном виде вытекает из принципа публичности процесса и имеет одновременно характер гарантии. Вследствие серьезности правовых последствий, наступающих по вступлении приговора в законную силу, необходимо, чтобы он был закреплен в такой форме, которая позволила бы в любое время установить и проверить точность и достоверность его содержания[75].

Несоблюдение этих правил может существенно отразиться на содержании приговора. Отсутствие одной из частей приговора или пропуск одного составного элемента отдельной части — пробел в содержании приговора. Необходимость соблюдения определенного порядка в расположении как частей приговора, так и элементов каждой его части вытекает из той логической последовательности, в которой располагаются отдельные части содержания приговора. Нарушение логической последовательности изложения, естественно, разрывает внутреннюю логическую связь между отдельными частями приговора в ущерб всему содержанию. Отсутствие мотивировки выводов суда или неправильное ее изложение делает приговор непонятным, неубедительным; в таком приговоре неправильно выражено внутреннее убеждение судей, которое лежит в основе приговора[76].

Приговор должен состоять из трех самостоятельных частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. Каждая из этих частей освещает определенный и законченный круг вопросов. Но это не означает, что между этими частями нет ничего общего, что между ними нет никакой связи и взаимной обусловленности. Напротив, речь идет о составных частях единого целого, в котором каждая предшествующая часть подводит к последующей, в которой каждая последующая часть вытекает из предшествующей и опирается на нее. При этом вводная часть излагается одинаково во всех видах приговоров; содержание описательно-мотивировочной и резолютивной частей зависит от того, является ли приговор оправдательным или обвинительным.

Под вводной частью приговора следует понимать первую его часть, в которой должны быть указаны следующие сведения:

1) о постановлении приговора именем Российской Федерации;

2) дата и место постановления приговора;

3) наименование суда, постановившего приговор, состав суда, данные о секретаре судебного заседания, обвинителе, защитнике, потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике и их представителях;

4) фамилия, имя, отчество подсудимого, дата и место его рождения, место жительства, место работы, род занятий, семейное положение и иные данные о личности, имеющие значение для уголовного дела. К числу таких данных могут быть отнесены, в частности, сведения о национальности подсудимого, наличии у него судимости; о наличии государственных наград, почетных званий и т.д., поскольку все они в той или иной мере могут иметь значение при решении как процессуальных (например, о предоставлении подсудимому переводчика), так и уголовно-правовых (квалификация преступления как неоднократно совершенного, назначение наказания) вопросов;

5) пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие ответственность за преступление, в совершении которого обвиняется подсудимый[77].

Мы считаем, что правильно назвать первую часть приговора вводной. В ней указываются лишь такие данные, которые подводят к изложению существа дела.

Приговор в отличие от всех судебных актов провозглашается именем Российской Федерации. Суд является единственным органом власти, решение которого провозглашается именем государства. Провозглашение приговора именем Российской Федерации предоставляет судьям не только большие права, но и возлагает на них большие обязанности: оценка, даваемая судьями, и ясе решения, принимаемые ими, воспринимаются как оценка и решения государства, именем которого приговор провозглашен.

Все суды Российской Федерации, которые осуществляют правосудие по уголовным делам на территории Российской Федерации, включая военные суды, выносят приговоры именем Российской Федерации. Однако, в нарушение требований закона в приговоре по уголовному делу № не указано, что он вынесен именем Российской Федерации[78].

Процессуальный закон не указывает, что следует считать временем (датой) постановления приговора. Время постановления приговора определяется по-разному. Одни понимают под временем постановления приговора все время судебного заседания (с момента открытия и до момента его окончания); другие понимают то время, в течение которого суд совещается для постановления приговора, начиная с момента удаления суда в совещательную комнату и кончая моментом оглашения приговора. Нам представляется, что под моментом постановления приговора следует понимать все время, в течение которого суд совещался для его постановления, нельзя сводить момент постановления приговора лишь к моменту его оглашения. Поскольку речь идет об указании в приговоре даты его постановления, а не его оглашения, то ясно, что приговоре должно указываться время, в течение которого суд постановлял приговор. Разный подход к определению момента постановления приговора не имеет значения, если совещание судей и оглашение приговора имели место в течение одного дня. Однако по большим и сложным делам, по которым совещание судей для постановления приговора длилось более одного дня, правильное определение момента постановления приговора приобретает практическое значение.