Смекни!
smekni.com

Символика числа и значение фразеологических единиц с компонентом-числом (стр. 5 из 12)

Первая волна возникла в Китае примерно за 2000 лет до нашей эры и распространилась и по Европе, и по Азии. Ее проявления связаны с несколькими событиями: образование в 1750 году до нашей эры мощной империи монголов в Центральной Азии, рассвет Египта в 1500 году, угасание этой волны к 1000 году до нашей эры вместе с осадой Трои.

Вторая историческая волна проявилась приблизительно в то же время в Центральной Азии. Затем последовало: миграция скифов к 750 году до нашей эры, рассвет древней Персии примерно в 500 году, культурный и цивилизационный подъем в Греции к 250 году и расцвет (по крайней мере, внешний, материальный) Римской Империи к моменту рождения Христа.

Третья историческая волна началась в этот период на Дальнем Востоке, в Китае, где в первом веке нашей эры была образована мощная империя. Затем через 250 лет – появление Гуннов, в 500 году начало формирования Персидского царства, в 750 году возникает Византийское государство, а в 1000 году, в западной части, появляется вторая римская власть, Империя Папства.

Интересно, что рассматриваемое число 250 в сумме дает знаменитую семерку, проявляющуюся не только в природе, но и в истории.

Не менее важно определить мистическую роль числа 9 в природе. Та же Блаватская со ссылкой на доступные ей статистические данные утверждает, что это число играло значительную роль в истории и жизни во всех её проявлениях – от военных до климатических. Так, она ссылается на данные тогдашней метеорологии, показывающие, что наиболее холодными зимами отличались те годы, в которых была цифра 9. Она пишет:

«В 859 году до нашей эры северная часть Адриатического моря замерзла и была покрыта льдом в течение трех месяцев, в 1179 году земля была покрыта несколькими футами снега даже в зонах с очень умеренным климатом. В 1209 году во Франции глубокий снег и сильнейший холод привели к тому, что большая часть крупного рогатого скота здесь погибла. В 1249 году Балтийское море около России, Норвегии и Швеции оставалось подо льдом в течение многих месяцев, и связь поддерживалась при помощи санного транспорта.

Далее Блаватская заключает, что «вышеизложенного достаточно, чтобы доказать, что идея Пифагора о таинственном влиянии чисел, а также теории древних мировых религий и философий вовсе не являются плоскими и бессмысленными, как в этом хотели бы уверить мир некоторые чересчур свободомыслящие прогрессисты».

Число и числовые закономерности проявляются и в космической эволюции и истории. Само бытие космоса – его рождение, существование и растворение с последующим появлением новой формы вселенной подвержено закону периодичности. Периоды или циклы проявления Универсума из непроявленного состояния соответствуют этапам так называемого «дыхания Брамы» и подразделяются на несколько разновидностей.

Максимальный цикл называется Кальпой (в переводе с санскрита слово означает закон, порядок). Кальпа – это одновременно «и день и ночь» Брамы. Один «день Брамы» – это половина Кальпы. Существует четыре подцикла – «Юги» («четыре века» греческой традиции). Это Сатья-Юга (Золотой век), Трета-Юга (Серебряный век), Двапара-Юга (Бронзовый век) и Кали-Юга (Железный век), которые во временном плане, с точки зрения длительности соответствуют соотношению чисел в пифагорейской тетрактисе 4:3:2:1. сумма этих чисел равняется 10, что, в свою очередь, равно 1, то есть означает возврат к первоединому состоянию. Каждому периоду соответствует свой уровень духовности человечества и свой мистический покровитель, которого индуистская традиция почитала одним из 10 аватар (воплощений) Бога Вишну.

Священная история человечества предстает в изотерических учениях периодом, для которого огромную роль играет не только цифра 10, но и цифра 7. Так, теософская традиция делит существование человечества на семь основных этапов, называемых кругами, каждый из которых разделяется на семь коренных рас, а каждая раса, в свою очередь, подразделяется на семь подрас. Соотношение человеческого (семерка) с космическим (десятка) показывает, что человеческое (микрокосмос) находится внутри космического (макрокосмос), причем космическое начало управляет человеческим, поскольку оно имеет превосходство и обладает ещё тремя Высшими, пока не проявленными на Земле принципами.

10 = 3 + 7 и 3 х 7 = 21 = 2 = 1 = 3 – вот две формулы теософского содержания, которые позволяют понять, как тройка управляет семеркой, находясь внутри десятки.

Числовой символизм различным образом проявляется в мировых культурах. По-разному к понятию числа подходят Восток и Запад, где отношение к данному понятию непрерывно менялось. Блестящий анализ эволюции понятия числа, отражающей историческую трансформацию мироощущения западного человека, сделал Освальд Шпенглер в своем знаменитом «Закате Европы». Он показал, что за изменениями, происходящими внутри математики, стоят глубинные духовно-психологические перемены в мироощущении исторического человека.

Для различных культур и духовно-религиозных традиций на уровне архетипических проявлений характерна глубинная приверженность к тем или иным числам, выражающаяся не только в частоте упоминаний об этих числах в различных духовных книгах, но и в их присутствии в архитектурных памятниках, произведениях искусства и даже построении литературных текстов. Так монофизиты или последователи адвайта-веданты, нацеленные на достижение абсолютного слияния с Высшим, создали такую духовную и культурную атмосферу, которая в своем материально-символическом выражении развивалась под знаком единицы. Для конфуцианства и всей конфуцианской цивилизации характерна доминация цифры два. Даосские тексты и духовная традиция, как по мнению многих китаеведов, так по представлениям самих мастеров и мыслителей, гораздо чаще связаны с числом три. Для России число три имеет исключительно важное значение. Византийская идея Троицы наиболее глубокое воплощение и реализацию получила именно на Руси. Традиция «вольных каменщиков» делает особый упор на постижение глубинного смысла числа четыре. И даже архитектурно-художественные формы западной цивилизации в виде строений Корбюзье или «Черного квадрата» Малевича, – все это можно отнести к проявлению четверичной природы мироздания. Пятиконечная звезда, в течение семидесяти лет висящая над Кремлем и символизирующая собой человека и его свободную волю, далеко не случайное явление в российской жизни, поскольку она соответствовала духовному состоянию коллективного советского всечеловека, опиравшегося на личную инициативу, атеистическое мировоззрение и веру лишь в свои собственные силы. Иудаистская традиция предпочитает опираться на символ шестиконечной звезды, взятый ею из герметизма и означающий состояние космического равновесия.

Если задуматься над взаимосвязью чисел 3 и 5, поочередно сыгравших такое большое символическое значение в русской истории, можно прийти к выводу, что их влияние не является взаимоисключающим. Пятерка, как начало выделяющее индивидуальность из целого, скрыто присутствовала в тройке и родилась из добавления к ней двойки – двойственного начала, которое всегда присуще личности, одной своей частью принадлежащей к целому, а другой – стремящейся к обособлению. Сама по себе смена государственно-культурных и идеологических символов, имеющих сакральное численное выражение (ибо 3 и 5 – нечетные, то есть священные числа) произошла в российской истории революционным скачкообразным путем, минуя стадию неосвященного числа 4, выступающего как яркий образ чисто материального бытия – пути, по которому пошел Запад. Для истории России и проявлений ее национального характера свойственно обильное присутствие иррациональных чисел, что отражает такие качества, как склонность к бунту против всякого порядка, нежелание рассчитывать и сдерживать собственные усилия.

В связи с этим особый интерес возникает к концепции проявления числа в истории, выдвинутой основателем нового направления науки «обо всем» - «Суонистике» - А Кирсановым. Он выделяет несколько типов числа – рациональное (натуральное) и иррациональное (отрицательные и мнимые числа также делятся на два этих типа). «Иррациональное число соответствует процессу, а натуральное – отсутствию процесса, т.е. его началу, либо концу.

Далее автор доказывает двойственный характер природы натурального числа, включающий в себя принцип неподвижности и принцип движения с бесконечным ускорением и скачком. Двойственная природа натуральных чисел состоит в наличии предела, содержащегося в каждом числе и в возможности его скачкообразного преодоления. В физическом мире подобным пределом суонистика предлагает считать превращение «пустой» точки в «наполненную», то есть в электрический заряд, который способен испустить из себя квант энергии – фотон. Пределом такой точки суонистика считает число в 6 миллиардов.

Утверждая, что Небесная (то есть Идеальная) Россия с ее идеей всечеловечности потенциально вбирает в себя весь мир, суонистика считает, что она проявит себя таковой лишь, когда Количество (то есть количество людей на Земле) станет равным примерно шести миллиардам человек. Кирсанов пишет по этому поводу следующее:

«С точки зрения Абсолюта мировой исторический процесс выглядит как накопление заряда на полюсах мистического конденсатора «Восток – Запад», в котором роль диэлектрика выполняет беззнаковая «нулевая» Россия[ ].

С другой стороны, пробой «диэлектрика» будет означать встречу двух Времен, а значит, выход из Времени вообще и переход в пространственноподобное состояние, которое сродни сверхпроводящему. Именно такому состоянию соответствует незримая сущность натурального числа, когда «траектории» упираются в общий предел, преодолеть который можно сообща.