Смекни!
smekni.com

Символика числа и значение фразеологических единиц с компонентом-числом (стр. 8 из 12)

entrelesdeuxразг. – ни то, ни сё;

porter habit de deux paroissesразг. – служитьивашим, инашим;

bruler la chandelle par les deux bouts – прожигатьжизнь.

При переводе на русский язык числительное deuxчаще всего либо встречается в структуре ФЕ, либо заменяется на прилагательное двойной, либо на наречие вдвойне:

mettre les deux bouts ensemble – найтиправильноерешение;

qui donne tôt, donne deux foisпосл.. – одолживбыстро, одолжишьвдвойне;

Il n’y a pas deux poids et deux mesures – нельзямеритьдвойноймерой;

Французские выражения основываются на определенном образе, который может быть выражен разными словами, оставаясь при этом неизменным. Такие выражения называются фразеологическими вариантами; среди ФЕ с числительным deuxкрайне мало случаев варьирования:

signer (donner) son consentement de deux mains – охотносогласиться;

chasser (courrir) deux lievres à la fois – задвумязайцами;

bruler la chandelle (manger son bien) par les deux bouts – прожигатьжизнь.

В анализируемых примерах число deuxимеет сему интенсивности действия:

faire en deux coups six tronsразг. – делатьбыстрыеуспехи;

fairegchеndeuxcoupsdecuillerà potразг. – сделать что-нибудь в два счета (очень быстро);

donner (piquer) des deux (éperons) – припуститьсябежать; поддатьжару.

Иногда в значении ФЕ появляется сема повсюду:

aux deux bouts de la Terre – везде, повсюду,

а также сема небольшого количества, капелька:

pour deux liards de … - чуточка, капелька;

gros comme deux liards de beurre – маленький, ничтожный.

Среди ФЕ с компонентом числительным deux, в основном, встречаются пометы разг. и посл.

Так же несколько помет арго:

etdedeux! – разг. с плеч долой; и дело с концом;

partirpourlesdeux– пойти на каторгу вор. жаргон;

servirqnsurlesdeuxtoits– служить верой и правдой уст.;

Интересно и то, что среди данных ФЕ наблюдается влияние символики числа deux, которое имеет двойственный характер. Так ФЕ с этим числительным имеют крайне противоположные значения:

mangerà deuxrateliers– двух маток сосать; служить и вашим, и нашим;

servir qn sur les deux toits – служитьверойиправдой(уст.);

cela fait deux

ca (c’est) deux - эторазныевещи(разг.);

commedeuxgouttesdeau– как две капли воды.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

1. ФЕ с компонентом deuxимеют переносное значение:

а) интенсивности действия:

nefaireniunenideux– (разг.) быстро принять решение;

jouerdel’épéeà deuxtalons– пятками сверкать; удирать во всю прыть;

b) незначительности (рост, расстояние и пр.):

hautcommedeuxsousdefromagemou– (разг.) очень маленького роста; от горшка два вершка;

à deuxdoigtsde… - на краю…; на волоске от…;

c) схожести и различия:

à deuxdejeu– быть в одинаковом положении;

commedeuxgouttesdeau– как две капли воды.

2. На русский язык ФЕ французского языка чаще всего переводятся без числительного, либо заменяются числительным 3:

jamais deux sans trois – Боглюбиттроицу;

se casser (se briser) en deux – (разг.) согнутьсявтрипогибели.

3.3 Символика 3 и значение ФЕ с компонентомtrois

Эзотерическое значение3 в том, что она соединяет воедино, примиряет конфликты, начало синтеза. Считается первым совершенным нечетным числом. В Божественном аспекте это – принцип самосознания, Высший Разум, Великий Архитектор. В природном аспекте, по выражению В. Шмакова это – «Конечный синтез, где все закончено, совершенно и раз и навсегда предопределено». Т.е. это тройственная природа мира, состоящая из Неба, Земли и Человека. В человеческом аспекте, это тройственное строение гомо сапиенс: дух, душа, тело. Графическое изображение 3: восходящий или нисходящий треугольник, трехлучевая звезда, трезубец. Пифагорейцы наградили это число следующими определениями: «дружба», «мир», «справедливость», «умеренность», «добродетель».

Интересно, что христианский термин «троица» начал употребляться во IIв. Тертуллианом вместо слова «триада». В отличие от «триады», которая выражала значение «трое разных», «троица» означает «совокупность трех».

Позитивный характер Троичности, Троицы проявляется практически во всех традициях, особенно в христианстве. Приведем пример из Библии в отношении третьего сына Адама – Сифа, вновь обретшего Рай, заменив отцу убитого Авеля. Этот сюжет точно соответствует логике происхождения чисел:

Авель (1) угоден Богу. Каин (2) не угоден Богу (его жертвы отвергаются), т.к. 2 есть отрицание 1. Это отрицание яснее выражается убийством Авеля Каином. Сиф (третий сын) есть возврат к Единству (3 = 1 + 2). Авель дал начало чистой ветви человечества, Сиф – источник особой божественной духовной множественности. Интересно и то, что Сиф, по-древнееврейски «seth», тождественно санскритскому корню «sat», Чистое Бытие. 3 являясь принципом Мудрости, дает человеку возможность управлять временем, организуя настоящее, предвосхищая будущее и применяя опыт прошлого.

Любопытно также отметить, что цифра 3 имеет символичное значение и в жизни современной Японии. Здесь издревле принято, чтобы уважающая мужа жена шла позади него именно на 3 шага.

Hatonisanshinoreiari(яп.) – Тот голубь родителей почитает, кто на 3 ветки ниже садится.

У японцев большое значение придается групповому коллективному сознанию, поэтому в японских пословицах 3 человека приравниваются к мудрости (ср. в русс. и англ. языках 2 головы лучше, чем одна). Интересно, что и в русских и в английских пословицах говорится, что 3 человека – это уже слишком, то же и во французском языке:

Sanninyorebamorjunochieяп. – 3 человека – мудрость Мондпею;

Two is company, but three is none англ. – 2 человека– компания, 3 – перебор;

Один ум – пол-ума; три ума – полтора ума; два ума – ум русск.;

Secret de deux, secret de Dieu; secret de trois secret de tous фр. рrov. – чтоизвестнотроим, известновсем.

Теперь рассмотрим то, как влияет или не влияет символика числа 3 на значение ФЕ.

В РФФС и в НФРФС [] мы нашли, в общей сложности, около 50 ФЕ с компонентом trois.

Интересно, что при переводе на русский язык французских ФЕ компонент troisчаще всего не участвует в составе ФЕ, либо заменяется на два:

faire trois plats – поднятьшум;

en trois mots – вдвухсловах;

il y a de trois enjambées d’ici – вдвухшагах.

Отметим несколько случаев фразеологических вариантов среди ФЕ с числительным trois.

fender (couper) les cheveux (les fils) en trois – мудрить; изощряться;

(du) fil en trois (quatre, six) – прост. дряннаякрепкаяводка.

Среди словарных помет наиболее распространенными являются «разг.» и «рrov.», по большей части ФЕ французского языка носят либо нейтральный, либо отрицательный оттенок, что не совпадает с символикой самого числа.

un trois fois riens – ничтожество; полныйноль;

je jouerai cela à trois dés – безвыходнаяситуация;

un sot en trois lettres – набитыйдурак;

les trois cents coups –распутство.

Довольно часто числительные в переносном значении являются языковыми интенсификаторами. В рассматриваемых примерах числоtroisимеет сему все, большая часть:

troisquarts– большая часть; почти все;

les trois quarts du temps – чащевсего; всевремя.

Чаще всего число troisпринимает сему интенсивности действия, быстроты, легкости:

être en trois saut de (à)… - быстро, одниммахом;

en deux temps et trois mouvements – разг. быстроипросто; легкоипросто;

couper à trois traits de scie – разг. сделатьвсеразом.

Итак, мы пришли к заключению, что :

1. Символика числа не влияет на значение ФЕ: символика у тройки – положительная, а у ФЕ, по большей части, отрицательное значение, либо нейтральное;

2. Среди ФЕ с числительным troisнаиболее часто встречаются фразеологизмы, отражающие реалии французской жизни:

lestroishuit– восьмичасовой рабочий день;

frapperlestroiscoups– дать сигнал к поднятию занавеса (во фр.театрах);

frère trois points – прост.масон.

3. ФЕ французского языка с компонентом troisимеют следующие переносные значения:

а) сема неопределенности:

lasemainedestroisjeudis– разг. после дождичка в четверг;

troisjoursaprèsjamais– разг. когда рак на горе свистнет;

b) сема интенсивности действия:

entroismots– в 2 счета; в 2 словах;

être en trois saut de… - быстро, одниммахом.

3.4 Символика 4 и значение ФЕ с компонентом quatrе

Эзотерическое значениe4 в том, что она выражает идею божественного творчества, представляя собой Первообраз, первый акт Творения.

В своем божественном аспекте 4 выступает символом имени Непознаваемого Бога – Тетраграмматона. В аспекте человеческом 4 олицетворяет собой четыре низших тела человека (физическое, эфирное, астральное, ментальное); четыре типа темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик); четыре жизненных периода (детство, юность, зрелость, старость). В природном аспекте 4 символизирует число космических стихий, являющихся творящими силами Вселенной (Земли, Воды, Воздуха, Огня); четыре времени года.

Графическим изображением 4 считается пирамида, являющаяся объемной фигурой и символом Божественного огня. Другим изображением 4 является крест – символ космического равновесия и пересечения духа и материи.

Сущность 4 и ее назначение – быть статической целостностью и проявлением идеальной устойчивой структуры мироздания. Мэнли Холл дает следующую характеристику 4 с позиции пифагорейского символизма: «Тетрада, 4 рассматривалась пифагорейцами как изначальное, всему предшествующее число, корень всех вещей, источник природы и наиболее совершенное из чисел. Все тетрады интеллектуальны, из них возникает порядок». Согласно словам Пифагора Бог является Числом чисел, потому, что декада, или 10, состоит из 1, 2, 3 и 4, т.е. потому, что 4 есть символ первых четырех чисел. В.Н. Топоров указывает, что 4 всегда присутствует во всех мифах о сотворении вселенной: «четыре стороны света, четыре главных направления, 4 бога или 4 ипостаси богов (ср., напр., четырех Перкунасов в литовском фольклоре или богов – стражей четырех сторон света), 4 времени года, века, 4 элемента и т.д.