Обязанность возместить убытки, причинённые расторжением или изменением договора, одни авторы рассматривали как разновидность договорной ответственности за неблагоприятные последствия расторжения и изменения договора, которая обладает существенными отличиями от ответственности за нарушение обязательства, не совпадает с ней, другие считали возложение обязанности возместить убытки результатом новации обязательства из прекратившегося договора совершить какое-либо действие.[65]
Первая точка зрения в большей степени соответствует действующему законодательству, тогда как вторая допускает смешение двух разновидностей убытков в связи с изменением или расторжением договора, которые чётко разделяются в Гражданском кодексе.
Изменение и прекращение договора лизинга возможно по тем основаниям, которые предусмотрены Гражданским кодексом и Законом о лизинге, а также по обычным для любого договора аренды основаниям, если они не противоречат Закону о лизинге.
В случае изменения договора лизинга соответствующим образом меняется и содержание обязательства, основанного на данном договоре. При этом обязательство изменяется в той части, в какой был изменён лежащий в его основе договор. Если изменение договора произошло по взаимному соглашению сторон, то основанное на нём обязательство соответствующим образом изменяется или прекращается с момента заключения сторонами соглашения об изменении договора. При изменении или расторжении договора в судебном порядке основанное на нём обязательство соответственно изменяется с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора.
Если договор лизинга был изменён вследствие существенного нарушения его условий одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причинённых изменением договора.
Порядок изменения договора зависит от применяемого способа расторжения или изменения договора. При изменении договора лизинга по соглашению сторон должен применяться порядок заключения соответствующего договора, а также требования, предъявляемые к форме такого договора, поскольку она должна быть идентичной той, в которой заключался договор. Законом могут быть предусмотрены иные требования к форме соглашения об изменении договора. Например, договором лизинга, содержащим условие о предварительной оплате товаров, может быть предусмотрено, что оплата их в меньшей сумме, чем предусмотрено договором, означает отказ от части товаров, т.е. изменение условия договора о количестве подлежащих передаче товаров. В этом случае несмотря на то, что договор заключался в простой письменной форме, основанием его изменения будет считаться не письменное соглашение сторон, как того требует общее правило, а конкретные действия покупателя. Обязательным условием изменения договора лизинга в судебном порядке по требованию одной из сторон является соблюдение специальной досудебной процедуры урегулирования спора непосредственно между сторонами договора. Существо процедуры досудебного урегулирования состоит в том, что заинтересованная сторона до обращения в суд должна направить другой стороне своё предложение изменить или расторгнуть договор. Иск в суд может быть предъявлен только при соблюдении одного из двух условий:
либо получения отказа другой стороны на предложение об изменении или расторжении договора лизинга;
либо неполучения ответа на предложение в 30-дневный срок, если иной срок не предусмотрен законом, договором или не содержится в предложении изменить или расторгнуть договор лизинга.
В случае нарушения установленного досудебного порядка урегулирования такого спора суд будет обязан возвратить исковое заявление без рассмотрения.
При изменении договора лизинга вследствие одностороннего отказа одной из сторон от договора необходимо обязательное письменное уведомление контрагента. Указанное требование должно признаваться соблюдённым в случае доведения такого уведомления до другой стороны договора посредством почтовой, телеграфной, телефонной или иной связи, позволяющей установить, что документ исходит от стороны, отказавшейся от договора или от исполнения договора.
Последствия изменения договора лизинга состоят в том, что,
во-первых, прекращаются либо изменяются обязательства, возникшие из этого договора;
во-вторых, определяется судьба исполненного по договору до момента его изменения;
в- третьих, решается вопрос об ответственности стороны, допустившей существенное нарушение договора, которое послужило основанием его изменения.
В случае расторжения договора лизинга обязательства, из него возникшие, прекращаются, если же речь идёт об изменении договора, то обязательства сторон сохраняются в изменённом виде, что может означать как их изменение, так и частичное прекращение.
Момент, с которого обязательства считаются изменёнными или прекращёнными, зависит от того, как осуществлено изменение или расторжение договора лизинга:
- по соглашению сторон;
по решению суда ( по требованию одной из сторон);
вследствие одностороннего отказа от исполнения договора.
Особый случай представляет собой изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Существенное изменение обстоятельств, ведущее к созданию экономической затруднительности в исполнении договорных обязательств, в отдельных западных странах нередко именуют «экономической невозможностью исполнения обязательств». Предусмотрен двухэтапный порядок изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
На первом этапе сторонам вменяется обязанность проведения переговоров о возможности достижения соглашения о приведении договора в соответствие с изменившимися обстоятельствами. Данный этап необходимо рассматривать как стадию для решения в претензионном порядке вопросов, связанных с судьбой договора. На втором этапе в случае не достижения между сторонами указанного соглашения вопрос об изменении решается судом. Суд, уполномочен лишь, решать вопросы о справедливом распределении между сторонами расходов, понесённых ими в связи с исполнением договоров.
3.2 Расторжение договора по требованию одной из сторон
Современное гражданское законодательство России предусматривает ряд новых правовых инструментов, предназначенных для эффективного регулирования гражданского оборота. К ним относится и расторжение договора. Расторжение договора можно определить как акт, направленный на прекращение действия неисполненного договора (либо договора, исполнение которого носит длящийся характер), и тем самым возникших из него обязательств на будущее время.
Расторжение договора по инициативе одной стороны возможно в следующих ситуациях:
при существенном нарушении договора другой стороной;
в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;
в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
В перечисленных ситуациях у стороны возникает по общему правилу, право требовать расторжения договора. Разумеется, она может им и не воспользоваться. Если же сторона прибегнет к нему, то обязана будет соблюдать порядок урегулирования, предусмотренный п.2 ст.452 ГК РФ. Если противоположная сторона согласится на расторжение, оно происходит по соглашению сторон. В противном же случае инициатор расторжения может обратиться в суд с требованием расторгнуть договор. поэтому такую форму расторжения можно условно назвать претензионно-исковой.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 2 ст.450 ГК РФ, по требованию одной из сторон (то есть в случае отказа другой стороны) договор может быть расторгнут только по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором.
Весьма важной с практической точки зрения является проработка в лизинговом соглашении вопросов, связанных с ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение лизингового обязательства, а также расторжением договора лизинга. Хотя глава 34 ГК РФ содержит немного положений об ответственности в случае нарушения договорных обязательств и расторжения соглашения. Сохраняется возможность восполнить неурегулированные моменты нормами, регламентирующими общие положения об аренде. Таким образом, допустимо восполнить нормы главы 34 ГК РФ ст. 619, устанавливающей основания досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя, и ст. 620 ГК РФ, закрепляющей основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора, постольку, поскольку это соответствует содержанию договора лизинга.
Помимо выделенных оснований в указанных нормах, перечень иных оснований досрочного расторжения договора по требованию одной из сторон, устанавливаемый в самом лизинговом соглашении, может быть разнообразным в зависимости от содержания договора лизинга, характера взаимоотношений сторон и многих других причин.