Смекни!
smekni.com

Защита чести, достоинства и деловой репутации (стр. 6 из 17)

Из приведенного видно, что гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации сводится к возникновению и последующей (вплоть до принудительной — судебной) реализации охранительного правоотношения, в котором морально потерпевший наделяется правом требовать опровержения, а распространивший сведения — обязанностью дать такое опровержение.

Термин «опровержение» по своему содержанию в законе не раскрыт. Ст. 152 ГК РФ лишь косвенно указывает на функцию опровержения — обоснованное отрицание распространенных сведений, порочащих честь и достоинство определенного лица и их несоответствие действительности. По мнению А.Л. Анисимова, под «опровержением» должно пониматься доведение до круга лиц, в среде которых сведения были распространены, информации о признании судом несоответствия действительности[43].

Понятно, что опровергать можно только сведения, относящиеся к потерпевшему. Не может быть предметом рассмотрения суда такое, например, обстоятельство, как численность людей, присутствовавших на собрании, так как к чести и достоинству отдельного лица этот факт отношения не имеет.

Субъект права требовать опровержения — это то лицо, в отношении которого были распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие его честь, достоинство, деловую репутацию[44].

Что касается организаций (юридических лиц), то в ст. 152 (п.7) Гражданского кодекса РФ сказано о судебной защите деловой репутации, так как при распространении порочащих сведений в отношении юридических лиц умаляется именно деловая репутация.

В тех случаях, когда распространением сведений нарушены моральные интересы структурных и иных подразделений организации (бригады, цеха, отдела, службы, лаборатории и др.), их право требовать опровержения осуществляет соответствующая организация — юридическое лицо, в состав которого входит данное подразделение[45].

Ответчиками по делам о защите чести, достоинства, деловой репутации, являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения. В настоящее время в судебной практике и гражданско-правовой науке существует определенное единство взглядов относительно определения обязанного лица. Здесь применяются следующие правила.

1. Если иск содержит требование об опровержении сведений, распространенных в средствах массовой информации, в качестве ответчиков привлекается автор и редакция соответствующего средства массовой информации, являющаяся юридическим лицом. В случае если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.

2. При опубликовании или ином распространении таких сведений под условным именем или без обозначения имени автора ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, т.е. организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющие производство и выпуск данного средства массовой информации.

3. В случае, когда сведения были распространены работником в связи с осуществлением профессиональной деятельности от имени организации, в которой он работает (например, в служебной характеристике), надлежащим ответчиком в соответствии со статьей 1068 Гражданского кодекса РФ является юридическое лицо, работников которого распространены такие сведения. Учитывая, что рассмотрение данного дела может повлиять на права и обязанности работника, он может вступить в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, либо может быть привлечен к участию в деле по инициативе суда или по ходатайству лиц, участвующих в деле.

Обязанность доказывания (бремя доказывания) соответствия действительности распространенных порочащих истца сведений возлагается на ответчика. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Обязанность опровергнуть распространенные сведения может быть возложена на ответчика независимо от наличия или отсутствия в его действиях вины (т.е. считает лицо эти сведения ложными или в полной мере соответствующими действительности).

Основанием для освобождения от ответственности может быть представление ответчиком доказательств, что оспариваемые сведения соответствуют действительности.

Для средств массовой информации такими основаниями являются также случаи, предусмотренные ст. 57 Закона РФ «О средствах массовой информации». При этом Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24 февраля 2005г. №3 особо подчеркивает, что приведенный в ст. 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» перечень случаев освобождения от ответственности за распространение недостоверных порочащих сведений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Однако наличие этих обстоятельств не исключает возможности рассмотрения судом иска об опровержении сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию. При этом к участию в деле должны быть привлечены граждане и организации, от которых поступили такие сведения и которые должны доказать, что они соответствуют действительности. На редакцию средства массовой информации может быть возложена обязанность сообщить о решении суда и в случае, если имеются основания, исключающие ее ответственность.

В распространении порочащих измышлений иногда участвуют несколько человек. Существует мнение, что в случае возникновения судебного спора по основаниям ст. 152 Гражданского кодекса РФ они отвечают солидарно. Однако известно, что полное исполнение обязанности солидарным должником освобождает остальных лиц от исполнения кредитору (ч. 1 ст. 325 ГК РФ). В тоже время опровержение, сделанное лишь одним из участвовавших в распространении неверной информации, не всегда способно удовлетворить интересы истца. Если другие правонарушители уклоняются от аналогичных заявлений, то это может означать сохранение их прежней позиции и косвенным образом порочить репутацию гражданина. В такого рода делах обязанность опровергнуть упомянутые сведения должна возлагаться на всех тех, кто участвовал в их распространении.

Основанием возникновения охранительного правоотношения по защите чести, достоинства и деловой репутации служат соответствующие юридические факты. Из содержания ст. 152 ГК следует, что имеется в виду опровержение по суду таких сведений, которые:

1) носят порочащий характер;

2) распространены ответчиком;

3) не соответствуют действительности.

Сведения - это тексты, содержащие описание (и оценку) тех или иных событий или их отдельных компонентов. Они могут быть фактологическими и оценочными, истинными и ложными и т.д. Сведения могут разглашаться и распространяться. Они могут выражаться в разных языковых формах.

Что такое «порочащие сведения» Гражданский кодекс не разъясняет. По мнению О.Н. Садикова, в основу оценки сведений как порочащих положен не субъективный, а объективный признак[46].

В постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О применении в судебной практике ст. 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик о защите чести и достоинства граждан и организаций»[47] разъясняется, что «порочащими являются такие сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, правил социалистического общежития и принципов коммунистической морали». По изученным делам суды признавали порочащими честь и достоинство гражданина, сведения о ненадлежащем выполнении служебного долга, общественных обязанностей, аморальном поведении в семье, направлении анонимных писем[48].

В действующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» специально отмечено, что «порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которая умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица».

Как видно, этот перечень не является исчерпывающим и трактовка нарушений может быть более широкой. Например, не только прямое нарушение моральных принципов может ущемить репутацию человека в глазах тех, чьим мнением он дорожит. Никто не вправе воспрепятствовать человеку поддерживать свою репутацию в глазах окружающих на более высоком, по сравнению с существующим в обществе нормами уровне и защищать ее.

В. Плотников отмечает, что к сведениям, порочащим деловую репутацию, можно отнести сведения о несоответствии деловых качеств субъекта, необходимым для осуществления предпринимательской деятельности качествам; о низком качестве производимой продукции или оказываемых услуг, их несоответствия установленным стандартам; о нечестном, недобросовестном поведении субъекта по отношению к клиентам и контрагентам и т.д.[49].

Современное законодательство России и других стран не закрепляет в правовых актах перечня порочащих сведений, предоставляя определять их круг суду.