Смекни!
smekni.com

Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста пособие для школ и вузов безымянная о. М., Лукьянов с. А (стр. 10 из 32)

— Я бы с лёгкостью умер, если бы это лишило вас безумия и вселило разум, но даже моя смерть не очистит затуманенный ум ваш, ибо не видит тот, кто слеп, не слышит тот, кто глух, и не разумеет тот, кто не имеет разума!

И остался посланник Бога среди скал ждать смерти. Великое мужество давало ему силы для жизни и лишало смерть возможности сжать в своих объятиях преданного ученика Бога.

Любопытная толпа ждала того часа, когда сдастся этот смертный человек и упадёт перед ней на колени, прося прощения; и снизойдёт тогда она и позволит этому падшему влиться в своё серое, безобразное тело, которое поглотит безумца и принесёт спокойствие своему алчному сердцу.

Люди были наделены на редкость неиссякаемым терпением, и для них любой конец — будь то смерть или поклонение — был их победой над гордецом. Но не хватило терпения у камней. Начали трескаться они от невыносимой боли, которую испытывали за этого негнущегося человека, а из трещин стали появляться капельки слез, которые в скором времени превратились в ручейки. Ручейки закрутились в водовороты. И вдруг мощным потоком стала подниматься вода, и она свершила то, чего не ждала озверевшая толпа: она поглотила посланника Бога, чтобы поднять его на небеса, а изуверов закрутила в грязном водовороте, чтобы унести в глубины ущелий, которые образовались в растрескавшихся душах скал.

Тихо и спокойно ушёл под воду ученик Бога и учитель людей, чтобы подняться на свою небесную ступень, и с дикими воплями уносились в адовый зев безумные люди. Страшные крики, вопли и стоны разрушали тишину, неслись проклятия всему, что приходило на ум бесславно гибнувших людей, страх увлекал их всё дальше и дальше от просветления разума.

Такова участь пророков Великого Учения: быть изгнанными и убитыми толпой. Но даже в одиночестве и боли не теряли истинные ученики Богов и учителя людей лица своего, и ещё ярче и красивее было оно в мучениях своих перед личинами безумцев. Это — участь всех пророков, неизбежность всех цивилизаций, прошлое и будущее всех эпох.

Вопросы для предварительной беседы

1. Нет пророка в своём отечестве. Согласны ли вы с этим?

2. «Человеку дано сознание, чтобы, воспринимая жизнь, он мог преобразовывать прежде всего себя, а потом и саму жизнь...» Как вы понимаете этот тезис?

3. «...Участь пророков...: быть изгнанными и убитыми толпой».

Так ли это? Подтвердите свои мысли примерами.

4. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк». Как перекликается с ним текст притчи?

5. «Просто жить» или искать смысл жизни... Что вы дума­ете об этом?

Примерный план

I. «...Дал Бог Знания избраннику своему, а тот... стал передавать эти Знания людям».

II. «...Люди прислушивались ко всему, только не к разуму...»

III. «...Загнали безумцы скитальца к скалам... где ждала изгнанника только смерть».

IV. «Великое мужество давало ему силы для жизни...»

V. «...Не хватило терпения у камней».

VI. «Тихо и спокойно ушёл под воду ученик Бога... и с дикими воплями уносились в адовый зев безумные люди».

VII. «Это — участь всех пророков...»

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Речевой образ автора».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «“Притча о посланнике Бога и толпе” как образец учительной прозы».

ПРИТЧА ОБ УЧЕНИКЕ, ПРЕДАВШЕМ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ

Один ученик отправился на базар за чашкой риса для Учителя. На базарной площади он увидел толпу и решил посмотреть, что там за сборище. Взгляду его представилось странное зрелище: на возвышении стоял человек в богатых ярких одеждах, который, жутко кривляясь, громко и возбуждённо что-то говорил. Ученик прислушался. Первые слова, которые он услышал, сначала возмутили его, потом привели в смятение, но чем дальше он слушал новоявленного глашатая истины, тем больше приходил в возбуждённое состояние, которым была заражена толпа слушающих. От странных слов в голове ученика стали появляться иные, чем были когда-то, мысли, а человек, который кричал всё громче и громче, вколачивал чужеродные слова в голову уже одурманенных людей, как клинья в дерево. Человек, провозглашавший, как казалось ему самому, истину, обвинял Учителя в дьявольских наваждениях, называл его чёрной чумой, пытался развенчать перед тупой толпой «самозванца», которого истинно верующие называли посланником Бога.

— Он заманивает вас в чёрные сети и влечёт душу в пучину тьмы, — надрывно кричал возбужденный глашатай правды.

Ученик долго слушал площадного крикуна и в конце концов усомнился в Божественной истинности своего Учителя. Он не вернулся больше к тому, кто много лет давал ему знания и учил жизни, а, уподобившись горлопану, пошёл разносить «правду» о том, кто не требовал признания, кто жил только тем, что доверял своим ученикам сокровенное учение и Божественную тайну.

Долго ходил ученик по селениям, разнося новую весть. Он давно уже уподобился и в речах своих, и в одежде своей «новоявленному учителю», сеющему смятение в душах. И однажды в возбужденной орущей толпе бывший ученик, а ныне новоиспеченный глашатай истины увидел ясные, спокойные глаза. Он отвёл свой взгляд и устремил его на привычную для затуманенных очей картину беснующейся толпы, но неведомая сила потянула его взор туда, где светились две ярких звезды лучезарных глаз.

Величие спокойствия сияющего взгляда смутило новоиспеченного учителя, привело в трепет, взволновало и разорвало нить блестящих бусинок слов, порочащих истину. Мысли рассыпались и растерялись. А человек с ясными глазами повернулся и пошёл прочь. Он удалялся всё дальше и дальше, и чем больше становилось расстояние от него до толпы ротозеев, тем выше он поднимался. Он шёл уже над землей, над водой, по ясному, чистому небу уверенной походкой, и она была до боли знакомой ученику. И вдруг он вспомнил, что так спокойно и уверенно ходил только его Учитель и только у него были такие мудрые и ясные глаза.

— Учитель! — неосознанно крикнул глашатай новой истины, и толпа повернула голову туда, куда направляла рука опомнившегося ученика.

— Это — дьявол! — завопила толпа. — Ты сам сказал, что это — чёрный, страшный человек, слуга и помощник сатаны, сам сатана! Если он — твой учитель, значит, и ты из этого бесовского племени. Бей его! — закричал кто-то из толпы. — Бей! — подхватили другие.

И в ученика полетели камни...

Когда толпа, наглумившись, устала, удовлетворенная своим безумством, она покинула площадь, оставив под раскалённым солнцем окровавленное, обезображенное ранами безжизненное тело.

Не Учителя предает оступившийся, но себя обрекает на страшный суд Истины.

Вопросы для предварительной беседы

I. Пророки и лжепророки... Кого из исторических деятелей вы бы отнесли к тем и к другим?

2. «Смятение в душах...» Как вы понимаете это выражение?

3. Как бы вы квалифицировали тип авторской эмоциональнос­ти, проявленный в этом тексте (его пафос)?

4. Как вы думаете, какие личностные качества ученика могли способствовать его предательству?

5. Закономерен ли финал произведения?

Примерный план

I. Ученик и «глашатай правды».

II. Ученик предаёт Учителя.

III. Встреча с Учителем.

IV. Вознесение Учителя.

IV. Смерть ученика.

V. Мораль: «Не Учителя предаёт оступившийся, но себя обрекает на страшный суд Истины».

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. С Учителем связано ощущение покоя; с «глашатаем», учени­ком и толпой — беспокойства. Какими средствами языка это достигается?

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Синтаксис текста “Притчи об ученике, предавшем своего Учителя”».

ПРИТЧА О ЧАШЕ ЖИЗНИ

Пил человек Чашу Жизни, и всегда она была такой, как ему хотелось. Но пришло время, когда стала ощущаться горечь, и чем больше человек пил, тем горше становилась Чаша его Жизни. Тогда обратился он к Богу:

— Господи, почему Чаша моей Жизни стала такой горькой? Я праведно живу, приношу людям только добро, почему же яд скопился на дне этого сосуда?

— Человеку не дано видеть причины, — ответил Бог, — но я нарушу Закон Тайны Судьбы и дам тебе возможность узреть то, что ты сейчас пьёшь, и пусть это поможет тебе с достоинством осушить бесстрастный сосуд.

И в тот же миг перед взором человека всплыли страшные картины его деяний. Глядя на свои чудовищные проступки, он не верил тому, что это творил он сам. Он увидел глаза людей, которым причинил боль, и понял, что его Чаша недостаточно горька, чтобы искупить содеянное.

Молодость не ведает, чем обогатит старость. Старость забывчива и не помнит, чем наградила её молодость, наивно считая пройденную жизнь источником мудрости, поэтому обе беспечны и неразумны, одна — в дурной расточительности, другая — в глупом беспамятстве.

Если бы молодость видела будущее, старость бы не знала страданий. Если бы старость помнила прошлое, тяжесть бы её была легче.

Вопросы для предварительной беседы

1. Что такое Чаша Жизни?

2. Молодость и старость... Что вы думаете об их взаимо­связи?

3. Может ли боязнь того, что будет в старости, влиять на молодость?

4. Как вы думаете, были бы счастливы люди, если бы знали своё будущее?

5. Как, по-вашему, искупается содеянное?

Примерный план

I. Горечь в Чаше Жизни.

II. Человек и Бог.

1. Картины деяний человека.

2. Невозможность искупить содеянное.

III. Авторский итог (мораль). Молодость и старость: расточительность и беспамятство.