Смекни!
smekni.com

Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста пособие для школ и вузов безымянная о. М., Лукьянов с. А (стр. 28 из 32)

Вопросы для предварительной беседы

1. Мудрость и власть — совместимо ли это?

2. А для чего нужна мудрость?

3. Всё, что происходит в жизни, — это уроки. Согласны ли вы с этим?

4. А вы умеете говорить о сложном просто?

5. Как бы вы сформулировали тему и идею фрагмента?

Примерный план

I. Принц становится мудрее.

II. Отдавать мудрость всем, кто в ней нуждается.

III. Желание учить народ.

IV. Стать правителем-мудрецом.

V. Жизнь как цепь уроков.

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «“Урок мудрости” как текст-рассуждение».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Особенности син­таксического строя текста».

НЕВЕСТЫ

Королевские особы были ничем не лучше простого люда: они с такой же жадностью ели и пили, будто всю жизнь недоедали или вообще голодали. Короли рвали мясо как голодные звери, жирными руками брались за бокалы с вином, королевы и их дочери наталкивали в рот сладкое, от чего щёки их безобразно раздувались.

Молодой король скользил взглядом по принцессам. Они были самые разные: одни даже симпатичные, но с тупым выражением глаз; другие явно некрасивы, но, как правило, очень богаты; третьи и некрасивы, и неумны, да ещё жадны, что явно читалось в том, как они ели.

Как заметил король, ни одна из них не была такой утончённо привлекательной, очаровательно красивой и восхитительно умной, как Маленькая Няня. Из множества прибывших на показ принцесс не нашлось той, которая была бы хоть жалким подобием безродной девушки. Жгучая тоска по дорогой сердцу женщине заполнила сердце короля, и он уже не мог ни есть, ни пить, ни веселиться.

«Кто она, моя Маленькая Няня? Почему она так красива и умна? Откуда появилась? И почему пришла именно ко мне? — задавал себе вопросы король. — Это моё счастье? Моя Судьба? Или это иное явление, ещё неведомое мне? Она вошла в меня и стала моей сутью. Я постоянно слышу её голос, он звучит внутри меня, поучает, советует, журит. А может, это мой другой человек, который существует во мне и которого мудрецы называют голосом совести? Я верил ему всегда, потому что он единственный, кто никогда не лжёт, не лукавит, не льстит. Он всё время спорит и говорит умные вещи, до которых я не могу додуматься сам. Моя Маленькая Няня — это великая Мудрость, которая способна разбудить в человеке его другую суть, другое его Я, которое именуют совестью. Если она есть у меня, значит, она должна быть у каждого. Но я нечасто встречался с людьми совестливыми. Разве может человек, имеющий совесть, осудить другого человека на смерть? Разве может избить кого-то или просто ударить? Разве может облить кипятком, насыпать на кровавую рану соль, обречь на голодную смерть? Разве может обокрасть кого-то, обмануть, обругать? Человек, имеющий совесть, не сможет этого сделать. Стало быть, тот, кто совершает дурные поступки, не имеет совести, своего внутреннего судьи, который без лукавства способен судить самого себя. Совестливый человек никогда не обманет, никогда не обкрадёт другого и не обречёт другого на страдания и муки. Тот, кто делает это, лишён Божественного дара — совести. Этого чувства нет у животных. Они не могут стыдиться за свои поступки. Но, не имея этого дара, они наделены мудростью. За что же некоторые из людей лишёны и того и другого? Чем они так провинились перед Богом, что Он не наградил их ни разумом, ни совестью? А может, человек сам себя лишил этого? Нужно только перестать думать и осмыслять свои поступки, и тогда ни разум, ни совесть не будут нужны. Зачем думать о том, кого собираешься обокрасть, обмануть или убить? Будешь много думать — пробудишь ненароком совесть, которая заговорит внутри тебя и может произнести такую обличительную речь, после которой собственная жизнь станет невыносимой. А зачем обрекать себя на муки, если можно жить беззаботно и счастливо? Наверное, так думает большинство из людей, а иначе они бы так не жили. Совесть бы изводила их по ночам. — Король посмотрел на принцесс и увидел в каждой из них желание стать женой молодого правителя. — Но ведь ни одна из них не любит меня. А если не любит и всё-таки желает стать половиной другого человека, стало быть, она лжёт самой себе, мне и всем остальным. Значит, этот человек уже не имеет совести. И разве я могу стать мужем обманщицы, заранее зная, что мне лгут? Если я принимаю эту ложь, значит, я такой же, как моя избранница, но более этого — я буду ещё и пособником чужой лжи. В этом случае я буду тоже лжецом. А лжец не может стать мудрецом. Не может быть Учителем, способным научить людей правильно жить. Это не по мне. И ничто не заставит меня пойти против моей совести. Я люблю только одну женщину и предан только ей. Только она может полноценно дополнить меня. Никакое приданое не сделает меня внутренне богаче и сильнее. Я хочу прожить свою жизнь так, чтобы не умереть бесславно, чтобы оставить такой след, который помог бы людям найти дорогу к истине, чтобы не осквернить творения Бога, который создал меня человеком».

Король не слышал слов министра, который расписывал ему присутствующих принцесс, претендовавших на звание невесты короля, а потому не узнал о них ещё одной лжи.

Вопросы для предварительной беседы

1. Не могли бы вы выделить элементы сатирического изобра­жения в тексте?

2. В чём особенности композиции текста?

3. Невесты — Маленькая Няня. Как реализуется в тексте ан­титеза?

4. Проблема совести... Как она ставится и разрешается в тексте?

5. А что такое совесть в вашем представлении?

Примерный план

I. Королевские особы за столом. Галерея принцесс.

II. Внутренний монолог принца (проблема совести).

III. Король и министр.

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Текст фрагмента как сочета­ние описания и рассуждения».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особенности.

2. Выполните мини-исследование: «Лексический состав и син­таксическое своеобразие внутреннего монолога принца».

ИСТИННЫЕ ПРАВИТЕЛИ

Король и Маленькая Няня стали правителями королевства, которое было разорено после предыдущего неразумного правления. Смена одних правителей городов на других ничего не дала.

Новые ставленники так же обворовывали народ и казну, как и их предшественники. Новые судьи были ничем не лучше старых, потому что в судах по-прежнему обвинялись невиновные, и большей частью бедные и бесправные.

Несмотря на отмену смертной казни, как и прежде, убивали тех, кто был не угоден новым ставленникам короля. Тёмный, невежественный народ вершил самосуд, сжигая ведьм и целителей, мудрецов и учёных. И с этим беззаконием было невозможно бороться даже королю, потому что замена одних законников на других ничего не решала.

Постоянно нужно было что-то делать, и король делал всё, что мог, но почти ничего не менялось. Борьба с существующими беззакониями отнимала много времени и сил у короля, а положительных результатов не приносила.

Но не это было тем страшным бедствием, которое нужно изжить. Самым опасным было невежество, из которого необходимо было выводить страну. И по приказу короля строились библиотеки, театры и, конечно же, школы и академии. В каждом городе теперь была своя школа, и все, кто желал, могли обучаться бесплатно.

Но заботы о государстве, отнимавшие у короля почти всё его время, не заслоняли то счастье, которое было в его семье. По прошествии нескольких месяцев с тех пор, как королевская чета поселилась во дворце, у них родился сын, и его назвали Лав, что означало Любовь. Для малыша нашли прекрасную няньку, у которой была дочь, чем-то напоминавшая Маленькую Няню. Супруги радовались такому совпадению судеб и видели в этом большое счастье.

Постепенно жизнь в королевстве всё-таки стала улучшаться. Нравы менялись, потому что просвещённость народа доходила до той высоты, когда из просто грамотных люди становились духовно развитыми. Их сознание было таковым, что не только дурные поступки, но даже дурные мысли претили им.

Всё меньше и меньше становилось лжецов, воров, убийц и другого рода преступников. И наконец настало время, когда необходимость в судах и тюрьмах отпала.

Помыслы людей стали чище, поступки правильнее, и зло постепенно исчезало, будто растворялось в океане добра и любви. Ненависть и вражда не могли существовать там, где царила всеобщая любовь.

Многое менялось в этом королевстве благодаря тому, что духовность стала единственным законом жизни, который делал всех людей равными, благородными и миролюбивыми. Не было теперь личного, всё было общим, и люди дорожили имеющимся богатством во имя будущих поколений.

Королевский дворец давно стал дворцом наук, искусств и новой государственной культуры. В нём не только обучались наукам и искусствам, но здесь был прекрасный театр, где разыгрывались разные пьесы.

Королевский театр был самым богатым, потому что костюмы брались из гардероба королей, а мебель — из самого королевского дворца (ей в былые времена пользовались сами короли). Но не только этим был знаменит этот театр и не только тем, что был доступен для всех желающих, а тем, что своими спектаклями он учил людей прекрасному, мудрому и высокому. И каждый, кто смотрел эти театральные представления, хотел жить лучше, как жили те, о ком рассказывалось со сцены.

Много счастья и радости стало в жизни людей этого королевства, особенно тех, кто хотел жить не для себя, а для всеобщего счастья, кто отдавал себя для блага других. Этим жила и королевская чета, которая не причисляла себя к королям.