Смекни!
smekni.com

Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста пособие для школ и вузов безымянная о. М., Лукьянов с. А (стр. 15 из 32)

Из лавки вышел недовольный торговец, протянул человеку монету и сказал:

— Это не лучший способ для выпрашивания денег.

Но смехотворца они интересовали меньше всего, ему было до безумия смешно видеть все уродства одновременно.

— Я ещё никогда не встречал такого изобилия уродства сразу, — сквозь смех пытался объяснить своё состояние человек.

— Но это же — ты! — недоумевая, воскликнул торговец.— Неужели тебя веселит твоё собственное уродство? — возмутился пораженный таким явлением хозяин лавки.

— Я? — удивился человек.

Он внимательно вгляделся в зеркало и понял, что урод, которого он видит и над которым так заразительно смеется, — это его отражение. И вдруг он заплакал. Он так горько плакал, что торговец вынес ему ещё две монеты.

— Мне жаль человека, который зарабатывает таким гнусным способом, — сказал он, бросив деньги.

Никогда так больно и горько не было смехотворцу. Теперь он понял чувства толпы, которая собиралась только для того, чтобы посмотреть на такого уникального урода. Более безобразного человеческого существа смехотворцу никогда не приходилось видеть. А ведь несколько лет назад он был не таким: он был высоким, стройным и красивым, но желание иметь лёгкий заработок изуродовало его до неузнаваемости, и теперь он был обречён на вечное уродство, которое могло вызвать смех только у идиота.

Каждый человек сам себе выбирает путь. И если судьба бывает жестока к нему, то не её надо винить, а себя, ибо человек дразнит её играя, а расплачивается страдая.

Вопросы для предварительной беседы

1. Не напоминает ли герой притчи так называемых писате­лей-сатириков и актеров разговорного жанра, веселящихся на сценах в столь трудное для нашей страны время?

2. Почему смех героя притчи нельзя назвать высоким и очищающим?

3. За что был наказан смехотворец?

4. Каждый человек в ответе за свою судьбу. Согласны ли вы с этим?

5. Стремление к лёгкому заработку — это порок или естест­венное желание?

Примерный план

I. Человек, который любил посмеяться над другими.

II. Смехотворец и толпа.

I. Благодарные зрители.

2. Изменение отношения толпы.

III. Смехотворец у зеркала. Разговор с торговцем.

IV. Разочарование.

V. Мораль: «Каждый человек сам себе выбирает путь».

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Портрет героя: средства со­здания».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Охарактеризуйте синтаксический строй текста.

ПРИТЧА О ЧЕЛОВЕКЕ И ГОРЕ

Жил человек, и нельзя было сказать, что он был счастлив, но и горя он никогда не испытывал. И привык он жить, не болея душой, не задумываясь о поступках, не подчиняя свои действия разуму. Всё шло своей чередой: что случалось, то случалось, и сам человек никогда и ничего не пытался изменить, улучшить, поправить. Принимал всё как должное, да, собственно, и не было ничего такого, что нарушило бы его размеренную, вялую жизнь. Но наступил час, когда постучало в дверь горе и, не дожидаясь приглашения, вошло, и не просто вошло, а ввалилось, придавив собой человека. И взглянуло оно ему в глаза, и не просто взглянуло, а заставило человека вглядеться в свой страшный лик. И увидел человек уродливое лицо горя, зловещий взгляд и ядовитую улыбку, и защемило у него в груди, налилось болью сердце и разбухло от этой боли так, что треснула грудь. И сжал он руками грудь, чтобы уменьшить боль, и сжался сам, словно желая спрятаться от жестокого взгляда горя. Но горе ещё больше сдавило, ещё больше подмяло под себя. И понял человек, что он бессилен перед ним и никогда не сможет преодолеть натиск его. И стал он тогда прятаться от этой напасти, но горе находило его и впивалось своим жутким взглядом в безумные от страха глаза несчастного.

Видя мучения собрата, другой, более сильный человек, не раз сражавшийся со злом и неоднократно побеждавший горе, сказал ему:

— Ты должен победить в себе свою слабость, распрямить тело, развернуть душу, чтобы смогла раскрыться в тебе воля твоя, чтобы смогла она набраться сил и стать перед лицом горя щитом нерушимым. И, увидев силу твою, горе отступит, ибо слабее его нет ничего на свете, а приходит оно только к тому, кто более его слаб.

Но несчастному казалось, что большего горя, чем у него, нет в мире и противостоять он ему не в силах, ибо как можно победить то, что непобедимо. Чем больше он боялся горя, тем ужаснее оно становилось. Страшным чудовищем оно разрасталось над человеком, накрывало беспомощное тельце слабого существа своим огромным безобразным телом и сдавливало его. Тяжесть и темнота, порождённые этим явлением, разрушали остатки сил, и оставалась у человека только единственная способность — плакать. И он, чтобы хоть как-то облегчить свою участь, плакал, жалея себя, и, плача, жалел. И снова пришли люди, чтобы помочь, желая спасти несчастного, и снова давали они советы:

— Расправь тело, как крылья, и поднимись над горем. Раскали стержень воли своей, и он станет непобедимым мечом твоим. Восстань против горя живой жизнью своей.

Но человек всё твердил:

— Вот придёт счастье ещё большее, чем горе, оно одолеет его, растворится тогда горе и исчезнет; и заполнится всё светом, и расправится моё тело, и засветится душа, улыбнется чистым сиянием счастья, окрылится и взлетит. Только счастье может противостоять горю, а человек — ничто перед превратностями судьбы. Вам никогда не понять меня, — заключил несчастный, — ибо вы никогда не испытывали такой тяжести от такого страшного горя.

И ушёл этот человек в небытие, так и не справившись со своей болезнью, так и не поняв, что счастье приходит к тому, кто готов принять его, кто раскрыл для него душу, кто очистил для него место в своём сердце.

Жалость к себе обессиливает, сила окрыляет, и нет ничего сильнее воли человеческой. Она — побеждающий меч, она — защищающий щит. Жалость — это те оковы, которыми, раз сковав себя, останешься навсегда прикованным к скале бессилия. Сила воли — это те крылья, которые поднимут человека над бездной несчастий. Понять бы только эту истину да сделать усилие, чтобы подняться над собой.

Вопросы для предварительной беседы

1. Можно ли быть счастливым, не зная горя?

2. Как, по-вашему, должен человек встречать беду?

3. Почему герой притчи не может противостоять горю?

4. Согласны ли вы с тем, что «человек — ничто перед пре­вратностями судьбы»?

5. А что вы думаете о жалости и о силе воли?

Примерный план

I. Человек и горе.

II. Советы людей несчастному.

III. Отчаяние человека и смерть.

IV. Авторский итог (о жалости и силе воли).

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Многосоюзие как приём и его использование в тексте».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Синтаксические средства вы­разительности, использованные в тексте».

ПРИТЧА О ПОМОЩИ

Подошёл человек к лодочнику и сказал:

— Мне нужно переправиться на тот берег. Я иду к людям, которые бедствуют, чтобы помочь им. Они очень нуждаются в помощи, и, кроме меня, никто этого не сделает. Не мне это нужно — другим. Помоги, брат, дело не терпит отлагательства.

— Я рад помочь тебе, — ответил лодочник, — этим живу и кормлюсь. Я перевезу тебя, куда скажешь, но мне нужна плата за мой труд.

— Я нищ, у меня ничего нет, кроме одежды, которая на мне, — стал объяснять путник. — Мне нечем тебе заплатить.

— Дай тогда свою одежду, — торговался лодочник, — и она сойдёт мне — согреет в холода.

— Я готов отдать тебе последнее, ибо я должен успеть.

Странник разделся и отдал лодочнику все, кроме обветшалой повязки, прикрывающей наготу.

Ночь была тёмной и ветреной, но стремление человека было так сильно, что он не замечал холода. Когда лодка причалила к берегу, лодочник спросил:

— Чем же ты поможешь бедствующим, если у тебя самого ничего нет?

— Словом, — спокойно ответил странник.

— Кому нужны твои слова, если в желудке пусто, а тело дрожит от холода? Разве они накормят и обогреют тех, кто нуждается в хлебе и одежде? — недоумевал лодочник.

— У меня нет ничего, кроме моей мудрости, и я хочу поделиться ею.

— Ты более глуп, чем я думал, — усмехнулся лодочник. — Мудростью не насытишься и не согреешься.

И тогда сказал странник:

— Мудрость никого ещё не кормила и не одевала, но мудрость учила законам жизни, и тот, кто постигал её, не испытывал более нужды в том, без чего мог обойтись. Мудрый может перетерпеть нужду и холод, обойтись малым, прожить так, что ничто не омрачит его светлого облика; и жизнь его не истлеет бесследно, и память о нём сохранится в веках.

— Глупость все это, — ответил озадаченный лодочник. — Зачем мне светлый облик, если от темноты спасает фонарь, и зачем мне память обо мне, если безжизненное тело моё будет лишено сознания и я никогда не увижу, как помнят меня. Прощай, странник, и не обессудь: разные у нас дороги, разные суждения о жизни. Я живу нынешним днём и должен думать о том, чтобы сегодня я был сыт, одет, имел кров и был счастлив.

Странник поднял вверх руки и произнёс:

— Счастья тебе, того, которого ты заслуживаешь. Жизненный путь длинный, но пусть осознание истинного счастья не растянется навечно. Благодарю тебя за помощь. Плыви.

И погреб лодочник к своему берегу, а странник отправился туда, где в нём нуждались. Но случилась буря, поднялся шторм, и в борьбе с ураганным ветром лодочник потерял сначала полученную вместо платы одежду незнакомца, а потом и лодку. С огромным трудом он добрался до берега, обессиленный упал лицом на холодные камни и заплакал: