О. М. БЕЗЫМЯННАЯ С. А. ЛУКЬЯНОВ
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЯМИ
Пособие для школ и вузов
БЕЗЫМЯННАЯ О.М., ЛУКЬЯНОВ С.А.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЯМИ С КОМПЛЕКСНЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА.
Пособие адресовано учителям-словесникам, работающим в старших классах школ, и преподавателям филологических факультетов вузов и призвано помочь в работе над изложениями и в организации обучения учащихся навыкам комплексного (филологического) анализа текста. В пособии преподавателям предложена примерная схема работы над обучающим изложением с анализом текста.
В сборнике представлены авторские тексты с подробными методическими рекомендациями, описаны этапы филологического изучения текста, даны образцы комплексной характеристики. Материал предназначен для проведения так называемых обучающих изложений и сопровожден схемами-вопросами.
В пособии предложен новый взгляд на содержание и методы работы с изложением. Материалы книги могут быть с упехом использованы при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а так же в работе одаренными школьниками, участвующими в различных олимпиадах по филологическим дисциплинам.
ГЛАВЛЕНИЕ
ТЕКСТЫ ПРИТЧ С МЕТОДИЧЕСКИМ АППАРАТОМ.. 12
ПРИТЧА О ТОМ, КАК МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ВЫБИРАЛИ СЕБЕ СПУТНИЦ ЖИЗНИ.. 12
ПРИТЧА ОБ ИСТИННОМ СТРЕМЛЕНИИ.. 13
ПРИТЧА О ТОМ, КАК РАСПОРЯДИЛИСЬ МУДРЕЦЫ СВЕТОЧЕМ ЗНАНИЙ.. 13
ПРИТЧА О ТОМ, КАК ДВА БРАТА ШЛИ К СЧАСТЬЮ... 15
ПРИТЧА О ПОСЛАННИКЕ БОГА И ТОЛПЕ. 17
ПРИТЧА ОБ УЧЕНИКЕ, ПРЕДАВШЕМ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ. 18
ПРИТЧА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СТРАСТИ.. 23
ПРИТЧА О СЫНЕ, ПРЕДАВШЕМ МАТЬ. 24
ПРИТЧА О ПОСТУПКЕ, СОВЕРШЁННОМ ИЗ ЛЮБВИ.. 26
ПРИТЧА О НЕЛЮБИМОМ УЧЕНИКЕ. 31
ПРИТЧА О БОЛИ СЕРДЕЧНОЙ И ГОЛОВНОЙ.. 33
ПРИТЧА ОБ УЧИТЕЛЕ, ПРОДАЮЩЕМ ЗНАНИЯ. 35
ПРИТЧА О ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ.. 39
ПРИТЧА О ДОЛГОЙ И КОРОТКОЙ ЖИЗНИ.. 40
ПРИТЧА ОБ ОБЕЗУМЕВШЕЙ ЖЕНЩИНЕ. 42
ПРИТЧА О ТОМ, КАК МАТЬ СПАСЛА СЫНА. 43
ПРИТЧА О СМЕРТИ И ЦЕЛИТЕЛЯХ. 44
ПРИТЧА О СПОРЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ.. 45
ПРИТЧА О ЧЕЛОВЕКЕ, ЖЕЛАВШЕМ ПОСТИЧЬ НЕПОСТИЖИМОЕ. 46
ПРИТЧА О ЧЕЛОВЕКЕ И ПТИЧКЕ. 47
ТЕКСТЫ ОТРЫВКОВ ИЗ РОМАНА С МЕТОДИЧЕСКИМ АППАРАТОМ.. 49
ОТРЫВКИ ИЗ РОМАНА «МАЛЕНЬКАЯ НЯНЯ». 49
ДЕЛИТЬСЯ МАСТЕРСТВОМ С ДРУГИМИ.. 51
ОБРАЗЦЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ. 59
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ «ПРИТЧИ О СВЕЧЕ И ВЕТРЕ». 59
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФРАГМЕНТА «ГОРОД». 61
СТИХОТВОРНЫЕ ТЕКСТЫ И ИХ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ В ПРОЗЕ. 63
СТИХОТВОРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРЕЛОЖЕНИЙ В ПРОЗЕ. 65
Изложение — традиционная форма учебной деятельности, нашедшая широкое применение практически во всех классах средней школы и получившая закрепление в качестве аттестационной (экзаменационной) работы по русскому языку за курс девятилетнего обучения.
Популярность изложения объясняется прежде всего тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему. В этом отношении изложение занимает как бы промежуточное положение между сочинением и диктантом, по отдельным позициям уступая им, но — как синтетическая форма — во многом их превосходя.
Так, диктант, безусловно, имеет существенное преимущество перед изложением по своим «контролирующим возможностям» в области проверки орфографической и пунктуационной подготовленности учащихся. Кроме того, определённым образом подобранный словарный или текстовый материал может быть использован учителем для проведения диктантов самых разных видов: выборочных, комментированных, объяснительных, предупредительных, свободных, творческих (все они квалифицируются как обучающие). Всё это, естественно, создаёт ситуацию широчайшего выбора при организации работы по закреплению правил орфографии и пунктуации. В то же время с точки зрения передачи текста, особенностей его строения, стилистического своеобразия диктант представляет собой по сути дела механическую работу.
На другом полюсе в ряду используемых в школе видов письменных работ находится сочинение. Оно должно наглядно демонстрировать речевые возможности школьника, его умение выстраивать логически выверенный и композиционно стройный текст, использовать изобразительно-выразительные возможности русского языка. К сожалению, в нынешних условиях эта функция сочинением не выполняется. Списывание, использование сборников всевозможных «золотых», «лучших», «образцовых» сочинений, написание работ «по заказу» учителями средних школ и преподавателями высших учебных заведений — всё это факторы, обесценивающие данный вид учебной деятельности в качестве индикатора речевой подготовки школьников. С другой стороны, сочинение в гораздо меньшей степени, нежели диктант или даже изложение, может служить показателем орфографической и пунктуационной «подкованности» учащихся, так как и в тех случаях, когда текст создаётся школьником самостоятельно, учащийся обходит «острые углы», связанные с написанием того или иного слова или выстраиванием той или иной синтаксической конструкции. Работа над сочинением, таким образом, часто предстаёт в виде особого «искусства возможного».
Изложение же в определённой степени снимает эти проблемы.
Во-первых, изложение, проигрывая в этом отношении диктанту, всё же даёт учителю довольно широкие возможности для осуществления контроля за орфографической и пунктуационной подготовкой учащихся. При передаче чужого текста школьник должен максимально точно воспроизвести его словесный ряд и синтаксическую структуру, а значит, оказывается перед необходимостью обращения к тем или иным законам правописания. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас, более сознательно (чем при написании диктанта) используют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные сведения и навыки.
Во-вторых, изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста). Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же выстроенный учащимся, текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой подготовки автора.
В-третьих, изложение «подталкивает» ученика к следованию образцу, к передаче структурных, композиционных и стилистических особенностей чужого текста, что, без всякого сомнения, способствует формированию определённых речевых навыков и — шире — того, что мы называем культурой речи. В идеале изложение вообще должно быть чем-то вроде творческого состязания с автором, своеобразным «переводом с русского на русский».
Таким образом, изложение должно рассматриваться и как вполне самостоятельный вид письменной работы (наряду с диктантом и сочинением), и как некое связующее звено между ними. Думается, что в связи с обесцениванием сочинения как вида аттестационной (экзаменационной) работы вполне разумным было бы изменение характера выпускных испытаний вообще. Так, в IX классе целесообразным представляется проведение диктанта с последующим комплексным (филологическим) анализом текста /об этой форме работы см.: 2/, а в XI — написание изложения с творческим заданием и с элементами анализа текста (творческое задание может быть полностью связано с аналитической деятельностью).
Но и в нынешних условиях изложение должно занять в системе учебной работы по русскому языку значительно более важное место. К сожалению, в настоящее время «изложение с творческим заданием (с элементами сочинения)» — это всего лишь «подробная» или «сжатая» передача чужого текста с последующим ответом на вопрос, касающийся в подавляющем большинстве случаев только содержательной стороны воспроизводимого текста, или же с рассуждением на указанную тему (по поводу пересказываемого материала).