Смекни!
smekni.com

1. 1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты (стр. 13 из 52)

Другой сторонник теории двойственной истины – англичанин Уильям Оккам говорил, что в силу принципиальной разницы самих предметов и методов философии и религии следует жестко разграничить сферы их компетенции и рассматривать области божественного (сверхъестественного) и природного (естественного) как совершенно автономные и изолированные друг от друга. Разум ничего не может понять в делах веры, догматы невозможно осмыслить, но в то же время познание действительности или окружающего мира вполне может быть независимым от религии, может ориентироваться исключительно на разум, знание и философию. Физическую реальность можно понять из нее самой, утверждал Оккам, то есть экспериментальным, научным путем, а также с помощью жизненной практики постичь происходящее и объяснить совершающееся вокруг нас естественными причинами, действующими в природе вещей. Совершенно не следует при объяснении окружающего мира прибегать к представлениям о тайных причинах, скрытых качествах, неведомых силах и невидимых основаниях, будто бы лежащих в сущности мироздания и управляющих им. Надо отбросить или отсечь, как бритвой, все фантастическое и сверхъестественное при объяснении действительности и понять ее безо всяких вымыслов о потустороннем и мистическом. И это возможно сделать, ибо природное есть естественное, подвластное разуму и потому вполне познаваемое (этот принцип получил название “бритвы Оккама”). А решающая роль в деле такого познания должна принадлежать философии – науке о мире в целом, о природе, нас окружающей во всех ее проявлениях.

1.10 Становление социальных и гуманитарных наук в XVIII веке. Социальный гуманизм и теория общественного прогресса.

Социальная философия – это раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали), его целей, развития, судеб и перспектив. Социальная философия изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории, социологии, теории государства и права, политической экономии и др.

Знание прошлого имеет колоссальное значение для созидания настоящего. Первые шаги в понимании социальной жизни связаны с представлениями о том, что настоящее подготовлено прошлым. В дальнейшем путь исторического сознания привел к убеждению, что для понимания настоящего мало знать прошлое, необходимо знание и будущего. Человечество стало осознавать, что прошлое порождает настоящее, настоящее готовит будущее, не «заглядывая» в которое невозможно во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое.

Мыслители XVII – XVIII вв. рассматривали историю общества как продолжение истории природы и стремились вскрыть «естественные» законы общественной жизни. Это было связано с состоянием науки того времени, с поисками единых, универсальных законов мира и соответственно единой науки. Жизнь общества уподоблялась жизни природы. Если исходным звеном в цепи природных процессов являются атомы, то таким атомом в общественной жизни представлялся человек. Как ни резко различаются между собой люди, их объединяет общая основа – стремление к самосохранению. Действия людей строго закономерны. Социальные законы рассматривались как проявление законов механики. Чувство самосохранения уподоблялось закону инерции. Социальный инстинкт, подобно центростремительной силе, влечет людей друг к другу; и они тем сильнее стремятся друг к другу, чем меньше расстояние между ними и чем более они родственны между собой по своим страстям. А человеческий эгоизм, подобно центробежной силе, взаимно отталкивает людей. Каждый человек движется по жизни по своей орбите. Благодаря взаимодействию центростремительных и центробежных сил устанавливается равновесие в общественной жизни: как небесные тела не падают друг на друга, так и люди не сливаются в одну массу и не рассыпаются в разные стороны.

Просветители XVIII в. выдвинули идеи исторического прогресса (Джанбаттиста Вико, Кондорсе), сформулировали принцип единства исторического процесса ( И.Г.Гердер).

Вико была выдвинута концепция исторического круговорота - развития всех народов по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Согласно Вико каждый цикл завершается общим кризисом, ведущим к распаду данного общества. Смена происходит в результате переворотов, острой борьбы. Вико придавал решающее значение деятельности людей в осуществлении исторического процесса. Однако сами исторические законы Вико нередко характеризовал и как провидение, т.е. данное Богом.

Кондорсе полагал, что в основе истории лежит безграничное совершенствование знаний. Способность человека к совершенствованию, писал он, действительно безгранична; рано или поздно настанет «момент, когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума…». Кондорсе считал, что человеческий прогресс подчинен определенным общим законам, знание которых помогает предвидеть его направленность и ускорять дальнейшее развитие.

Гердер считал, что движущей силой истории выступают живые человеческие силы, способности. Это источник движения истории, основной закон которой – взаимодействие человеческих деяний и природных условий. Итак, общим стимулом общественного развития Гердер считал деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей, а его высшим критерием – принцип гуманности. И вся история народов является школой соревнования в скорейшем достижении гуманности.

Жизнь общества, по словам Энгельса, во всей его полноте, со всеми его порой кажущимися абсурдными событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а в целом упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам развития.

Действительно, вне общественной закономерности немыслима никакая жизнь людей, т.к. тогда, не имея твердой точки опоры, ни в чем нельзя было бы быть уверенным, ничто нельзя было бы знать и предвидеть, и ни за что нельзя было бы поручиться.

В исторических событиях очень многое подвластно случайности. История никогда не повторяется: она движется не по кругам, а по спирали, и кажущиеся повторы в ней всегда отличаются друг от друга, неся в себе что-то новое. Но в этой неповторимой случайности конкретных событий есть всегда что-то общее; например, тот факт, что II Мировая война не похожа на наполеоновские войны, не является препятствием для философского осмысления природы войн вообще.

Однако нельзя представлять, что история развивается вне и помимо деятельности человека. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе, т.е. разнообразной деятельности людей. Иначе говоря, труд, знания, умения, физические, умственные и нравственные силы людей – творцы всякого богатства и движения истории.

1.11 Достижения фундаментальных наук в 18 веке и их практическое применение. Формирование технических наук.

В XVIII в. среди фундаментальных наук, механика была одной из ведущих. Постепенно она превращалась из раздела физики в раздел математики. Многие физические проблемы стали математическими, т. е. их можно было решить аналитическим способом. Одним из наиболее известных ученых в области математики и математической физики был швейцарец Леонард Эйлер. Он разработал вариационное исчисление, ставшее мощным орудием при решении задач высокой сложности. Французские ученые Жан Лерон Д'Аламбер и Жозеф Луи Лагранж полностью "математизировали" механику, превратив ее в систему, требующую не доказательств, а лишь математических расчетов.

Окончательное доказательство верности учения Ньютона представил Пьер-Симон, маркиз Лаплас. Он систематизировал все достижения звездной механики своего времени.

В XVIII в. в химии была выявлена роль воздуха и газов при протекании химических реакций. Об этом догадывались ученые еще в XVII в., но полностью всех убедили классические эксперименты Джозефа Блейка с карбонатом магния в 1750 г. Это послужило поводом для интенсивного изучения свойств воздуха. Химики открыли большое количество новых газов и стали изучать их характерные свойства.

Революция в химии была скорее революцией метода, а не концепции. Так например, Антуан Лоран Лавуазье утверждал, что количественные методы, основанные на точных измерениях, позволяли производить исследования с большой точностью, и это было основным принципом современной химии. И только при рассмотрении тел с точки зрения составляющих их компонентов допускалось классифицировать их и их свойства на основании логических умозаключений. В 1780 г. Шарль Огюстен де Кулон смог измерить электрические и магнитные силы, используя чувствительные динамовесы собственного изобретения. Он пришел к выводу, что эти силы подчиняются закону Ньютона о всемирном тяготении. В XVIII в. наука вселила надежду, что внимательное наблюдение и экспериментальные работы позволят значительно повысить производительность труда в промышленности. Для некоторых отраслей это оказалось справедливым. Но только во второй половине XIX в. наука смогла оказать действительно существенную помощь промышленности. Изобретение парового двигателя привело к созданию термодинамики. Промышленность требовала создания сложных и совершенных машин, машиностроительная промышленность старалась их дать - создавалась и развивалась база для производства очень точных и чувствительных приборов для науки. По мере внедрения науки в мир атомов и молекул, электрического тока и магнитных полей, микробов и вирусов, туманностей и галактик использование специальных приборов стало единственным способом изучения этих процессов. Перспектива использования научных достижений в промышленности создавала предпосылки для всесторонней общественной поддержки науки. Правительства разных стран в различной мере и степени оказывали прямую поддержку науке посредством материальных вознаграждений ученым, создания исследовательских институтов, присуждения званий крупным ученым и назначений их на ответственные посты. Дальнейшее развитие науки связано с именем немецкого философа Иммануила Канта. Кант оспаривал утверждение Ньютона о том, что ученый должен оперировать непосредственно объектами, находящимися вне сферы восприятия органов чувств человека, такими как атомы, корпускулы света или электричества. Напротив, утверждал он, все, что должен осознать человеческий ум, это силы. Эта гносеологическая аксиома освободила Канта от необходимости признавать, что силы заключены в каких-то особых, неизменных частицах. Все это дало толчок к развитию технических наук. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии. В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические. Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.) происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук. Этот процесс в новых областях практики и науки происходит, конечно, и сегодня, однако, первые образцы такого способа формирования научно-технических знаний относятся именно к данному периоду. Третий период - классический (до середины XIX века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий. Наконец, для четвертого этапа (настоящее время) характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и "отпочкования" технических наук от естественных и общественных. Как показал Э. Лейтон, становление технических наук связано с широким движением в XIX веке - приданием инженерному знанию формы, аналогичной науке. Среди результатов этой тенденции было формирование профессиональных обществ, подобных тем, которые существовали в науке, появление исследовательских журналов, создание исследовательских лабораторий и приспособление математической теории и экспериментальных методов науки к нуждам инженерии. Таким образом, старая точка зрения, что фундаментальная наука генерирует все знания, которые техник затем применяет, просто не помогает в понимании особенностей современной техники. Технические науки к началу ХХ столетия составили сложную иерархическую систему знаний - от весьма систематических наук до собрания правил в инженерных руководствах. Некоторые из них строились непосредственно на естествознании (например, сопротивление материалов и гидравлика) и часто рассматривались в качестве особой отрасли физики, другие (как кинематика механизмов) развивались из непосредственной инженерной практики. И в одном, и в другом случае инженеры заимствовали как теоретические и экспериментальные методы науки, так и многие ценности и институты, связанными с их использованием. К началу ХХ столетия технические науки, выросшие из практики, приняли качество подлинной науки, признаками которой являются систематическая организация знаний, опора на эксперимент и построение математизированных теорий. В технических науках появились также особые фундаментальные исследования. Кроме того, некоторые части технических наук могут иметь характер фундаментального, а другие - прикладного исследования. Впрочем, то же справедливо и для естественных наук. Творческие и нетворческие элементы имеют место равно как в естественных, так и в технических науках. Нельзя забывать, что сам процесс практического приложения не является однонаправленным