Смекни!
smekni.com

1. 1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты (стр. 25 из 52)

1.21 Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постклассическая наука. Прогностическая роль философии.

Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности. Рациональность предполагает способность человека самостоятельно научно мыслить и принимать решения; свойственна европейскому человеку, его деятельности, его отношению к природе и к другим людям. Рациональность- это главный принцип Просвещения. «Имей мужество пользоваться собственным умом без руководства со стороны кого-то другого» ( И.Кант). Человек должен нести ответственность за содержание своей мысли. В силу того, что ключевую роль в европейской рациональности стали играть наука и техника, возникла уникальная индустриальная цивилизация. В настоящее время ясно стало осознаваться, что все глобальные проблемы современности порождены этой цивилизацией, которая трансформировалась, переходя от индустриального этапа к постиндустриальному и информационному. Жизненно-практические угрозы, порожденные рациональной культурой Европы, и вызвали широкий интерес к проблеме рациональности вообще и научной, в частности.

Пытаясь создать историко-методологические модели науки, философы вышли на проблему исторических типов рациональности. Европейская рациональность уходит корнями в культуру античной Греции, т.е. в исторически первичную рациональность. Рациональность в философии античности мы находим в «китайской философии», философии «Упанишады» в Индии, «Заратустры о добре и зле» в Иране и т.п. Основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия, способности мышления выходить за пределы чувственного мира и «работать» с идеальными «моделями», которые не совпадают с обыденными житейскими представлениями о мире (учение об идеях Платона и Парменида). Рациональность – работа с истиной. Человеческий разум есть проекция Божественного разума, поэтому знание для человека всегда благо и добро. Основная функция разума усматривалась в познании целевой причины. «Все, что существует, существует ради чего-то» (Аристотель). В ходе научных революций складывается свой тип рациональности.

В результате Первой научной революции (17век) возникла классическая европейская наука (механика и физика), сформировался Научный тип рациональности. Наука отошла от метафизики. «Физика, бойся метафизики!» (Ньютон, Декарт). Произошло разделение бытия на религиозное и научное, соответственно появилось религиозное и научное мировоззрение (с живым Богом и мертвым миром). Научный тип рациональности радикально отличался от античного, но взаимствовал у него принципы тождества мышления и бытия, идеальный план работы мысли. Но бытие перестало рассматриваться как Абсолют-объект, который не развивается и не меняется. Человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе, сам себя формировал. Разум человеческий отошел от вещей, он наблюдает, исследует природу вещей как бы со стороны, не будучи детерминированным ничем, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов. Субъект используется как средства познания. Естествознание «технезируется», действующей силой являются материальные причины, которые хорошо согласуются с механическим толкованием природы. Свободе интерпретации мира был положен предел: в научную картину мира впускалось только то, что можно практически объективировать и проконтролировать. Мыслительным инструментом, управляющим экспериментом, стала математика. Научным признавалось то, что можно было математически выразить. Наука отрицала понятие целевой причины. «Природа не действует по цели» (Спиноза).

Вторая научная революция (18-19 век) произошел переход от классической науки к дисциплинарно организованной науке. Появление наук о живом подрывало претензии классической научной рациональности на статус единственной и абсолютной. Происходит дифференциация идеалов и норм научности и рациональности. Одновременно идет процесс окончательного оформления классического типа рациональности, включающий в себя идеал механической редукции, т.е. сведение всех процессов и явлений к механическим взаимодействиям. Редукция становится более математизированной и менее наглядной, за счет чего стали объяснимы многие иррациональные процессы. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводит к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки. Можно рассматривать как начало возникновения парадигмы неклассической науки. Внутри самой классической физики уже зрели ростки нового понимания идеалов и норм научности. Но в целом «первая и вторая научные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления»*.

Третья научная революция ( 19-20 век) характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Специфика этих объектов потребовала переосмысления прежних классических норм и идеалов научного познания. Осмысливается корреляция между онтологическими постулатами науки и спецификой метода, посредством которого осваивается объект. С помощью приборов, математических моделей исследователь задает природе «вопросы», на которые она и «отвечает». Все большее значение уделяется методам и средствам познавательной деятельности. В качестве необходимого условия объективности объяснения и описания в квантовой физике стало выдвигаться требование учитывать и фиксировать взаимодействие объекта с прибором, связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности ученого. Учитывая субъективность познавательной деятельности, И.Кант выдвинул идею о том, что научное знание характеризует не действительность, как она есть сама по себе, а некую сконструированную чувствами и рассудком реальность. Ученые и философы поставили вопрос о «непрозрачности» бытия, в итоге принцип тождества мышления и бытия продолжал «размываться».

Четвертая научная революция (20 век) – возвращение к античной рациональности. Она связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы. В постнеклассической науке историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира. Возникла наука синергетика, которая базируется на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому, занимая новый уровень организации. Из веера возможных линий развития система «выбирает» одну и этот выбор необратим. Воздействие субъекта познания на такого рода системы должны отличаться повышенной ответственностью и осторожностью. Для изучения таких сложных систем как экология и биосфера, а также генетическая инженерия, требуется построение идеальных моделей с огромным числом параметров и переменных, что невозможно без использования компьютерных программ и проведения специального математического эксперимента. При изучении такого рода сложных систем, включая человека с его преобразовательной производственной деятельностью, необходимо включение оценок общественно-социального и этического характера. Необходимо установление ограничений и даже запретов на некоторые формы человеческой деятельности. Т.о. в постнеклассическом типе рациональности учитывается «соотнесенность характеристик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами»*. Теория эволюции Вселенной способствовала появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности: Космос, его законы и рациональность, человеческое существо совершенно в силу совершенства космоса.

*Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000.с 622-634.

Основы философии науки. Под ред.Кохановича. М. 2003. С 380-404.

Социально-гуманитарное знание и теория управленческого процесса.

Говоря о понятии «социальное познание», следует иметь в виду два его основных аспекта: 1 - любое знание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами; 2 - одна из форм познавательной деятельности является познание общества, т.е. социальных процессов и явлений (в отличие от двух других: познания природы-естествознания, познания мышления-гносеологии).

В зависимости от основания внутри социального познания различают познание социально-философское, экономическое, историческое, социалогическое. Существует две основных – крайних, полярных позиций к постановке и решению проблемы соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания.