В течение XIII и XIV веков европейские ученые всерьез расшатывали фундаментальные устои аристотелевой методологии и физики. Английские францисканцы Роберт Гроссетест и Роджер Бекон ввели в сферу науки математический и экспериментальный методы, а также способствовали дискуссии о зрении и о природе света и цвета. Их оксфордские последователи ввели количественные рассуждения и физический подход через свои исследования ускоренного движения. За Ла-Маншем, в Париже, Жан Буридан и другие ученые детально разработали концепцию импульса, в то время как Николас Орезм (1330-1382) предложил ряд смелых идей в астрономии, что открыло двери для пантеизма Николая Кузанского.
Важное место в научной культуре европейского средневековья занимала алхимия. Алхимия была посвящена преимущественно поискам субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото и серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Хотя ее цели и применявшиеся средства были весьма сомнительны и чаще всего иллюзорны, алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии. Первые дошедшие до нас достоверные работы европейской алхимии принадлежат английскому монаху Роджеру Бэкону и немецкому философу Альберту Великому. Они оба верили в возможность трансмутации низших металлов в золото. Российский ученый В. Л. Рабинович проделал блестящий анализ алхимии и показал, что она представляла собой типичное порождение средневековой культуры, сочетая магическое и мифологическое видение мира с трезвым практицизмом и экспериментальным подходом.
Самым, пожалуй, парадоксальным результатом средневековой научной культуры является возникновение на базе схоластических методов и иррациональной христианской догматики новых принципов познания и обучения. Пытаясь найти гармонию веры и разума, соединить иррациональные догмы и экспериментальные методы, мыслители в монастырях и духовных школах постепенно создавали принципиально новый способ организации мышления – дисциплинарный. Наиболее развитая форма теоретического мышления того времени была теология.
Религиозные представления о мире.
Основной элемент любой религиозной картины мира – образ единственного бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный тварный характер, так как вторична, является результатом, проекцией другой – настоящей реальности – бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы (обладающие разумом, волей, собственными законами), которые определяют жизнь людей.
Т.о., специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причём первая считается зависимой от второй. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий.
Эпоха, пришедшая на смену Древнему миру, получила название Средневековья. Она охватывает период приблизительно с 5 по 15 века. В идейном смысле это время было периодом безраздельного господства в Европе христианской религии, которая сформировалась в начале нашей эры в римской провинции Иудее, быстро распространилась по всей империи, завоевав огромное количество последователей. Поскольку официальной религией Древнего Рима было язычество, то появившееся христианство в первые века нашей эры подвергалось жестоким гонениям со стороны государства. Однако в 4 в. оно было провозглашено новой официальной религией, и притесняемые ранее христиане из гонимых превратились в гонителей, начали неумолимо преследовать язычников и ревностно бороться с остатками старой государственной религии. В чем же столь явная непримиримость язычества и христианства? Первое является политеизмом – многобожием, второе – монотеизмом – единобожием. Но дело не только в этом. В языческом политеизме каждое божество олицетворяет собой какую-нибудь природную стихию, то есть находится не вне мира, но внутри него, растворено в нем, слито с ним воедино, а совокупность языческих богов и есть мироздание. Христианский же монотеизм утверждает не только то, что Бог один, но, главное, то, что он находится вне мира, первичен по отношению к нему, потому что его сотворил. Для язычника окружающий его мир прекрасен и единственен, вне природы и больше ее ничего нет, потому что она и есть Бог. Природа вечна, беспредельна и потому божественна. Он благоговеет перед ней и ей поклоняется. Для христианина же сколь ни совершенен был бы окружающий мир, он – всего лишь творение, а за видимым великолепием природы стоит невидимая сила, тысячу крат более совершенная и бесконечно восхитительная – Творец, который есть действительное начало и источник всего, истинное Бытие. Поэтому именно перед ним следует преклониться, а за красотой мира всегда надо пытаться усмотреть великий и непостижимый замысел потустороннего Бога.
Развитие ремёсел и их значение для научного познания.
В социально-экономическом отношении средним векам соответствует период раннего и развитого феодализма. Для эпохи феодализма типично, в общем, сравнительно медленное развитие производительных сил. Это было связано с господством натурального хозяйства и традиционных видов техники, основанных на применении ручного труда. Западноевропейские страны эпохи раннего феодализма медленно выходили из состояния упадка земледелия (варварское завоевание Римской империи, разрушение производительных сил, спад развития промышленности ввиду отсутствия сбыта, ухудшение торговых связей, убывание городского и сельского населения). С 9 в. темпы развития возрастают и в Западной Европе, где после крестовых походов, а особенно в 13 – 15 вв., наблюдаются разнообразные и яркие технические достижения. Выдающуюся роль играли в этот период изобретатели стран Ближнего Востока, Средней Азии и Дальнего Востока. Там подготовлялись или создавались многие изобретения, которые впоследствии сыграли важную роль в западноевропейской и русской технике.
Несмотря на медленное повышение технического уровня производства и столь же медленное увеличение его масштабов, за долгие годы феодального строя производительные силы получили большее развитие, чем в рабовладельческом обществе. Намного увеличилось производство металлов и изделий из металла. Всё большее развитие получило ремесленное производство, появилась мануфактура (предприятие, на котором применялось разделение труда и ремесленные средства производства), расширилась торговля.
Ведущая роль в развитии техники и технологии добывающих и обрабатывающих промыслов принадлежала городскому ремеслу, которое получило цеховую организацию. Росло ремесленное производство и специализация мастерства (горное дело и металлургия, текстильное производство (Азия, Сев. Африка, 8 – 13 в. Англия), гончарное производство (преимущественно Китай, Русь), строительная техника (деревянное строительство, каменное строительство в Византии), транспортная техника (преимущество – водным путям: речным и морским), военная техника (холодное оружие, луки, арбалет, осадные орудия).
Великие открытия ремесленного периода: компас (с 6 в. до н. э. – в 11 в. компас со стрелкой; начало применения прибора относится к 12 в.), порох (Китай (7 в.), Византия, Европа (кон. 13 – нач. 14 вв.)) и огнестрельное оружие (Китай (13 в), Зап. Европа (нач. 14 в.), Русь (кон. 14 в.)), книгопечатание (Корея (704 – 751 гг), Китай (6 – 8 вв.)), Европа (с 12 в.), изготовление бумаги (Китай (2 век)), механические часы (9 век), ветряные и водяные двигатели, чугунолитейное производство.
Таким образом, создавалась возможность и необходимость смены феодализма капитализмом. Строились города, укреплялась их самостоятельность, росли их богатства. Помимо храмов стали появляться другие общественные здания: ратуши, больницы, колледжи, общежития, жилые дома. С развитием ремесла развивается торговля, города превращаются в политические и административные центры, приток жителей увеличивается с каждым годом. Оснащение кораблей компасами явилось одной из важных предпосылок, сделавших возможным осуществление географических открытий 15 – 16 вв. Использование механических часов приобрело важное значение в связи с распространением мануфактурного производства, где измерение продолжительности отдельных технологических процессов в условиях разделения труда стало играть значительно большую роль, чем в период господства ремесла. Вместе с тем возможность точного измерения времени оказала большое влияние на развитие подлинно научных исследований, основанных на опытах.
С 13 в. в Зап. Европе возрастает интерес к прикладной механике. Это было связано с развитием ремесленного производства и с растущим применением механизмов с ветряными и водяными двигателями и иных сложных устройств.
Восточно-арабская культура Средневековья.
На арабском Востоке в Средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических и медицинских знаний. Начиная с 7 в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Ослабление военной мощи Византийской империи, сасадинского Ирана привело к тому, что арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, на которых был создан арабский халифат.
В городах халифата строились обсерватории, создавались библотеки при дворцах, мечетях, медресе. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний. Первый научный центр халифата – Багдад (кон. 8 – нач. 9 вв.), где были сосредотечены учёные, переводчики и переписчики из разных стран, располагалась большая библиотека, постоянно пополняемая, функционировала своеобразная академия «Дом мудрости», на базе которого была создана обсерватория.