Смекни!
smekni.com

1. 1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты (стр. 35 из 52)

Труды учёных разных стран, которые в силу сложившихся обстоятельств оказываются на территории халифата, переводятся на арабский язык. В 9 в. была переведена «Великая математическая система астрономии» Птоломея под названием «Аль-магисте», которая потом вернулась в Европу как «Альмагест». Также были переведены «Начал» Евклида и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики.

Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризует систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания.

Однако деятельность арабских учёных вышла за пределы античности, чему способствовали не только знание арабскими учёными идей м многовековых достижений индийской науки, но в основном потребности современной им жизни и значительное обогащение многообразного опыта.

Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями астрономии. Так, астроном аль-Баттани (858 – 927), автор комментария к птоломеевскому Альмагесту, производил с помощью введённых им тригонометрических функций более точные по сравнению с Птоломеем астрономические наблюдения. Им составлены таблицы тригонометрических функций, введено понятие «синус».

Аль-Фараби (870 – 950) первым осмыслил и развил логическое наследие Аристотеля.

Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (780 – 850), автор сочинений по математике (где представлена десятичная система исчисления и алгоритмы), которые в 12 в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями.

Аль-Хайсам аль-Газен (965 – 1039) создал труды по оптике (законы отражения и преломления света, строения глаза).

Аль-Бируни (973 – 1048) – учёный-энциклопедист, установил еметод определения географических долгот, определил длину окружности, сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца. Он конструировал экспериментальные приборы, призывал прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путём.

К наиболее ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048 – 1131), великого иранского ученого и философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубаи). В качестве учёного Хайям больше всего сделал в математике и астрономии.

В 15 веке после разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.

2.6 Географические открытия в XV-XVII вв. как определяющее условие становления и формирования естественнонаучного знания. Их социально-экономическое значение.

Во второй половине XV в. феодализм находился в стадии разложения, вырастали крупные города, развивалась торговля. Всеобщим средством обмена стали деньги, потребность в которых очень увеличилась. Поэтому в Европе сильно возрос спрос на золото, что усилило стремление к "Индиям", где будто бы золота очень много. Но в тоже время для европейцев в результате турецких завоеваний становилось все труднее пользоваться старыми, восточными комбинированными сухопутными и морскими путями к "Индиям". Поисками южных морских путей тогда занималась только Португалия. Для прочих атлантических стран к концу XV в. остался открыт только путь на запад через неведомый океан.

Эпоха Возрождения отмечена крупными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматичного мировоззрения. Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши.

Великие географические открытия дали толчок торговле, мореплаванию и промышленности и имели огромное экономическое значение. Результатами открытий было "внезапное расширение всемирного рынка, умножение обращающихся товаров, соперничество между нациями в стремлении овладеть азиатскими сокровищами, колониальная система. В результате из колоний в Европу хлынуло большое количество золота и серебра. В связи с этим произошла так называемая революция цен - резкое возрастание цен на сельскохозяйственные и промышленные продукты. Великие географические открытия значительно расширили мировой рынок. Качество обращающихся товаров резко возросло. В торговый оборот вошли новые продукты, неизвестные ранее европейцам: табак, кофе, чай, какао, хлопок, кукуруза и др. Средневековое ремесло было вынуждено уступить место капиталистической мануфактуре, сложившей цеховые ограничения и значительно увеличивший масштабы производства благодаря применившемуся разделению труда. Это имело своим результатом концентрацию торгового и промышленного капитала и формирование класса буржуазии.Таким образом, великие географические открытия составили "один из главных моментов, содействовавших переходу феодального способа производства в капиталистический."

Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания.

Формирование естественнонаучного знания связано именно с этими событиями и с открытиями Коперника, Галилея, Ньютона.

Николай Коперник рано пришел к убеждению о ложности теории Аристотеля—Птолемея. Коперник предложил гелиоцентрическую систему мира. С момента провозглашения его идеи, заключающейся в том, что разработанная система позволяет «с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим», можно вести отсчет рождения детерминистическо-механистического мировоззрения в его противоположности телеологическо-организмическому. Земля оказалась не привилегированной, а «рядовой» планетой, закономерности которой могли быть обнаружены на всем громадном ее протяжении.

Развитие науки придало новую окраску человеческому сознанию и породило новизну способов мышления. «Новое мышление явилось более важным событием, чем даже новая наука или техника. Оно изменило метафизические предпосылки и образное содержание нашего сознания, так что теперь старые стимулы вызывали новый отклик».

Существует мнение, что история индуктивных наук есть история открытий, а философия индуктивных наук— история идей и концепций. Наблюдая однообразие в природе, мы приходим с помощью индукции к утверждению естественных законов. Эмпиризм и математическое обобщение стали визитной карточкой науки Нового времени. От имени эмпиризма выступил Фрэнсис Бэкон с его обширной программой эмпирической философии. От имени рационалистического подхода выступил математик Рене Декарт. Впрочем, Гарвей высказался о родоначальнике английского эмпиризма так: «Бэкон занимался наукой как лорд-канцлер». Видимо, имеется в виду, что дело ограничивалось одними только пожеланиями, общей характеристикой задачи и увещеваниями о том, что не следует доверяться случайным восприятиям, а нужно производить методические наблюдения и дополнять их обдуманным опытом. Декарт же был уверен, что серьезная потребность в истине может быть удовлетворена не схоластическими рассуждениями и метафизическими теориями, а исключительно математикой. Эта своеобразная математическая реформа философии заставила признать ясность и отчетливость важнейшими принципами научного метода. Они влекут за собой необходимость количественных определений, тогда как качественные, основанные на чувственном восприятии, по сути своей неясны и смутны.

В XVII в. обозначилась новая роль естествоиспытателя — испытующего естество и уверенного, что божественная «Книга Природы» (метафора, унаследованная из теологии) написана на языке геометрии (Галилей). Ученые галилеевского типа настроены на рациональное прочтение книги природы.

Главным достоянием Нового времени считается становление научного способа мышления, характеризующегося соединением эксперимента как метода изучения природы с математическим методом, и формирование теоретического естествознания. И Галилей, и Декарт были уверены, что позади чувственных феноменов стоят математические законы. Интерес к решающему эксперименту был «платой за застывшую рациональность средневековой мысли». Достаточно напомнить тот факт, что галилеевский принцип инерции получен с помощью идеального эксперимента. Галилей формулирует парадоксальный образ — движение по бесконечно большой окружности при допущении, что она тождественна бесконечной прямой, а затем осуществляет алгебраические исследования. И во всех интересных случаях фиксируется либо противоречие, либо несоответствие теоретических идеализации и обыденного опыта, теоретической конструкции и непосредственного наблюдения. Поэтому суть научно-теоретического мышления начинает связываться с поиском предметов-посредников, видоизменением наблюдаемых условий, ассимиляцией эмпирического материала и созданием иной научной предметности, не встречающейся в готовом виде. Теоретическая идеализация, теоретический конструкт становится постоянным членом в арсенале средств строгого естествознания. Примерами таких конструктов могут служить понятия математической точки, числа, таблицы, графы, абстрактные автоматы и т.п.