Нарушения нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.
Понятие государства и его природа.
В широком смысле - страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти (американское, немецкое). Такую трактовку имели в древности, до XVI-XVII вв. Н.Макиавелли вводит "узкое" понимание термина для обозначения княжества, королевства, тирании, правления и т.п. В узком значение государство представляет собой организацию, обладающую верховной властью.
Признаки государства: отделение публичной власти от общества; суверенитет, то есть власть на определенной территории; территория, ограничивающая государство (территориальный принцип); монополия на легальное применение силы; исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения; право на взимание налогов и сборов.
Причины возникновения государства.
Государство появляется в ходе длительного естественно-исторического развития общества и под воздействием ряда факторов: географическое положение; наличие или отсутствие естественных границ; климатические условия; плодородие земли; как реальное воплощение нравственного духа; под воздействием идей разума, свободы и права; развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда; возникновение частной собственности (внутреннее расслоение); завоевание одних народов другими и политическое насилие; демографические факторы (рост численности населения и др.); психологические; договорная система княжения (Древний Новгород, США); антропологические факторы (общественная природа человека).
Исторические рубежи в развитии государства.
Ученые выделяют два глобальных этапа: традиционный и конституционный, промежуточные стадии (сочетание традиционного и конституционного). Водораздел конституционного и неконституционного государств проходит по линиям отношения к правам человека, приоритета личности, общества и государства.
Устройство современного государства.
Конституция - это стабильные законы, система законов, которые определяют устройство, принципы организации, способы правления, принятия решений, положение личности в государстве, зафиксированные в документах. Конституция должна быть реально исполняема органами власти и гражданами.
Формы правления - монархия, республика и их разновидности: абсолютная монархия, конституционная монархия; парламентская, президентская и смешанная республики. Кроме этого в истории известны другие разновидности: рабовладельческая, аристократическая, советская, теократическая и др. республики.
Территориальное устройство - это территориальная организация государства, целого и частей. Существуют несколько форм: унитарная, федеративная и конфедеративная.
Правовое социальное государство. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающее свободу и другие права личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. Взаимоотношения определяются конституцией ("общественный договор"). Приоритет принадлежит народу и правам человека. Для контроля за государством существует разделение властей, независимый суд. Первые сведения существуют с VI в. до н.э. (Древняя Греция), зачатки наблюдаем в Древнем Риме и особенно концепция формируется в XVII-XIX вв.
Гражданское общество - это все общество. Оно совместимо с тоталитаризмом, демократией, авторитаризмом. Сфера гражданского общества заключается в игре частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество имеет сложную структуру, включающую хозяйственные, экономические, семейно-родовые, религиозные, правовые, политические отношения. В современных государствах трудно провести грань между государством и гражданским обществом.
Отличительные признаки правового государства - наличие гражданского общества, ограничение сферы деятельности государства, правовое равенство всех граждан, всеобщность права, суверенитет народа, разделение властей, приоритет метода запрета над методом произвола (дозволения), свобода и права других людей.
Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальную защищенность, соучастие в управлении, направленность на общее благо.
Соотношение социального и правового принципов. Общее между социальным и правовым принципами устройства государства в том, что оба призваны обеспечить благо индивида. Противоречие в том, что правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения благополучия граждан.
Тенденции развития государства. После правового и социального этапов развития государства возможно наступает экологический этап (проблема выживания человечества, обеспечение экзистенциальных прав личности). В развитии современных государств наблюдаются несколько тенденций - 1) активизация гражданского общества, его контроля над государством, усиления самоуправления; 2) усиление роли государства как регулятора всего общества. Все более важное место занимает планирование общественного развития.
Политика и мораль.
Мораль и политика имеют общие черты и отличия. Мораль удерживает человека от опасных искушений, способствует разрешению противоречий с помощью обычаев, традиций, табу (ритуально-нравственные формы), а также через институты семьи и общины (неполитическое регулирование). В целом главные общественные функции морали и политики совпадали.
С возникновением сложных общностей, развития производства, углубления разделения труда, социальных конфликтов, ослабления родовых форм социального контроля, недостаточности морали - появляется политика (в древности трактовалась как ветвь этики). Политика выступает как форма внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля.
Различия между политикой и моралью.
Политика конфликтна, она разрешает групповые споры, затрагивает общество и требует применения власти. | Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, конфликт является частным случаем. |
Непосредственным источником политики являются экономические, материальные, личные и другие интересы людей, крупных социальных групп (слои, нации, классы) Требования политики облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания. | Источником морали выступают общечеловеческие, духовные ценности, следование которым не несет личной выгоды индивиду. Императивы морали носят характер идеалов, с которыми нужно сообразовывать свои действия (абстрактно-нормативный характер нравственных императивов) |
Политика направлена вовне и ориентирована на достижение определенных результатов, карает не только нарушителей, но и нередко невинных. | Мораль в принципе осуждает насилие и опирается на "санкции" совести. |
Политика носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как представитель партии, класса, нации. Его личная ответственность растворяется в коллективных решениях и действиях. Политика, ориентируясь на успех, призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Политика оперирует при помощи насилия. | Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик - индивид, делающий свой нравственный выбор. Мораль оценивает внутреннее переживание поступков, для нее важны не результаты, а сам поступок, его мотивы, средства, цели. Моральные требования универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки. |
3.5 Духовная культура общества, многообразие форм ее проявления.
Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. Рассмотрим каждый из этих элементов в отдельности:
- Философия -(греч. philosophía, буквально = любовь к мудрости, от philéo = люблю и sophía = мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
- Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.