Смекни!
smekni.com

1. 1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты (стр. 5 из 52)

· Какова роль живого и человека в мире? Как они устроены?

Это вечные (онтологические) вопросы, ответы на которые вырабатывает некое общее знание о мире. Философия также дает ответы на гносеологические вопросы (Как можно познать мир?) – о «сотканности» мира из противоречий, о несводимости закона целого к законам его частей.

Каждая конкретная наука имеет набор методов исследования, среди которого есть общие (сквозные): анализ-синтез, дедукция – индукция, моделирование, идеализация, формализация.

Философия, будучи духовным источником, раскрывает сущность наук, показывает историю их становления, обучает этим методам, формируя мощный инструмент познания для частных наук.

Философия помогает конкретным наукам выйти на уровень обобщения.

2 пути взаимодействия науки и философии:

1) извне (философские идеи влияют на научное творчество: Галилей опирался на идеи Кузанского о единстве противоположностей и создал динамику, доказав, что покой – это тоже движение)

2) изнутри (как развитие узкоотраслевого знания: физик Эрстед, имея филос. обр-ние, зная о взаимосвязи всех явлений, предположил единую природу электрических и магнитных волн, а затем доказал это на опыте).

Важно не многознание, а умение осмыслить, сопоставить. Лауэ (Нобелевский лауреат, физик): «все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра».

Итак, философия, обладая универсальной терминологией и всеобщностью, является наукой о наиболее общих законах природы, общества, мышления и выполняет по отношению к конкретным наукам функцию мировоззренческой ориентации и методологического обоснования через такие важные понятия, как научная картина мира, господствующий стиль мышления…

Наука и искусство.

Впервые о взаимоотношениях науки и искусства (поэзии) говорилось в античности (Платон о разладе философии (науки) и искусства). В 17 в. (эпоха успехов естествознания) ученые (Лейбниц и Бэкон) относились к поэзии лишь как к игре воображения, считая её уделом выражение истин, добытых наукой. Романтики жаловались, что рационализм науки разрушил представления о центральном месте человека в божественном мироздании и обрезал крылья искусству. Гете в «Фаусте» сочетал естественнонаучный (анатомия, теория цвета) и художественный подходы, впервые дал обоснование равноправия науки и искусства, т.к. художник и ученый исследуют реальный мир, пользуются методом наблюдения, главная цель обоих – постижение истины. В русской литературе – возвышение науки (Кантемир, Ломоносов).

В ХХ веке англ. Физик и писатель Ч. Сноу (1959г.) публикует работу «Две культуры и научная революция», где противопоставляет науку и искусство, считая, что между ними образовалась пропасть непонимания (ученые не знают искусства, а деятелям искусства не хватает широты взгляда. Только союз двух этих сфер духовной жизни имеет творческие возможности).

Наука и искусство познают мир, но по-разному: результаты познания в науке (выявление объективных законов мира путем выдвижения смелых гипотез) воспроизводимы, а в искусстве (образное и субъективное воспроизведение действительности) – уникальны.

Важно сотрудничество Н. и И.

Н.Бор: «Искусство может обогатить нас, напоминая о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». Красота переходит в гармонию в науке как упорядоченность, симметрия. Интерес к искусству дает ученому эмоциональный отдых, стимул для неожиданных ассоциаций (Эйнштейн – скрипка, чтение Достоевского; Ломоносов).

Крайность – ЭВМ сочиняет музыку, поэзию с помощью специальных программ (Шостакович считал, что такая музыка ничего не может сказать ни уму, ни сердцу, это бездушный хаос звуков).

Вывод: единство образного и рационального составляет основу единой человеческой культуры. это ярко проявляется в синхронном развитии науки и искусства (кубофутуризм).

1.5 Характеристики науки в техногенном типе цивилизации. Соотнесенность науки, техники и технологии социального управления.

В развитии человечества существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю. Известный философ и историк А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Все они могут быть разделены на два больших класса соответственно типам цивилизационного прогресса - на традиционные и техногенные цивилизации. Различия традиционной и техногенной цивилизации носят радикальный характер.

Техногенная цивилизация - это особый тип социального развития и особый тип цивилизации, определяющие признаки которой в известной степени противоположны характеристикам традиционных обществ. Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Можно сказать так, что экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным; пространственное существование - временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное и действительно эпохальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. В известном смысле символом техногенного общества может считаться книга рекордов Гиннеса в отличие, скажем, от семи чудес света, которая наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде, достичь чего-то необычного, и она же как бы призывает к этому. Семь чудес света, напротив, призваны были подчеркнуть завершенность мира и показать, что все грандиозное, действительно необычное уже состоялось. Далее, на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще несвойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую-нибудь корпорацию, он не личность. В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружается в разные социальные общности, а часто и в разные культурные традиции.

Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в XV-ХVII столетиях в европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ.

Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров, и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих изобретения - демократию и теоретическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия. Эти два открытия - в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира - стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного прогресса.

Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций, лишь некоторые из которых могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям.

Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций, лишь некоторые из которых могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Что же касается традиционных обществ, то здесь деятельностное отношение к миру, которое выступает родовым признаком человека, понималось и оценивалось с принципиально иных позиций. Свойственный традиционным обществам консерватизм видов деятельности, медленные темпы их эволюции, господство регламентирующих традиций постоянно ограничивали проявление деятельностно-преобразующей активности человека. Поэтому сама эта активность осмысливалась скорее не как направленная вовне, на изменение внешних предметов, а как ориентированная вовнутрь человека, на самосозерцание и самоконтроль, которые обеспечивают следование традиции.

Ценности техногенной культуры задают принципиально иной вектор человеческой активности. Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространяется затем и на сферу социальных отношений, которые также начинают рассматриваться в качестве особых социальных объектов, которые может целенаправленно преобразовывать человек. С этим связан культ борьбы, революций как локомотивов истории. Стоит отметить, что марксистская концепция классовой борьбы, социальных революций и диктатуры как способа решения социальных проблем возникла в контексте ценностей техногенной культуры.

С пониманием деятельности и предназначения человека тесно связан второй важный аспект ценностных и мировоззренческих ориентаций, который характерен для культуры техногенного мира, - понимание природы, как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Надо только изобрести технологию, чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах.