Смекни!
smekni.com

Социальная экология (стр. 23 из 66)

Здесь заметно взаимовлияние концепции географического де­терминизма и бихевиористской психологии, особенно при описа­нии человеческого поведения. Географический детерминизм в этом случае выводится из бихевиористского принципа «стимул-реак­ция», а природная среда рассматривается как совокупность сти­мулов, на которые человек вынужден реагировать.

Французские ученые В. Блаш, Ж. Брюн и др. противопоставили географическому детерминизму поссибилизм. С их точки зрения, человек является активным элементом, а окружающая среда пред­ставляет собой арену для его деятельности. Они считают, что до­минирует не жесткая необходимость, а совокупность возможно­стей, которые человек выбирает и реализует.

Существует еще одна теория - географический пробабилизм, ав­тором которой является О.Спат и которая занимает промежуточ­ное место между детерминизмом и поссибилизмом. Согласно этой теории одни природные условия создают более благоприятные возможности развития человека, другие - менее благоприятные.

Поведение человека в социальной среде. Человек живет не толь­ко в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно разли­чаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Эта тема настолько многообразна и разнопланова, что здесь мы обра­тим внимание только на самые общие моменты.

Во-первых, поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Недаром в науке в качестве самостоя­тельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, т. е. схематизации и упрощений, где предпри­нимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер и определяемую им манеру поведения. Например, англичане - люди чопорные и приверженные традициям, немцы - пунктуальны и последовательны, французы - общительны и влюбчивы, а суть русского характера очень хорошо выразил писатель С.Максимов в свое время: русский человек уповает на «авось», «небось» и «как-нибудь»! Несомненно, все это упрощения, причем иногда неоп­равданные, но тем не менее доля истины в них есть. Манера пове­дения поляка отличается от манеры поведения араба, манера по­ведения русского - от манеры поведения американца и т. п.

Во-вторых, поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чув­ство мусульманской самоидентификации, доходящее до противо­поставления другим - немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего; буддист придерживается тактики дис-танцирования и т. д.

Национальное и религиозное могут сочетаться самым причуд­ливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оцен­ках, запретах.

В-третьих, поведение человека во многом определяется той груп­пой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начи­ная с больших, например, общество, заканчивая малыми: трудовой коллектив, семья и т.п., формирует присущие ее членам взгляды, установки, ценности, которые и определяют своеобразное поведе­ние человека. Каждая группа вырабатывает свой особый кодекс поведения, свои правила. Поэтому поведение человека на произ­водстве будет несколько отличаться от его поведения в быту. На­пример, поведение репортера будет отличаться от поведения ху­дожника-реставратора. Если в первом случае требуются быстрая реакция, напористость, коммуникабельность, то во втором - усидчи­вость, аналитичность, тщательность выполнения каждого действия. В быту же, в семье они могут проявлять как различные, так и оди­наковые качества личности. Более того, поведение значительно оп­ределяется тем, какое место занимает человек в своей группе: началь­ник он или подчиненный, лидер или ведомый, человек, пользую­щийся авторитетом или занимающий низкий статус. В зависимости от своего положения он выполняет и определенную роль, что отра­жается на манере поведения - в одном случае он склонен господство­вать над другими, проявлять инициативу, манипулировать людьми, в другом - подчиняться, уступать, соглашаться, выполнять волю других. Все эти феномены давно и очень хорошо описаны в социаль­ной психологии. Особое влияние на поведение человека оказывает референтная группа, т. е. группа, на мнение и оценки которой ориен­тируется конкретный человек. Бывают ситуации, когда референтных групп несколько и действия их разноплановы, тогда поведение чело­века характеризуется непоследовательностью, противоречивостью, что отражается и на его внутреннем психологическом состоянии.

В-четвертых, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй - с состоянием человека как лич­ности. Хорошо известно, что если человеку плохо, если он чувст­вует себя неважно из-за недомогания, то и поведение его будет отличаться раздражительностью, апатией, неадекватностью оценок и т. п. Наоборот, хорошее физическое состояние в большей степени стимулирует работоспособность, умение адекватно реагировать на раздражители и принимать правильные решения. Еще большее значение на поведение оказывает психологическое состояние внутреннего мира. Если у человека позитивная Я-концепция, вы­сокая самооценка, если он удовлетворен собой, то и поведение его более открыто, доброжелательно, адекватно ситуации. В случае же, когда он испытывает внутриличностные конфликты, недоволен собой, защищается от окружающих, его поведение носит агрес­сивный, неадекватный, защитный характер.

Учитывая, что огромное количество людей проживает в боль­ших городах, нам представляется интересным дать описание краудинга - стресса, субъективно переживаемого человеком из-за не­хватки пространства. Один из самых активных исследователей это­го феномена Стоклз предложил следующую классификацию ситуа­ций, в которых возникает краудинг. Он выделяет две среды: первичную, в которой человек проводит значительную часть своего времени, знаком с окружением (например, аудитории, служебные, жилые помещения) и вторичную, в которой встречи с людьми вре­менны и не имеют дальнейшего продолжения, последствий (напри­мер, места отдыха, транспорт). Далее Стоклз подразделяет все взаимодействия человека со средой: на нейтральные, которые не направлены на конкретную личность и воспринимаются ею как не­преднамеренные; личностные, направленные на конкретную лич­ность. Возможны различные сочетания между типами среды и ти­пами взаимодействия и соответствующее поведение человека.

Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Мож­но говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие сто­роны жизни.

В качестве примера более подробно рассмотрим влияние на поведение человека эстетической среды. Существуют следующие факторы, определяющие привлекательность среды. Первый фак­тор связан с прошлым опытом человека (приятное и красивое оценивается чаще всего через соотнесение с привычным опытом); второй фактор определяется биологической потребностью в ори­ентировочной деятельности (получение удовольствия при реше­нии неопределенных ситуаций в непредсказуемой среде); третий фактор связан с эстетическими принципами (принципы гармонии, симметрии, золотого сечения).

Существует еще очень важный аспект - поведение человека в организации. С. В. Смирнов и Е. П. Мурашова вводят понятие «ор­ганизационное поведение». Поведение человека в организации может рассматриваться на индивидуальном, групповом и органи­зационном уровнях. При этом важное место отводится изучению взаимоотношений между людьми, восприимчивости человека, его способности к обучению, его инициативе и исполнительности.

Выделяя инициативу и исполнительность как единицы анализа социальной активности, мы тем самым проникаем в микрострук­туру ее строения. Под инициативой (буквально - начинание) обычно понимают самодеятельное участие человека в различных сферах социальной жизни, когда он самостоятельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает как активный проводник этого решения в жизнь. К этому следует добавить, что, с одной стороны, инициативность характеризуется выходом за пределы требуемого, с другой - принятием на себя личностью определен­ной меры ответственности при решении общественных задач, об­ладающих просоциальной ценностью. Тем самым социальная инициатива отличается от инициативы вообще как психологиче­ского явления, которая может проявляться в разнообразных сфе­рах жизнедеятельности, в том числе и таких, где цели не имеют общественной значимости. Исполнительность проявляется в спо­собности индивида выполнять ту или иную деятельность на высо­ком уровне в зависимости от решаемой задачи. Она так же харак­теризуется, как и инициативность, принятием человеком на себя определенной меры ответственности. Социальная исполнитель­ность отличается от исполнительности вообще как психологиче­ского качества своей направленностью на достижение просоциальных целей, осознанием важности выполнения деятельности, организованностью, волей.

Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации. Так, одни авторы считают, что каждый человек об­ладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и со­храняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными осо­бенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказы­вает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям.