Смекни!
smekni.com

Социальная экология (стр. 58 из 66)

<...>

По всей вероятности, конкретные практические выводы будут одними и теми же и у первично, и у вторично экологической эти­ки. Но именно вторая из них столь вдохновляет меня, что я отдаю за нее свой голос, надеясь увидеть ее такой, какой она способна стать. Первая говорит, что человека ведет по жизни страх перед окружающим миром, вторая же предлагает человеку последовать зову любви.

Ролстон III Холмс. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 258-288.

Тема 4 ЭКОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ

Л. Н.ГУМИЛЕВ. БИОСФЕРА И ИМПУЛЬСЫ СОЗНАНИЯ

География издавна включала в сферу своего изучения взаимо­отношения людей с природной средой, и каждая эпоха, начиная с античности, давала посильные объяснения разнообразию ландшаф­тов как девственных, так и преобразованных человеком. В XX в. эта проблема приобрела еще большую актуальность в связи с не­обходимостью охраны природы. Поэтому вопрос о механизме взаимодействия социосферы и техносферы с природной средой оказался особенно важным...

...Что же такое... этнос? Это тот или иной коллектив людей (ди­намическая система), противопоставляющий себя всем прочим ана­логичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения; то и другое подвижно, т.е. является одной из фаз этногенеза, процесса возникновения и исчезновения этнических систем в историческом времени... Именно этносы являются феноменами, в коих осущест­вляется взаимодействие природной среды с производственной дея­тельностью, со всей материальной и духовной культурой людей. Подчеркнем, что было бы неверно называть этнос популяцией (которая представляет собой скопление особей одного вида в од­ном регионе), так как без социальной структуры, уровня техники и культурной традиции этнос существовать не может... Этнос - явле­ние не биологическое и не социальное, а маргинальное, т. е. лежа­щее на границе социосферы и биосферы. Поэтому очевидно, что в процессе этногенеза соприсутствуют социальные и биологические компоненты, проявляющиеся в самой этнической истории. Задача лишь в том, чтобы установить характер этого взаимодействия.

Важную роль здесь... может сыграть предложенный нами ранее такой этногенный признак, как пассионарность - способность людей к повышенной активности, кроющийся в их психологии, но генерирующий антропогенные ландшафты, ставшие ныне объек­том изучения географии. Пассионарность - ...это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к дея­тельности, направленной на осуществление какой-либо цели, при­чем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представля­ется данному лицу ценнее даже собственной жизни... Пассионар­ность - это эффект энергии живого вещества биосферы, описан­ной В. И. Вернадским, проявляющийся в психике людей. Пассио­нарность не возникает от тех или иных ландшафтных условий. Она возникает как новый признак, т. е. при изменении генотипа. Это явление хорошо известно и называется мутацией. Устраняет­ся пассионарность естественным отбором как всякий экстремаль­ный признак...

Попытки прямых сопоставлений географических условий и этнических феноменов делались неоднократно... Однако только учение В.И.Вернадского о биосфере и системный подход Л.Бер-таланфи в интерпретации А.А.Малиновского удовлетворяют в известной мере современных исследователей...

Вряд ли можно изучать этнографию, скажем, эскимосов, огра­ничившись лишь грамматическими формами глагола или их пред­ставлениями о злобных духах моря и тундры и игнорируя их спо­соб охоты на морского зверя. Вряд ли можно описать индусов, не упомянув, как они обрабатывают рисовые поля, зато подробно изложив теорию кармы и перевоплощения душ. Характер трудо­вых процессов, потребление, войны, создание государства или падение его - такие же объекты этнографического исследования, как свадебные обряды или ритуальные церемонии. А изучение народов на определенных стадиях их развития в процессе сравне­ния и противопоставления каждого из них соседям немыслимо без учета географической среды.

...Географическая среда не определяет движения общественных явлений. Однако она оказывает существенное влияние на жизнь людей, ибо способствует замедлению или ускорению развития отдельных этнических общностей.

Во всех исторических процессах - от микрокосма (жизнь одной особи) до макрокосма (развитие человечества в целом) - общест­венная и природные формы движения материи соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно относится к мезокосму, в котором обнаруживается феномен, представляющий собой про­цесс становления этноса от момента возникновения до исчезнове­ния или перехода в состояние гомеостаза, т. е. этногенез...

В географическом аспекте этнос в момент возникновения пред­ставляет собой группу сходных особей, которая приспособила определенный ландшафтный регион к своим потребностям и од­новременно сама приспособилась к нему. Для поддержания дос­тигнутого этноландшафтного равновесия необходимо, чтобы по­томки повторяли деяния предков, хотя бы по отношению к окру­жающей их природе...

...Кривая проявления пассионарности, равно не похожая ни на линию прогресса производительных сил - экспоненту, ни на повто­ряющуюся циклоидную кривую биологического развития, видимо, получается в результате инерции, возникающей время от времени вследствие «толчков» - мутаций, вернее микромутаций, отражаю­щихся на стереотипе поведения, но не влияющих на генотип.

Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей по­пуляции в определенном ареале. Мутируют только отдельные, относительно немногочисленные особи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возник новый тип людей, в нашем случае консорция, которая при благоприятном стечении обстоя­тельств вырастает в этнос. Пассионарность членов консорции -обязательное условие такого перерастания. В этом механизме -биологический смысл этногенеза, но он не подменяет и не исклю­чает социального смысла...

Как известно, деятельность человека на поверхности планеты, по размерам приравниваемая к геологическим переворотам мало­го масштаба, была не всегда благотворна. Антропогенные воз­действия иной раз превращали болота в Эдем, в другой же раз райские места - в пустыни. И в обоих случаях для таких работ требовалась не та энергия, которая необходима для метаболизма и размножения с обязательным воспитанием потомства, а избыточная, не сохраняющая особь или популяцию, а толкающая на самопожертвование, которое почему-то иногда предпочитается самосохранению. Однако как бы редко ни наблюдалось это явле­ние, только оно ведет к изменению лика Земли, а ныне даже со­става атмосферы. Вот почему пассионарность можно причислить к природным факторам биосферы, которая, как известно, весьма лабильна, что усиливает ее воздействия на людей, не успевающих реадаптироваться. А люди, в свою очередь, воздействуют на без­защитные биоценозы с помощью техники, созданной при станов­лении человека и накапливающейся в течение тысячелетий. Таков импульс пассионарности. <...>

Теперь целесообразно показать соотношение между четырьмя главными группами причинных воздействий на этнические про­цессы. Две из них - высшего ранга, две - подчиненные...

Ясно, что главным фактором общественного развития является рост производительных сил, вследствие чего имеет место измене­ние производственных отношений, а тем самым и организации общества.

Другой фактор, определяющий не импульс, а ход процессов этногенеза, - географическая среда...

Однако эти могучие факторы в сочетании определяют лишь «общее направление» социально-исторических процессов, но не «индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия»... А именно такие мелочи часто ведут к созданию или разрушению консорций, иногда к сохранению или рассеива­нию субэтносов, редко, но все-таки отражаются на судьбах этно­сов, а в исключительных случаях могут оказать воздействие и на становление суперэтноса...

Таким образом, можно выделить фактор низшего ранга, логику событий, где учитываются короткие цепочки причинно-следствен­ных связей, сами по себе закономерные, но для процесса высшего ранга являющиеся случайностями. В свою очередь, эти краткие закономерности, постоянно обрываемые в ходе истории, зависят от случайностей второй степени и т. д.

Можно пренебречь этими вариациями при рассмотрении гло­бальных процессов, например при сменах формаций, но для этно­генеза учет их необходим. И вот тут-то выплывает роль пассио-нарных взрывов и флуктуаций, так относящихся к становлению биосферы, как логика событий к общественной форме движения материи.

<...>

...В процессе эволюции биосфера меняется весьма значительно, что не может не сказаться на жизни людей. Например, влияние ледниковых периодов на антропогенез не вызывает сомнений. Но и флуктуации меньшего значения, например, длительные засухи или наводнения оказывают воздействие на отдельные регионы, способствуя или препятствуя процветанию хозяйства населяющих их этносов. Разумеется, это не может повлиять на глобальный процесс общественного развития, величину, стоящую на порядок выше, но детали событий таким способом могут быть объяснены без внутренних противоречий и натяжек. Именно к числу подоб­ных мелких, но существенных флуктуаций относятся колебания пассионарного напряжения не отдельных людей, а этнических целостностей.