Смекни!
smekni.com

Социальная экология (стр. 34 из 66)

Мир создан Богом, который благ, всемогущ и добр, об этом же свидетельствует концепция искупления; поэтому в качестве цен­трального по сложности ставится вопрос о происхождении зла.

О природе и происхождении зла, об отношении зла к Богу (теодицея) в христианстве сложилась достаточно целостная кон­цепция. Отечественный историк философии А.П.Скрипкин, ана­лизируя христианскую концепцию зла, раскрывает понимание зла в христианской теодицеи. Теодицея - это оправдание Бога за на­личное в мире зло. Например, Августин Блаженный предлагал два аргумента: метафизический и эстетический. Согласно первому зло произошло не от Бога, а от небытия, из которого Бог создал мир. Согласно второму зло как контраст добра, его тень, является та­ковым только для человеческого восприятия, а в целом есть часть всеобщего порядка и служит совершенству Вселенной. Грехов­ность и порок, дурные сами по себе, укрепляют веру и добродете­ли. С этой целью Бог и «допускает» их возникновение. Августин высказывает также идею о саморазрушении, самонаказании зла, что фактически обосновывает идею непротивления.

А. П. Скрипкин излагает также христианское учение о грехе и природе зла в свете мифа о первородном грехе. В Новом Завете можно найти достаточно подробную классификацию греховных действий и качеств: ложь, блуд, лукавство, корыстолюбие, злоба, зависть, убийство, распри, обман, злонравие, злоречивость, клеве­та, богоненавистничество, обида, самохваление, гордыня, изобре­тательность на зло, непослушание родителям, безрассудность, веро­ломство, нелюбовность, непримиримость, немилостивость и мно­гое другое. Склонность к греху объясняется двойственностью че­ловека, обладающего телом и душой. Добрые начала нередко за­глушаются чувственными побуждениями. Так появляется грех, а от него и зло. Первое греховное деяние - грехопадение Адама и Евы. Первородный грех выражается в слабости воли, неспособно­сти решиться на добро, в незнании Бога и добра, в активном стрем­лении к пороку. Отсюда, чтобы прийти к спасению, необходимо приобщиться к Богу, преодолеть в себе гордыню. Именно гордыня составляет основу греха и зла. Таким образом, зло - это извра­щенная, гипертрофированная форма самоутверждения человека.

Ненасилие в христианстве выступает в качестве формы, спо­собствующей самоуничтожению зла и одновременно в качестве формы укрепления духовности и веры; ненасилие не принижает человека, а возвышает его. Отсюда, в качестве условия осуществ­ления ненасильственного действия выступают смирение и терпе­ние, которым придается очень большое значение. Терпение явля­ется одним из качеств смирения, которое по своему значению воз­водится в ранг одной из важнейших добродетелей.

Смирение же, как указано в Библейской энциклопедии, - это добродетель, противоположная гордыни. Смирение предполагает убеждение, что человек не имеет ничего своего, но все дарует Бог, и без Божьей помощи он ничего доброго сделать не может. Таким образом, человек всегда должен прибегать к милосердию Божьему. Добавим к этому, что в Новом Завете можно встретить немало призывов смирить гордыню, быть терпеливым, преодолевать ли­цемерие, т.е. обращать внимание не на внешнюю атрибутику и прилюдное соблюдение обрядов, а на внутреннее по убеждению принятие веры, что является условием спасения.

Итак, путь спасения через смирение предполагает ненасильст­венные действия человека. По крайней мере, можно выделить три аспекта совершения ненасильственных действий, которые нашли развитие и обоснование в христианстве.

Во-первых, ненасилие исходит из миролюбия как способности прощать обиды, мирно разрешать конфликты, уважать потребно­сти и мотивы оппонентов, совершать добрые дела по велению сердца, бескорыстно.

Во-вторых, ненасильственное действие прямо связывается с иде­ей непротивления злу насилием, поскольку насилие не уничтожает зло, а репродуцирует его с приростом; поэтому так важно нау­читься сдерживать себя, не впадать в гнев.

В-третьих, ненасильственное действие не ограничивается пас­сивным непротивлением, оно активно, особенно по отношению к тем, кто совершает зло; человек должен не только не оказывать противления злу, но и отвечать на него добром.

Каково же нравственное основание ненасильственного дейст­вия, выступающего как миролюбие, как непротивление злу и как творение добра по отношению к ненавидящим? Таким основани­ем является любовь, которая проявляется в естественном чувстве человеческой благожелательности, в осуществлении добрых дел («вера без дел мертва»). Любовь - это ни естественная привязан­ность к родным и близким, ни сентиментальное чувство. Любовь -это чистое, просветленное, созидательное приязненное отношение к другим; это образ действий, который вдохновенно и внезапно внушает человеку делать добро всем людям без исключения - как добрым, так и злым; ею обусловлены деяния, совершенные неза­висимо от внешнего влияния, а поэтому независимо от достоинств и недостатков адресата деяния.

В Новом Завете рассматриваются три вида любви: к Богу, к дру­гим людям и к самому себе. Первой заповедью является любовь к Богу, любовь к другим и к себе - производные от любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Вторая органично соединена с первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Ближними согласно христианству следует считать всех людей, потому что все они создания единого Бога и произошли от одного человека. Лю­бовь к себе свойственна всякому человеку по естественному зако­ну. Однако любить себя нужно для Бога и в некоторой своей час­ти для ближних; любить ближних необходимо для Бога, а любить Бога нужно для Него самого и больше всего.

Итак, в христианстве мы находим достаточно полную характе­ристику проблемы ненасилия, отличающуюся от других религий обоснованностью и целостностью, а также нравственной ориенти­рованностью. Гуманизм христианства в этом несомненен: все люди братья, созданные одним Богом, и тот, кто приобщился к Нему, уверовал в Него, будет следовать Его учению, где приоритет отда­ется добру, а не злу. Что выберет человек - дело его совести, одна­ко, выбирая веру, любовь и добро, он приобщается к спасению, в противном случае, как и в других религиях, его ожидает наказание.

Поэтому человек должен смириться, подавить свою гордыню; если человек смирился, то сделать ему следующий шаг к ненаси­лию - не так сложно. Таким образом, условием совершения нена­сильственного действия является смирение. Само ненасильствен­ное действие выступает, с одной стороны, как миролюбие, умение прощать другим грехи, обиды, оскорбления, с другой - непротив­ление злу насилием, с третьей - способность отвечать добром на добро. Основанием нравственного поведения является любовь, прежде всего к Богу, а через Него - к другим людям и самому себе.

ЛИТЕРАТУРА

Агаджанян Н.А. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. - М., 1995.

Александрова Р. А., Смолянов А. В. Экология и мораль. - М., 1984.

Баранова В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 76-80.

Бганба-Церера В. Р. Становление экологической этики: проблемы и пер­спективы. - М., 1992.

Бганба-Церера В. Р. Экология души: ненасилие - путь в грядущее. - СПб., 1994.

Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М., 1989.

Гусейнов А. А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989.-С.5-11.

Захаров А. А. Религия и экологический кризис. - М., 1990.

Культура и экология: поиск путей становления новой этики. - М., 1992.

Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

Шилин К. И. Экософии религии и этноса. - М., 1997.

Экология и религия. - М.,1994.

Глава 8 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Экологическая психология - это относительно новое направ­ление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин - социальной экологии и поведенческой географии - характерны общие особенности. Во-первых, они име­ют дело со средой непосредственного окружения, которая опреде­ляется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, воз­никших в мировом обществе. В-третьих, их объединяет междис­циплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследо­ваниям.

Однако экологическая психология имеет и свою отличитель­ную особенность, которая заключается в ее непосредственной взаимосвязи с психологической наукой. Все дело в том, что сама психологическая наука постоянно пытается расширить свои гра­ницы и в данном случае выяснить особенности поведения челове­ка в реальном мире. Отличием экологической психологии от дру­гих отраслей психологической науки является ее ориентирован­ность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях.

Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации, общест­венный прогресс стимулировали качественно новый скачок в по­знании природы, общества, самого человека, а с другой - обна­ружились все те пагубные последствия, которые несет цивилиза­ция. Отмеченное противоречие и послужило стимулом для воз­никновения и развития экологической психологии, которая была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком окружающего мира, природы, определением специфи­ки его отношения к природе, исследованием своеобразия эколо­гического сознания и экологических представлений, выработкой психологически обоснованных направлении решения экологиче­ских, этических, экономических проблем взаимодействия челове­ка с природой и социальной средой.