Смекни!
smekni.com

Социальная экология (стр. 52 из 66)

<...>

...Мы не можем не отделять мистических операций и действий от условий, реально способствующих достижению желаемого резуль­тата. Пралогическое мышление характеризуется тем, что (а это и делает столь затруднительным его воспроизведение для нас) для него совершенно не существует подобного различения: операции того и другого рода образуют единый, не поддающийся разложе­нию образ действия. С одной стороны, все действия, даже наибо­лее положительные, имеют мистический характер. Лук, ружье, сеть, конь охотника и воина - все это сопричастно таинственным силам, приводимым в действие церемониями. С другой стороны, эти церемонии отнюдь не являются лишь предварительными, под­готовительными действиями, необходимыми для охоты или для войны: они уже сама охота или война. Короче говоря, и в этих проявлениях пралогическое мышление, как и в восприятии, ори­ентировано иначе, чем наше, и здесь оно носит мистический по существу характер, и здесь оно в своих коллективных представле­ниях управляется законом сопричастности.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. –M., 1994.-C. 177-223.

Тема 2 СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Л. УАЙТ, МЛ.ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ НАШЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

...Все виды жизни меняют среду своего обитания... Человек, как только расселился на Земле, тоже стал сильно влиять на свое окружение. Вспомним, что во всем Древнем мире люди, охотясь на животных, выжигали большие лесные массивы, и на их месте образовались крупные луга и пастбища... Террасирование, ирри­гация, сверхэксплуатация пастбищ - все это делалось издавна и в самых разных районах. Древние римляне вырубали леса, чтобы строить корабли для войны с Карфагеном, то же самое делали и крестоносцы, оснащая флот для достижения своих странных це­лей, - и в результате основательно менялась экология затрагивае­мых регионов...

В течение тысячи лет или более фризы и голландцы упорно отодвигали границу Северного моря, и в наше время этот процесс достиг своей кульминации... А сколько при этом погибло живот­ных и птиц, рыб и растений? Не оказалось ли, что занятые своей эпической битвой с Нептуном голландцы настолько мало заботи­лись об экологии, что от этого пострадало и качество жизни че­ловека в Нидерландах? Я не смог найти подтверждение тому, что подобные вопросы ставились, а уж тем более решались.

При нынешнем состоянии экологических исследований мы не способны точно установить, где и когда человек осуществил ре­шающие изменения в жизни природы, какой вклад он внес в фор­мирование нынешней ситуации. Ясно лишь, что именно люди сыграли здесь главную роль. И в последней трети XX века мы столкнулись со страшно обостряющейся проблемой, как избежать ответного экологического удара. В историческом же плане особое внимание привлекает эпоха, когда у ряда европейских народов начали развиваться естественные науки, претендовавшие на пони­мание природы вещей. Важен также и многовековой процесс нако­пления технического знания и мастерства, который шел иногда быстро, а иногда и медленно. Оба эти процесса шли независимо до тех пор, пока около четырех поколений назад в Западной Европе и Северной Америке между наукой и техникой не был заключен брачный союз: соединились теоретический и эмпирический под­ходы к нашему природному окружению. Бэконова вера в то, что научное знание дает техническую власть над природой, обрела практическую значимость едва ли не раньше 1850 года. Лишь в химической промышленности это произошло еще в XVIII веке. Принятие Бэконовой веры в качестве нормального руководящего принципа в практической деятельности нужно считать величай­шим событием в истории человечества после создания агрокуль­туры, а может быть, и во всей нечеловеческой земной истории...

Спустя менее столетия после возникновения новой ситуации воздействие человеческого рода на окружение настолько усили­лось, что его результат стал другим и по своей сути. К примеру, в начале XIV века выстрелили первые пушки, и это имело экологиче­ские последствия - обезлесение и эрозию, потому что в горы и леса были посланы рабочие для добывания в большом количестве по­таша, серы, железной руды и древесного угля. Нынешние водород­ные бомбы уже совсем иные: если они будут использованы на вой­не, скорее всего, изменится генетическая основа всей жизни на Земле. В 1285 году в Лондоне возникли первые проблемы со смогом из-за сжигания битумных углей, но они не идут ни в какое сравне­ние с тем, что нынешнее сжигание горючего грозит изменить хими­ческую основу глобальной атмосферы в целом, и мы лишь кое-что начали понимать, какими могут стать последствия. Демографиче­ский взрыв и раковая опухоль бесплановой урбанизации породили свалки мусора и объемы сточных вод поистине геологических мас­штабов, и, разумеется, никакая другая живая тварь на Земле, кроме человека, не смогла бы столь быстро осквернить свое гнездо.

Призывы к действию звучали уже много раз: в основном они выражали негативную реакцию на существующее положение дел или же ориентировались на принятие слишком частных, паллиа­тивных мер, которые не годятся на что-либо большее, чем быть отдельными пунктами каких-то программ...

Что же мы должны делать? Этого пока еще никто не знает. Нам нужно обратиться к вещам фундаментальным, ибо, если мы ограничимся неглубокими и недальновидными решениями, мы будем получать лишь новые и новые ответные удары природы со все более усугубляющимися последствиями, которые сведут на нет успешность таких решений.

Мы должны начать со своего мышления и обрести ясность по­нимания, а для этого нужно дать глубокий исторический анализ всего, что легло в основание современной науки и техники...

Западные традиции науки и техники

...Современная техника и современная наука явно порождены именно Западом... Сегодня любая эффективная техника - запад­ного происхождения, где бы Вы ее ни встретили, будь то в Япо­нии или в Нигерии... В наше время все значительное в науке всего мира является западным по стилю и методу независимо от цвета кожи или языка ученого...

Научное и техническое лидерство Запада возникло намного раньше так называемой научной революции XVII века и так на­зываемой промышленной революции XVIII века. Оба эти термина уже утратили свое значение и лишь затемняют подлинную суть того, что с их помощью пытались описать, а именно: важные эта­пы двух длительных процессов развития, происходивших незави­симо друг от друга. Не позднее 1000 года н. э., а с некоторой веро­ятностью и на 200 лет раньше. Запад стал применять энергию во­ды в производственных процессах - для перемалывания зерна и других целей. Энергию ветра стали использовать к концу XII ве­ка. С самого начала Запад удивительно настойчиво пошел по пу­ти быстрого наращивания своих возможностей и мастерства в развитии энергетики, технических средств, сберегающих труд, и автоматики...

К концу XV века техническое превосходство Европы стало на­столько убедительным, что ее небольшие и враждебные друг дру­гу нации смогли заполонить весь остальной мир, покоряя его, ко­лонизируя и ограбляя...

Принято считать ныне, что современная наука берет свое на­чало в 1543 году, когда Коперник и Везалий опубликовали свои великие труды. Мы не принизим их достижений, если тем не менее укажем и на то, что такие системы, как «О строении человеческо­го тела» или «Об обращениях небесных сфер», не могли появиться за одну ночь. Существование собственно западной научной тра­диции прослеживается еще с конца XI века, когда развернулось широкое движение за перевод на латинский язык арабских и гре­ческих научных работ... К концу XIII века Европа захватила ве­дущие позиции в мировой науке, отобрав инициативу из дрог­нувших рук Ислама. Было бы абсурдом отрицать глубокую ори­гинальность Ньютона, Галилея, Коперника, но не меньшего вни­мания заслуживают ученые-схоласты XIV века - такие, как Буридан или Орезм, на чьи труды первые и опирались...

Итак, развитие нашей техники и естественных наук началось, обрело самостоятельный характер и достигло мирового преобла­дания еще в Средние века. Поэтому мы считаем, что невозможно по-настоящему понять их природу и нынешнее влияние на эколо­гическую ситуацию, если не проанализировать основные катего­рии средневекового мышления и следствия из них.

Средневековый взгляд на человека и природу

<...>

То, как люди обращаются со своим окружением, зависит от то­го, что они думают о самих себе и о своих связях с вещами вокруг себя. Экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией...

Победа христианства над язычеством явилась величайшей ре­волюцией сознания в истории нашей культуры. Ныне же мы все уже живем - независимо от того, хорошо это или плохо, - в «постхристианскую эпоху». Конечно, формы нашего мышления и языка в значительной мере перестали быть христианскими, но, на мой взгляд, их суть часто остается удивительно сходной с той, ка­кая им была свойственна в прошлом. Так, например, привычные для нас образцы каждодневной деятельности определяются неяв­ной верой в неуклонный прогресс, о котором ничего не знали как в греко-римской античности, так и на Востоке. Эта вера укорене­на в иудейско-христианской телеологии, и невозможно доказать, что у нее независимый источник...