Смекни!
smekni.com

Социальная экология (стр. 43 из 66)

Уже программы и указания Наркомпроса (1924 г.) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у питомцев школы полезных навыков в этом государственно важном деле. В 20-30-х годах на­чалось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность школьников по изучению и охране природного окружения, осо­бенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учеб­ные программы по биологии и географии, многие из которых со­хранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. В по­слевоенные годы принимается ряд постановлений по охране при­роды с участием органов народного образования в улучшении работы в деле изучения природы, разумного и любовного отно­шения к ней и ее охране. В 50-60-е годы природоохранное про­свещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире, это касается и нашей страны; во всех республиках СССР прини­маются законы об охране природы; в учебном процессе усилива­ется природоохранительная тематика; в начальной школе выделя­ется самостоятельный предмет «природоведение». В 70-80-е го­ды особое внимание уделяется вопросам образования в сфере ра­ционального природопользования и охраны природы. В 1972 г. в составе Научно-исследовательского института содержания и ме­тодов обучения Академии педагогических наук СССР была соз­дана одна из первых в мире лаборатория природоохранительного просвещения. В том же году была утверждена долгосрочная ком­плексная программа исследования по охране природы стран-участниц Совета экономической взаимопомощи. Новым в эколо­гическом образовании явилась разработка программ факульта­тивных курсов по охране природы.

Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования ба­зировалось на ряде методологических принципов, сформулиро­ванных еще в 80-х годах такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с при­родой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность при­родной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с со­циальными условиями - основа физического и духовного здоро­вья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды не­избежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человече­ской деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.

Учеными были разработаны специфические принципы эколо­гического образования: принцип единства познания-пережива­ния-действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи гло­бального, национального и краеведческого подхода к анализу эко­логических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидак­тике составили основу экологического образования.

Первый принцип из группы «специфических» ориентирует пе­дагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на уче­ника как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства. Недо­оценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтатель­ности, либо к расчетливому «узкому» практицизму. Принцип не­прерывности рассматривается как организационно-педагогиче­ское условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-уроч­ных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно по­лезного труда.

В эти годы было выявлено содержание экологического образо­вания, основными компонентами которого явились знания и цен­ностные ориентации. В качестве ядра системы экологического об­разования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный - основные идеи о характере взаи­модействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельностный - виды и способы деятельности школьников, на­правленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.

В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гума­нистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоци­альной системе «человек-общество-природа» следует прежде все­го внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объ­ектом критического пересмотра.

Факт глобального экологического кризиса требует закрепле­ния в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на пред­ставление об объективном существовании иной системы «приро­да-общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых.

В наше время вся живая природа планеты вовлечена в челове­ческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого об­щества. В таком положении вещей сокрыт другой важнейший при­оритет современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение ге­нофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно. И это разрушение не так очевидно, оно как бы нас и не касается. Если, скажем, по­следствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, перера­ботка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушен­ных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, - весьма непростая, требующая высо­кого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования.

Далее, важнейшим аспектом современного экологического об­разования является научная пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры и, таким образом, влияют на социальные процессы. Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной благополучия челове­ка. Придерживаясь столь однозначной формулировки, нельзя, однако, позволить себе впасть в «новый антропоцентризм» и упустить проблему гуманной заботы о природе. Необходимы ши­рокий подход к теме «человек-общество-природа» и знания не только общей экологии, но и социальной экологии, включения этого предмета в весь объем просветительского и образователь­ного процесса.

В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образова­ния должен стать принцип его непрерывности. Экологическое об­разование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формаль­ное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образо­вание и неформальное образование взрослого населения.

В. М. Назаренко выделяет различные модели организации эко­логического образования, характерные в настоящее время для средней общеобразовательной школы. Это включение экологиче­ской информации в традиционные предметы; изучение вопросов охраны окружающей среды в специально выделенном предмете; формирование экологических знаний в разных учебных предме­тах, а затем их интегрирование в отдельный предмет; полная ре­форма учебного процесса. Однако большинство школ в стране (98%) работают по первой модели.

В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерыв­ного экологического образования требует новой парадигмы: эко­логическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологи­ческого образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требо­ваниям экологической этики.

Обратимся теперь к центральному звену экологического обра­зования и воспитания - к школе.

Ведущие специалисты школьной педагогики, на наш взгляд, с оправданным основанием полагают, что учителю, занятому эко­логическим преподаванием, постоянно нужно иметь перед собою определенную сверхзадачу: знания молодого человека - выпуск­ника школы должны соответствовать передовым достижениям науки, соединенным с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстети­ческим и практическим отношением человека к природе.