Как левая идеология под воздействием марксизма возник социал-демократизм. Последующая эволюция этой идеологии привела ее к отказу от идеи революционного осуществления социальных преобразований, к ориентации на реформы как единственно целесообразный способ достижения равенства и справедливости. Последние трактуются не как равенство результатов, а равенство стартовых возможностей и шансов для самореализации индивидов. Происшедшая за более чем столетие трансформация базовых принципов и целей социал-демократизма превратила его в идеологию центристского характера.
Исходя из идеологических представлений, российские партии идентифицируют себя либо с правой политической ориентацией (СПС) и правоцентристской («Единая Россия»), либо с левой (КПРФ и другие коммунистические и социалистические организации) и левоцентристской ориентацией («Справедливая Россия», социал-демократы).
С учетом охвата идеологиями политических реалий они могут делиться на метаидеологии, претендующие на объяснение глобальных социальных и политических процессов, и частных, затрагивающих отдельные конкретные аспекты политического бытия общества и личности. К первой категории следует отнести либерализм, консерватизм, социализма. Ко второй – анархизм, национализм, экологизм, феминизм, коммунитаризм, различные формы религиозно-политической идеологии, фашизм и неофашизм и др. Со временем частные идеологии могут трансформироваться в глобальные.
2. Функции политической идеологии
Политическая идеология выполняет ряд социальных функций:
- самоиндификации индивидов и групп в политическом пространстве;
- легитимации власти правящих сил или права на власть оппозиции;
- артикуляции интересов групп и слоев общества;
- мобилизации и интеграции граждан, стимулирования целенаправленных действий с их стороны;
- компенсации социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального бытия.
Идеология как форма мотивации политического поведения используется в демократических системах лишь на этапах концептуализации групповых интересов. Абсолютизация роли идеологии, то есть подчинение ей нравственных, правовых, культурных и иных духовных регуляторов жизни общества, характерна для так называемых «идеократических», тоталитарных режимов.
Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно значимые задачи. Превалирование идеологических ценностей над практическо-политическими и тем более социально-экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и странах Восточной Европы.
Идеологизация международных отношений в ХХ веке, особенно в период между 1945 и 1985 годами, означала их подчинение задачам межгосударственной борьбы по идеологическим мотивам. Мирное сосуществование социалистических и капиталистических государств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз подводил человечество к грани мировой войны.
Выход из создавшегося положения был найден в отказе от конфронтации, в деидеологизации и гуманизации международных отношений. Основными компонентами нового политического мышления являлись активный диалог различных идейных течений, возможность свободного доступа каждого народа к культурным и духовным ценностям, созданным человечеством.
Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, различаются следующие уровни ее функционирования.
Первый – теоретико-концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства.
Второй – программно-политический. Здесь социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования.
Третий – актуализированный. Он характеризует степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии – от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоззренческих ориентиров.
Политическая идеология оказывает активное воздействие на общество, соединяясь с психологией людей. Практическое сознание субъекта властных отношений представляет собой политическую психологию.
Если идеология является продуктом теоретического сознания, то политическая психология формируется в процессе практического взаимодействия людей между собой и институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания людей, которые отражают их насущные интересы. Политическая идеология, воздействуя на политическую психологию, рационализирует ее.
Инструментом распространения идеологического влияния служит пропаганда. Ее назначение заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия.
Идеологии не только влияют на политические процессы, но и сами подвергаются воздействию с их стороны. Возможны следующие варианты такого воздействия.
В одних случаях развитие идеологических воззрений, появление новых идей и концепций может опережать сдвиги и изменения в политике. В других – идеологии могут эволюционировать с учетом происходящих перемен. В-третьих, возможно инерционное состояние идеологий, обусловленное живучестью устаревших представлений, исчерпавших свою социальную функцию. Отставание идеологий от сдвигов в политической жизни и социальных изменений чревато их деградацией, что сейчас характерно, в частности, для коммунистической идеологии.
Следовательно, при рассмотрении роли и места тех или иных идеологических течений в идейно-политической жизни общества должны учитываться оба аспекта взаимодействия идеологии и политики: влияние идеологических воззрений на политику и политическую жизнь, в том числе на формирование и осуществление того или иного политического курса и, наоборот, воздействие политических процессов на идеологические воззрения социальных общностей.
Таким образом, существование социально-структурированного общества порождает потребность в политической идеологии как систематизированном, теоретически оформленном способе социально-группового мышления, являющегося существенным элементом отношений власти.
3.Идеологический дискурс
Важнейшим аспектом функционирования идеологий является их взаимодействие в политическом пространстве. Это явление обозначается понятием «идеологический дискурс».
Взаимодействие идеологий, как правило, развивается в двух направлениях. С одной стороны, по линии дистанцирования и полемики с оппонентами, что усиливает напряженность в обществе. С другой стороны, по линии установления контактов между совместимыми идеологиями, способствующих сближению и даже заимствованию теоретических и программных положений, требований, лозунгов. Такие контакты обогащают содержание идейных систем и доктрин и могут способствовать укреплению политической стабильности в обществе.
Первые примеры взаимовлияния идеологий имели место еще в Х1Х веке. Буржуазный консерватизм воспринял либеральные новации Х1Х века как собственные устои, требующие защиты от посягательств радикалов, и уже имел мало общего с концепциями Э.Бёрка и - тем более - Ж.де Местра. Социальный консерватизм Бисмарка отразил растущее влияние социалистических идей.
Европейские идейно-политические течения оказали существенное влияние на формирование отечественных либерализма и консерватизма, а взаимодействие между этими направлениями русской общественной мысли способствовало их становлению и развитию, появлению консервативного либерализма.
В ХХ веке процесс взаимовлияния идеологий принял еще более широкий размах. Уже в самом начале ХХ в. проявился агрессивный империалистический национал-консерватизм, а затем – в известной степени как его развитие – фашизм, синтезировавший националистические, консервативные и социалистические идеи. В свою очередь классический либерализм все больше превращался в либерализм социальный, стремящийся примирить и согласовать концепции и практику свободы и справедливости.
Во встречном по отношению к либерализму направлении эволюционирует социал-реформизм, вобравший к середине века основные либерально-рыночные и либерально-демократические идеи, прежде всего идею свободы. Такие характерные черты социал-демократии, как стремление к обобществлению экономики и перераспределению национального дохода в пользу малоимущих, поддержка государственного регулирования, коллективизм, либо ушли в прошлое, либо подверглись серьезной корректировке.
Современная социал-демократия уже не выдвигает смену общественного строя даже в качестве отдаленной цели и ориентируется не столько на «демократический социализм», сколько на «социальную демократию» В принятой на ХУ111 Конгрессе Социнтерна (1989 г.) Декларации принципов рыночная экономика признается необходимой для достижения социального благосостояния, провозглашается курс на общественное регулирование в соответствии с фундаментальными ценностями солидарности и справедливости , но на основе эффективного функционирования капиталистической производственной системы.
Наконец, в последней четверти ХХ века доминирующие позиции в общественной жизни стран Запада занял неолиберализм, сконцентрировавший в себе основополагающие идеи переустройства общества применительно к реалиям постиндустриализма. В США он получил название неоконсерватизма.