Отношения между коммунистами и социал-демократами носили достаточно конфликтный характер вплоть до ХХУ11 съезда КПСС, взявшего курс на перестройку.
Социал-демократы задолго до коммунистических партий осознали, что капитализм обладает большими ресурсами выживания и приспособляемости, способен удовлетворить широкий круг потребностей людей, причем не только первичных, но и потребностей более высокого порядка. Они давно призывали коммунистов отказаться от иллюзий о загнивании и скорой гибели капитализма, о замене его социализмом советского образца.
Социал-демократия фиксировала следующие изменения при капитализме: расширение регулирующей функции государства во всех сферах общественной жизни, особенно в экономике; возрастание роли наемных работников в управлении производством; развитие процессов обобществления и социализации в основных сферах общественной жизни; существенный подъем жизненного уровня населения.
3.Идейно-политическая концепция «демократического социализма» и ее эволюция
Новации Э.Бернштейна и К.Каутского во многом определили содержание идейно-политической доктрины социал-демократии – концепции «демократического социализма». Эта концепция сформулирована в декларации учредительного конгресса Социалистического интернационала, состоявшегося в 1951 г. во Франкфурте-на-Майне. Известная модернизация концепции была предпринята в программных документах социал-демократии 70-80-х гг., в частности в «Декларации принципов» (1989 г.).
Термин «демократический социализм» впервые был использован в 1888 г. известным английским драматургом Бернардом Шоу. До первой мировой войны его использовали Э.Бернштейн и О.Бауэр, а в межвоенный период – также К.Каутский и Р.Гильфердинг.
В дальнейшем идеи «демократического социализма» развивались и реализовывались партиями-членами Социнтерна, являющегося сегодня крупнейшим международно-политическим объединением. В его состав входит более 150 партий, а их число за последние два десятилетия ХХ века возросло в два раза.
«Демократический социализм» трактуется одновременно и как длительный процесс реализации ценностей свободы, справедливости и демократии, и как общество будущего. Четкого определения «демократического социализма» и временных рамок его осуществления не существует. Социал-демократия подчеркивает, что такое общество не может быть создано в отдельно взятой стране, а возникнет лишь как новая ступень цивилизации.
Таким образом, для социал-демократов социализм – это не жесткая социальная конструкция, как у коммунистов, а скорее вдохновляющая гуманистическая идея, содержание которой постоянно обогащается. Такое понимание социализма предполагает возможность и необходимость корректировки этой идеи по мере изменения условий. Не случайно на учредительном конгрессе социал-демократия отказалась от единой идеологии как идейной основы своего движения, что позволило ей избежать доктринальной узости, свойственной коммунистам и приведшей к сокращению их влияния в мире. Некоторые социал-демократические партии, в частности, германская, вообще не употребляют понятие «идеология» в своих программных документах.
Концепция «демократического социализма» представляет собой отрицание советского варианта социализма как в содержательном отношении, так и по форме практической реализации социалистических принципов. Практика советской власти и просоветских режимов рассматривается как классический образец тоталитаризма.
Достижение «демократического социализма» мыслится через осуществление политической и экономической демократии и создание «государства благосостояния».
Политическая демократия предполагает прежде всего многопартийность, свободу действий для оппозиции, возможность пребывания у власти разных партий, их сменяемость в результате выборов. Однопартийное правление несовместимо с политической демократией. Ее составной частью являются права человека. свобода печати, самостоятельность профсоюзного движения, существование правового государства.
Экономическая (промышленная) демократия предполагает на микроуровне – непосредственное участие трудящихся в управлении предприятиями (как частными, так и государственными), на макроуровне – создание органов «социального партнерства» в масштабах экономики в целом, приобщение профсоюзов к совладению предприятиями.
И, наконец, под «государством благосостояния» понимается совокупность институтов, регулирующих экономику, социальную сферу с целью повышения благосостояния населения. Деятельность «государства благосостояния» касается прежде всего социального обеспечения, жилищного строительства, образования, охраны труда, обеспечения занятости, политики в области культуры.
В качестве последней стадии приближения к обществу «демократического социализма» рассматривается установление социальной демократии. Под таковой подразумевается наполнение демократическим содержанием всех сфер общественной и личной жизни, прежде всего эмансипация женщин.
Ныне европейские социал-демократы предпочитают говорить не о социализме, а об обществе социальной демократии. Но суть их мировоззренческих позиций остается неизменной.
Политическая система обществ, исповедующих идеологию социал-демократии (Швеция, Австрия, Норвегия, Швейцария и т.д.), основывается на принципах общественного консенсуса, разделения властей, социального партнерства и компромисса политических сил. Принцип общественного консенсуса, т.е. согласия социальных групп по базовым ценностям, ориентирует систему на представительство интересов всех социальных групп и слоев общества. Действие этого принципа обусловлено высокой степенью культурной однородности общества, приверженностью населения идеалам демократии, солидарности и справедливости.
Функционально политическая система строится на сочетании, во-первых, сильной централизованной власти в лице институтов парламентской демократии и, во-вторых, эффективных структур общественного самоуправления с высоким уровнем финансовой и юридической самостоятельности.
Стабильность политической жизни основана на социальном партнерстве социал-демократии и буржуазных партий, на практике политического компромисса между ними. Партия, проигравшая на выборах, выступает в качестве конструктивной оппозиции, заставляя правящую партию выполнять взятые предвыборные обещания. В результате даже после поражения социал-демократов на выборах, приходящие к власти буржуазные партии в целом сохраняют приверженность важнейшим принципам демократии – социальной защиты, солидарности и справедливости.
4. Система «социального государства»
Важный вклад социал-демократии в развитие мировой цивилизации – создание системы «социального государства». Эта система в основном функционирует и тогда, когда социал-демократию сменяют у власти партии консервативной или либеральной ориентации.
Система «социального государства» строится с учетом того, что общественный прогресс может обеспечиваться лишь через сотрудничество и партнерство между предпринимателями и наемными работниками. При этом каждой из сторон следует учитывать интересы друг друга. Наемные работники в своем стремлении улучшить экономическое положение не должны переходить границу, за которой у предпринимателей исчезает стимул к хозяйственной деятельности. В свою очередь, предпринимателям следует создавать благоприятные условия (социальные, технологические, образовательные) для оптимального воспроизводства рабочей силы, без которой невозможен экономический прогресс.
Государство координирует отношения между предпринимателями и наемными работниками, обеспечивает социальную защиту всех членов общества, осуществляет функцию обучения граждан новым профессиям, необходимым производству.
Система «социального государства» предотвращает возникновение резкой дифференциации в доходах населения, обеспечивая тем самым социальную стабильность и гармонию в общественных отношениях.
Под воздействием экологических движений социал-демократия в отличие от прежних времен уделяет значительное внимание охране окружающей среды. Многие партии сочетают социально-экономическую деятельность с обеспечением экологических основ существования человека.
О практике западной социал-демократии наглядное представление дает ее «шведская модель». Основные компоненты этой модели таковы.
Первый - это равновесие между трудом и капиталом, исключающее возможность расширения контроля за частной собственностью, будь то в виде национализации или дирижистского макропланирования.
Второй - это гармонизация производственных отношений, благодаря которой профсоюзы оказываются заинтересованными не столько в государственных субсидиях в те или иные отрасли производства, сколько в эффективной системе переподготовки и перемещения кадров.
Третий компонент модели – эффективные инструменты проведения экономической политики, включающие прогрессивную налоговую систему, поощрение высокой мобильности рабочей силы и стимулирование производства, ориентированных на экспорт.
Четвертый компонент – укоренённость в политической культуре общества таких качеств, как социальный консенсус в отношении существующего строя, прагматизм и конструктивный эгалитаризм1.
В рамках общего социально-либерального подхода просматриваются две основные модели развития общества - германская и англосаксонская (британская). Они частично являются объектом дискуссий, частично отражают существующие реалии и определяют пути развития социал-демократии.
Первая из этих моделей ориентирована на обеспечение участия в управленческих структурах и в принятии решений на всех уровнях не только собственников, но и лиц наемного труда, местных сообществ, потребителей и других заинтересованных групп и организаций. Она основывается на максимально возможном согласовании интересов различных групп населения и отдельных граждан. Такой алгоритм гораздо перспективнее демократического принципа подчинения меньшинства большинству.