Н.М.Сирота,
доктор политических наук, профессор
кафедра социальных наук
МИРОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Сирота Наум Михайлович. Тел.594-62-14. Моб.89052568129
Рецензенты:
Доктор философских наук, доцент кафедры политологии Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов
Хомелева Р.А.
Доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и права
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
Гринев А.В.
Учебное пособие
2008
В учебном пособии анализируется роль идеологии как формы мотивации политического поведения, раскрыты содержание и эволюция наиболее влиятельных идеологий последних столетий – либерализма, консерватизма, марксизма и социал-демократизма, показаны их связь с интересами основных социальных групп в странах Запада и воздействие на формирование партийных платформ. Анализируются специфика российских версий метаидеологий как уникальных политико-идеологических феноменов, их обусловленность ментальными и социокультурными особенностями страны.
Материалы пособия помогут студентам в осмыслении формирующихся в российском обществе политических отношений, при изучении политического сознания и политической культуры современной России.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРИРОДА И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
1.Сущность и основные модели формирования политической идеологии
2. Функции политической идеологии
3. Идеологический дискурс
Рекомендуемая литература
11. ЛИБЕРАЛИЗМ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
1.Классический либерализм
2. Специфика неолиберализма
Рекомендуемая литература
111. ЛИБЕРАЛИЗМ В РОССИИ
1.Эволюция русского либерализма
2, Современный либерализм
Рекомендуемая литература
1У. ИДЕОЛОГИЯ КОНСЕРВАТИЗМА
1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения
2.Традиционалистское течение
3.Либертаристское течение
4. Неоконсерватизм
Рекомендуемая литература
У. КОНСЕРВАТИЗМ В РОССИИ
1.Генезис русского консерватизма в дореволюционный период
2.Консерватизм русской эмиграции
3. Современный русский консерватизм
Рекомендуемая литература
У1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА
1. Теоретические источники марксизма
2. Формационная схема исторического прогресса
3. Концепция всемирно-исторической миссии рабочего класса и мировые реалии
4. Противоречия марксизма
5.Ленинизм и большевизм
6. Неомарксизм и еврокоммунизм
7. Место марксизма в истории общественной мысли
Рекомендуемая литература
У11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
1. Теоретические предпосылки социал-демократической доктрины
2. Возникновение и становление идеологии социал-реформизма
3. Идейно-политическая концепция «демократического социализма» и ее эволюция
4.Система социального государства
Рекомендуемая литература
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.ПРИРОДА И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
1.Сущность и основные модели формирования политической идеологии
Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Оно охватывает ценности, убеждения, эмоции людей, определяющие их поведение в сфере политических отношений. От политического сознания зависит содержание и характер политического процесса.
Основными формами существования политического сознания являются политическая идеология и психология. Политическая деятельность определяется прежде всего системой взглядов, отражающих интересы людей. Эти интересы осознаются и в других формах – религии, искусства, науки и т.д., но идеологическое отражение действительности наиболее непосредственным образом связано с политикой.
Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях. Впервые в научный оборот этот термин был введен в конце ХУ111 века Антуаном де Траси, одним из последних представителей поколения французских просветителей. В многотомном сочинении «Элементы идеологии» (т.1-4, 1805-1815) он охарактеризовал идеологию как «науку об идеях», которая должна быть такой же точной, как и все естественные науки. По мнению де Траси, в мировосприятии людей коренятся логические и психологические основы политики.
Появление понятия «идеология» в конце ХУ111 века не означало отсутствия до этого времени идеологии как таковой. Ведь потребность в ней как рациональной основе политики испытывали все общества. Можно полагать, что до европейской секуляризации ( эпоха Просвещения) роль идеологии на протяжении столетий выполняла религия.
В числу ученых, занимавшихся историей идей непосредственно до возникновения термина «идеология». обычно относят таких французских просветителей, как Кондельяк, Д.Дидро, Гольбах, К.Гельвеций, П.Ламетри.
В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на это духовное явление.
В работах создателей марксистской теории термин «идеология» в зависимости от контекста использовался в трех значениях: 1) сознание определенного класса в целом; 2)теоретическое сознание; 3)ложное, извращенное сознание, порожденное противоречиями производственных отношений.
Марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизни общественных групп. В зависимости от места, которое занимает группа в общественных отношениях, ее идеология является научной или нет. Согласно марксизму, идеология научна, если выражает классовые интересы, совпадающие с ведущими тенденциями общественного развития. Естественно, рассматривалась как научная идеология рабочего класса, которому отводилась роль освободителя человечества от эксплуатации.
Такой подход к идеологии доминировал в СССР, претерпевая незначительные изменения и уточнения в основном фразеологического характера. Марксистская идеология обычно именовалась пролетарской, революционной, прогрессивной, научной и т.д. Все немарксистские направления политической мысли определялись как буржуазные, империалистические, мелкобуржуазные, реакционные, иллюзорные, ложные и т.д.
В западной политической науке преобладают интерпретации идеологии как надисторического явления, существующего вне зависимости от социальных и политических условий.
Чаще всего идеологию характеризуют как систему ценностей и предпочтений (Д.Истон, М.Дюверже и др.). Благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.
Принципиальной позицией многих ученых явлется категорическое разведение идеологии и науки, отрицание у идеологии познавательных функций.
М.Вебер относил идеологию, как и другие мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым саму постановку вопроса о ее научности. Как веру расценивает политическое мировоззрение и современный политолог У.Матц1.
Вслед за М.Вебером К.Манхейм рассматривал любую идеологию как неадекватное отражение действительности, как совокупность ложных представлений, обусловленных социально-историческими обстоятельствами, особенностями познания действительности, интересами познающего субъекта. Зарождение феномена идеологии он связывает с трудами английского мыслителя Ф.Бэкона (учение об «идолах разума») и обнаруживает ряд высказываний об идеологическом искаженном сознании в работах Н.Макиавелли и Юма1. Вместе с тем К.Манхейм уделял большое внимание функциональным характеристикам идеологии, и, в частности, ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.
Большинство ученых определяют идеологию как систематизированную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп – классов, наций, партий и т.д. Идеология как разновидность корпоративного сознания отражает групповую точку зрения на политическое и социальное развитие. Она предназначена для внедрения в массовое сознание соответствующих критериев оценки настоящего и будущего развития общества.
Любая идеология носил политический характер, но понятие политическаяидеология употребляется в специфическом смысле – для характеристики рационально-ценностной мотивации политического поведения и мировоззренческой основы политики. Политическая идеология обосновывает притязания общественных групп на власть и ее использование и потому предусматривает определенную стратегию действий. Она конкретизируется в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил, обретая четкость, направленность на конкретные ситуации и властные механизмы.
Перечисленные особенности политической идеологии свойственны прежде всего либерализму, консерватизму, марксизму, социал-демократизму, анархизму, фашизму. В меньшей степени они характерны для экологизма, пацифизма, феминизма.
Существуют четыре основные модели формирования политической идеологии.
Первая – модель конденсации. Механизм этой модели состоит в том, что в результате своеобразной конденсации испарений массового сознания присущие ему представления трансформируются в идеологические структуры (например, идеология тред-юнионизма, экологизма, феминизма).
Вторая модель – интегративная. Для нее характерны синтез, конвергенция различных идей и представлений существующих идейно-политических течений (например, неолиберализм, неоконсерватизм).
Третья модель – дивергентная. В этом случае формирование новой политической идеологии происходит в результате дезинтеграции, расщепления существующей идеологии. Так, на базе марксизма возникли большевистская и социал-демократическая идеология и политическая практика.
Четвертая модель – ревитализации идеологий, в результате которой происходит возврат к старым идеям, их возрождение в модифицированной форме (например, попытки возврата к истокам, марксизма, консерватизма и т.д.).