Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена, прежде всего, местом и ролью института конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в системе фундаментальных ценностей современного демократического правового государства как основополагающего начала правового положения личности, коренного принципа правовой системы в целом. Представления о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина изменялись вместе с изменением исторических эпох, в том числе, и в России. На современное представление повлияли объективные предпосылки: распад СССР, процесс интеграции России в мировое сообщество.
Статья 2 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность, возлагаемая на государство. Из этого следует, что «священной» обязанностью Российской Федерации является создание всех условий, предпосылок, чтобы человек и гражданин мог пользоваться в полном объеме своими конституционными правами и свободами, а также исполнять конституционные обязанности.
Обосновывая актуальность темы исследования, следует обратить внимание на следующие существенные ее стороны:
Во-первых, Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года, впервые провозгласила естественные права и свободы человека, которые получили развитие в Конституции Российской Федерации 1993 года, в результате чего существенно повысились роль и значение конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Они определяют смысл, содержание и применение законов (ст. 18 Конституции РФ), а также носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Во-вторых, одна из важнейших задач — добиться неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов в повседневной жизни всего общества и государственных структур. Ведущим направлением в деятельности государственных, муниципальных органов, должностных лиц, общественных объединений и каждой личности должно быть соблюдение принципа конституционной законности. Важнейшим показателем конституционной законности в их жизнедеятельности, является исполнение своих конституционных обязанностей.
В-третьих, в связи с вышеизложенным, возникает необходимость разрабатывать научно-теоретические, концептуально новые подходы, которые содержали бы научно обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства, укреплению правопорядка и формированию эффективной защиты прав человека. Отсюда следует, что необходимо глубоко и комплексно исследовать основные особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.
Целью данной работы является попытка проанализировать особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.
Основные задачи исследования вытекают из поставленной цели и могут быть сформулированы следующим образом:
- рассмотреть основные исторические вехи развития прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
- раскрыть имеющиеся в науке понятия элементов исследуемой проблемы;
- определить специфику и способы регулирования конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Структура работы определяется её целью и задачами и состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых источников и литературы.
Источниками информации для написания работы послужили: базовая учебная литература, статьи в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ", а также законы и иные нормативно-правовые акты.
1. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России.
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а за тем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Последняя повлекла за собой полное обновление разд. II Конституции РФ 1978 года «Государство и личность». С этого началось приведение конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Последовал отказ в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству.
Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.
1.В действующей Конституции РФ впервые получил закрепление
принцип примата норм международного права в области прав человека.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17).
Среди таких основополагающих международных документов ООН надо назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); документы СБСЕ, Совета Европы — в частности, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и многие другие.
По советской концепции сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в СССР. Не разрешались какие-либо действия, связанные с проверкой применения на территории Союза норм международного права, с реализацией права обращения граждан в международные организации за защитой прав человека, запрещалось создание каких-либо общественных формирований, ставящих целью защиту этих прав.
Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Признание роли общепризнанных принципов и норм международного права означает необходимость изменения всех прежних основ статуса человека, закрепляемых в ранее действующих конституциях.
2.Для современной российской концепции прав человека характерен отказ от классового подхода при закреплении прав и свобод.Классовый принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Отдельные лица и отдельные группы лиц лишались прав, которые ими использовались в ущерб интересам социалистической революции. Эта норма воспроизводилась и в Конституции РСФСР 1925 года.
В последующих конституциях как Союза ССР, так и РСФСР формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а затем «в соответствии с целями коммунистического строительства».
Эти положения конституций свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.
Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, к нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».
Классово-идеологический критерий неприменим в демократическом, правовом государстве. Поэтому и в Конституции 1993 года одной из основ конституционного строя признано идеологическое и политическое многообразие. Права и свободы человека и гражданина не увязываются с его социальным статусом, принадлежностью к какому-либо классу, с приверженностью тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. Конституция признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.
3. В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение, прежде всего в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека».
В социалистической доктрине человек, его права в правовом, политическом аспектах не признавались как самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем понятием «гражданин». Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной.
Определенный шаг к выходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года и соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность». Однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». Лишь после принятия 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина понятие «права человека» получило и конституционное признание.