Смекни!
smekni.com

Законный режим имущества супругов 3 (стр. 9 из 14)

Кроме того, суд согласно п. 4 ст. 38 СК РФ вправе признать собственностью каждого супруга имущество, нажитое в период раздельного про­живания при прекращении семейных отношений, даже если по тем или иным причинам брак не был расторгнут. Необходимость существования данной правовой нормы обусловлена тем, что между фактическим пре­кращением брака и его официальным расторжением может пройти значи­тельный промежуток времени.

На наш взгляд отношение каждого человека к этому вопросу индивидуально, т.к. разрешение этой проблемы лежит в области нравственности и морали, хотя суды на практике чаще всего следуют букве закона.

Например, согласно ст. 17 СК РФ муж не вправе расторгнуть брак без согласия жены во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка. Однако важно учитывать, что под действие п. 4 ст. 38 СК РФ не подпадают такие обстоятельства, связанные раздельным проживанием, как нахождение одного из супругов в длитель­ной командировке, на сессии, пребывание на службе в вооруженных войсках и т.п., то есть прерывания семейных отношений в силу объектив­ных причин. Если даже супруги по каким-либо причинам проживают раздельно, этот факт сам по себе не влияет на их имущественные правоотно­шения, так как необходимо, чтобы раздельное проживание супругов было сопряжено с намерением прекратить брачно-семейные отношения.

Бес­спорно, в каждом конкретном случае суд исследует все фактические обстоятельства, которые имеют значение для правильного разрешения дела.

Далее, после того как установлен состав имущества супругов, подлежа­щего разделу, и его стоимость, мировой судья определяет, какое имуще­ство подлежит передаче каждому из супругов в рамках присужденной ему доли, учитывая пожелания самих супругов. При возникновении спора меж­ду супругами по поводу той или иной вещи судья, безусловно, учитывая обстоятельства дела, присуждает спорные вещи из состава общего имуще­ства по своему усмотрению.1

В случае если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация (абз. 2 п. 3 ст. 38 СК РФ). Данная норма имеет существенное значение и необхо­дима, если выдел доли из общего имущества в натуре невозможен. Так, в силу п. 3 ст. 252 ГК РФ суд вправе отказать в иске участнику долевой соб­ственности о выделе его доли в натуре, если такой выдел невозможен без соразмерного ущерба имущества, находящемуся в общей собственности. Под таким ущербом понимается невозможность использования имуще­ства по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности, (в частности, в случае раздела коллекции картин, монет), библиотеки, а также неудобство в пользовании и т.п.2 Причем выплата компенсации вместо выдела доли в натуре участнику долевой собственности допускает­ся, только с его согласия (п. 4 ст. 252 ГК РФ).

Только в исключительных случаях, если эта доля незначительна, не может быть реально выделена и собственник не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого сособственника обязать остальных участии ков долевой собственности выплатить ему ком­пенсацию на основании абз. 2 п. 4 ст. 252 ГК РФ. С получением компенсации собственник утрачивает право на долю в общем имуществе (п. 5 ст. 252 ГК РФ).

Вопрос о наличии или отсутствии существенного интереса участника долевой собственности в использовании общего имущества, решается су­дом в каждом конкретном случае на основании исследования и оценки в совокупности представленных сторонами доказательств, подтверждающих, в частности, нуждаемость в использовании этого имущества в силу возра­ста, состояния здоровья, профессиональной деятельности, наличия де­тей, других членов семьи, в том числе нетрудоспособных и т.п.1

Рассмотрим на конкретном примере. При рассмотрении дела о разде­ле имущества супругов после предварительного определения долей в об­щем имуществе между супругами возник спор об антикварной скрипке, являющейся «орудием труда» одного из супругов — скрипача, которая была приобретена в период брака на доходы этого супруга от трудовой деятель­ности.

Данный спор разрешается в общем порядке, а именно: поскольку скрипка приобретена в период брака и на общие в силу п. 2 ст. 34 СК РФ средства, то это имуще­ство является совместной собственностью супругов. Раздел данной вещи в натуре невозможен, так как эта вещь неделима (в соответствии со ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой невозможен без изменения ее назначения, признается неделимой).

В связи с чем, учитывая отсутствие заинтересо­ванности со стороны одного супруга в использовании скрипки (подтверж­дающееся, к примеру, неумением на ней играть), в то время как другому супругу этот предмет необходим для осуществления профессиональной деятельности, скрипка подлежит передаче супругу-скрипачу. При этом суд присуждает из состава имущества, подлежащего разделу, иное равноцен­ное скрипке имущество другому супругу либо обязывает супруга-скрипача выплатить денежную компенсацию вне зависимости от согласия на ее по­лучение другого супруга (п. 4 ст. 252 ГК РФ).

Таким образом, правила ст. 252 ГК РФ применяются судами и при решении споров между супругами по поводу неделимой вещи, например автомашины, гаража, квартиры и т.п. В частности, жилой дом при­знается неделимым в натуре, если он не имеет два самостоятельных входа или не может быть переоборудован таким образом, а квартира — если каждому из собственников невозможно предоставить, помимо отдельных жилых, еще и подсобные помещения: кухню, ванную комнату, санузел.1

Как видно из примеров, на практике данные требования чаще всего не исполнимы. Однако невозможность раздела общего имущества супругов в натуре или выдела из него доли в натуре не исключает права каждого из супругов заявить требование об определении порядка пользования этим имуществом. Разрешая эту ситуацию, суд выносит решение, учитывая фак­тически сложившийся порядок пользования имуществом, который мо­жет точно не соответствовать долям в праве общей собственности, нужда­емость каждого из супругов в этом имуществе и реальную возможность совместного пользования.

Таким образом, суд вправе оставить определенные виды имущества в общей соб­ственности супругов, которые будут принадлежать супругам уже на праве долевой собственности. Причем каждый из супругов будет иметь право распоряжаться своей долей в этом имуществе по своему усмотрению — подарить, заложить, обменять, продать, но с соблюдением при ее возмезд­ном отчуждении установленного законом права преимущественной по­купки этой доли другим супругом — участником долевой собственности (п. 2 ст. 246 ГК РФ).

Право преимущественной покупки представляет со­бой обязанность продавца доли в общем имуществе известить в письмен­ной форме остальных участников долевой собственности о намерении про­дать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых он ее продает. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве соб­ственности на недвижимое имущество в течение месяца, а на движимое имущество - в течение 10 дней со дня извещения, то продавец вправе продать свою долю любому лицу (п. 2 ст. 250 ГК РФ).

Согласно п. 7 ст. 38 СК РФ к требованиям супругов, брак которых расторгнут, о разделе их общего имущества применяется трехлетний срок исковой давности. Причем исчисление этого срока следует начинать не со дня расторжения брака, а со дня, когда бывший супруг узнал или должен был узнать о нарушении своего права на общее имущество, поскольку ст. 9 СК РФ, регулирующая общие принципы применения исковой давности к семейным отношениям, отсылает к нормам гражданского законодатель­ства, а на основании п. 1 ст. 200 ГК РФ можно сделать именно изложенный вывод.

Аналогичную позицию занимает и Пленум Верховного Суда РФ,1 что весьма оправдано с юридической точки зрения. Как уже отмеча­лось ранее, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Так как собственник вправе не осуществ­лять свои правомочия, то он может и не знать о том, что его права наруше­ны. Поэтому пока один из бывших супругов не обнаружил препятствий со стороны другого бывшего супруга для осуществления своих законных пра­вомочий в отношении общего имущества, то нельзя считать, что его права нарушены, и, как следствие этого, применять правила исковой давности.

2.2. Ответственность супругов по обязательствам

Понятие имущества супругов включает в себя не только вещи и имущественные права, но и имущественные обя­занности, возникающие из обязательств, стороной в которых является один из супругов или оба супруга вместе (долги). При этом по времени, цели и основанию возникновения, а также назначению полученного по обязательствам возможно подразделение обязательств супругов на лич­ные и общие.1

К личным обязательствам супругов относятся те, которые возникли вне связи с супружескими отношениями у каждого из супругов в отдельно­сти: а) до государственной регистрации заключения брака в органах запи­си актов гражданского состояния; б) после заключения брака, но в целях удовлетворения личных потребностей супруга-должника; в) вследствие об­ременения имущества, принадлежащего одному из супругов, то есть раз­дельного имущества супругов; г) вследствие причинения одним из супру­гов вреда третьим лицам; д) алиментные обязательства по отношению к детям из предыдущего брака, родителям, бывшему супругу; е) другие обя­зательства личного характера.

Общими являются обязательства супругов, которые возникли, во-пер­вых, по инициативе обоих супругов, например, в случае заключения кре­дитного договора для приобретения автомобиля, где стороной в договоре являются оба супруга вместе (пассивная множественность).