Смекни!
smekni.com

Ответы на вопросы государственного экзамена (стр. 56 из 61)

Однако всё выше сказанное относится лишь к кристаллизации самой идеи вычленения государственной службы как особого элемента в системе государственного управления. Если же говорить о практике, то о возникновении профессиональной государственной службы можно говорить лишь с момента , когда картина самой системы начинает приобретать действительно отчетливые нормативные очертания. Вряд можно считать таким моментом 18 век, хотя идея эта зреет и находит свое воплощение в отдельных элементах организации управления в условиях абсолютных монархий. Правда в качестве ведущих морально-этических норм здесь выступают не служение государству и обществу, а личная верность монарху. Постепенно эти нормы с развитием государства и идеи государственного управления превращаются в идеи служения государству как таковому, а позднее и идеи служения демократическому государству в независимости от личности , стоящей во главе его. К сожалению в России эта идея фактически еще не нашла своего воплощения. По-прежнему чаще любой государственный чиновник ощущает свою связь с конкретным человеком, стоящим во главе государства, чем с государством или обществом как таковым). Реально же процесс вычленения государственной службы в самостоятельную подсистему начинается в первой четверти 19 столетия. Проследим этот процесс в одной из частей Германии, там , где он происходил наиболее последовательно и равномерно. В 1796 году в так называемых "Ансбахских мемуарах" баварский политик и государственный деятель М. Й. Моншла обрисовывает конкретный образ государственного чиновника, черты которого в значительной степени сохраняют свою актуальность и в настоящее время:

* пожизненное введение в статус чиновника;

* обязанности и права в связи с этим статусом, определенные и закрепленные в правовых актах( т. е. в соответствующих законах);

* достаточное материальное обеспечение;

* принятие на службу в соответствии с имеющимися способностями и квалификацией, по принципу результативности деятельности в ходе особого процесса отбора;

* повышение по службе в зависимости от достигнутых результатов и в соответствии с установленными принципами продвижения по служебной лестнице (карьерные группы);

* обеспечение доступа к государственной службе для всех граждан, соответствующих имеющимся критериям отбора. Подобранным таким образом и функционирующим в рамках государственной службы чиновникам отводится особая роль в системе гос. управления. Они призваны обеспечивать :

* корректное с точки зрения данной системы ведение всех дел,

* стабильность государства и деятельности органов гос. управления. 4).

Данные принципы были воплощены в области государственной службы всеми государствами в процессе их перехода к демократическим формам правления. Однако в ходе исторического процесса они были дополнены некоторыми новыми положениями, ранее не включенными в данный перечень. Так в Германии в период Веймарской республики в конституции (ст. 130) было закреплено положение о том, что "чиновники призваны служить всей общности, а не конкретной политической партии".

Принцип лояльности государственного чиновника по отношению к государству, которому он служит становится в 20 столетии одним из чрезвычайно важных. Особенно ярко это проявляется в переходные периоды, когда смена формы государства не влечет за собой полной или радикальной смены государственного аппарата. Так было в Германии, где большая часть чиновников государственной службы продолжала свою деятельность и после установления республиканской формы правления. Большинство из этих людей воспитанных и выросших в условиях монархии были настроены враждебно по отношению к молодой республике. В какой-то степени это стало одним из факторов, способствовавших ее более позднему поражению перед лицом правых сил, в значительной степени обещавших возврат к прошлому.

Этот факт свидетельствует о том, что такой элемент системы государственного управления как люди невозможно привести в соответствие с требованиями системы в течение короткого времени, т. к. это связано с изменениями установок и мнений каждой конкретной личности по отношению к данной политической системе и функционирующим в ее рамках органам управления, т. е. параметрам, определяющим политическую культуру данного общества и связанную с ним административную культуру данного периода. Подробнее вопросы соотношения политической и административной культуры будут далее рассмотрены. Следует отметить, что в данном контексте следует признать правоту большевиков, которые сделали ставку на полное уничтожение прежнего аппарата государственного управления, включая и систему государственной службы. Чиновники гос. службы были просто отстранены от дел и заменены преданными новой власти людьми, не являвшимися профессионалами в области управления. Подобное развитие возможно однако только в условиях диктатуры, когда все изменения производятся без учета интересов тех, кого они затрагивают, и призваны обеспечивать только устойчивость данной системы государственного управления. В таких условиях и при сохранении статуса профессионального чиновничества( как это было в Германии), он резко меняет свою содержательную сущность. Уже в 1933 году в Третьем рейхе был принят печально известный закон "О восстановлении статуса профессиональных чиновников", а в 1937 году - закон "О статусе немецких чиновников", согласно которым чиновник должен был сохранять верность лично фюреру, Адольфу Гитлеру, в силу чего был нарушен один из основных принципов государственной службы ( в полном смысле этого слова), служение государству было заменено служением одному человеку. Нарушены были по этим законам и принципы равной доступности государственной службы для всех граждан, так как были введены ограничения по расовому признаку. К государственной службе не допускались лица неарийского происхождения.

Сравнивая процессы, происходившие в России в первые годы советской власти, и те, что имели место в Германии в годы Веймарской республики и в годы фашизма, нужно однако видеть и отличия: в России система была просто сломана, а люди уничтожены или выброшены из общества. Именно поэтому так трудно теперь восстановить в России гос. службу, выстроить систему подготовки необходимых для нее кадров. В Германии же система сохранилась, причем в годы республики она сохраняла свою стабильность( внутриструктурную), в силу чего оказывала на систему государственного управления значительное дестабилизирующее влияние, позже же система эта была переориентирована, однако ее структура и принципы функционирования были в значительной степени сохранены. Это облегчило с одной стороны строительство системы государственного управления новой республики, созданной после разгрома фашизма. Продолжал существовать как бы каркас, скелет, на который наращивали новые идеалы, идеи, ценностные ориентации т. д. Однако многими это воспринималось как сохранение части аппарата подавления тоталитарной системы, что приводило к требованиям уничтожить старую систему государственной службы, которую Гитлер поставил на службу своим бесчеловечным идеям. К счастью это не было сделано. Мы же наблюдаем и сегодня результат уничтожения системы государственной службы, которое произошло более 70 лет тому назад. Создание же этой службы вновь связано с очень существенными организационными и политическими сложностями. Так закон "О государственной службе не был принят ни Верховным Советом СССР, ни Верховным Советом РСФСР.

Не принят он пока и Федеральным Собранием России, хотя о его необходимости говорится постоянно( особенно в связи с многочисленными делами о коррупции среди государственных чиновников самого различного уровня).

Гос. служба и основные принципы правового государства.

Уже в античной Греции существовало понятие некоего верховного порядка "nomos'а", который являлся абстрактной основой существования полиса. В 19 век, в эпоху формирования раннего либерализма появилось понятие "правового государства", которое добивавшаяся доступа к политической власти буржуазия противопоставила идее абсолютистского полицейского государства. В соответствии с возникшими тогда теориями необходимо было изменить саму основную цель существования государства: хотя абсолютистское государство и заботилось о благе своих граждан, причем не только об их безопасности, но и об их материальном, физическом и духовном благополучии, оно при этом допускало неограниченное вмешательство в их частную жизнь, т. е. благополучие, обеспечиваемое таким государством как бы навязывалось извне. Правовое же государство предусматривало право индивидуума на самоопределение, в рамках которого гражданин должен быть подчинен не богоданному суверену , зависеть от его субъективных желаний, а быть ограниченным лишь естественными, а не навязанными властью законами.

Вспомним декабристов: одним из их требований было то, что царь должен быть подчинен законам в той же степени, как и его подданные, не должен стоять над законом, как это было тогда в России. Впервые в это время буржуа выдвинул требование духовной автономии от государства, попытался получить свободу для саморазвития и самореализации. Выдвинута была идея основных прав человека, присущих ему от природы, призванных защитить человека от вмешательства государства в его частную жизнь. В течение длительного периода велась борьба за соблюдение и признание этих прав. В настоящее время они содержатся в большинстве современных конституций( включая и российскую), причем образуют вступительный раздел( в Конституции РФ -Раздел 2), что представляется особенно важным , так как на них строится вся система государственного управления. Только соблюдение основных прав граждан, а для этого их необходимо признать приоритетными, создает подлинно правовую основу для функционирования системы государственного управления. Одним из основных средств обеспечения свободы личности и соблюдения ее прав является принцип разделения властей, один из базовых принципов организации современной системы государственного управления. Разделение функций и баланс между отдельными ветвями власти ( принципы выдвинутые еще Локком , Монтескье), а также законы, связывающие в значительной степени свободу деятельности государства в лице его органов управления( лучше было бы сказать: произвол государства по отношению к его гражданам)-являются основными средствами обеспечения свободы каждого отдельного индивидуума.