В советском гражданском праве под честью понималась определенная социальная оценка лица, ибо «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»[8], или же объективное общественное свойство[9].
В литературе встречается также следующее определение чести: «Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину, социальная оценка моральных и иных качеств личности; способность человека оценивать свои поступки, действовать в жизни в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, правилами и требованиями»[10].
Помимо этого, в юридической литературе присутствует характеристика чести как определенной положительной оценки обладателя. Так, A.M. Эрделевский определяет честь как сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании[11].
Вряд ли можно полностью согласиться с таким утверждением. По мнению М.Н. Малеиной и других авторов, честь может быть как положительной, так и отрицательной. Она сохраняет свое значение даже при общем к ней неуважении[12]. Другой вопрос, что у гражданина, действительно, прежде всего, возникает потребность в защите положительных сторон своей чести[13].
Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, в известном смысле придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызывать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других — усугубляет их.
Поэтому общественная оценка человека должна быть объективной. Для формирования таковой необходимо достоверное знание самого объекта оценки, т.е. тех действий или бездействий, которые подвергаются оценке. Объективный характер чести проявляется, главным образом, в том, что она является объективным выражением отношений личности и общества.
В основе представления о чести лежит определенный нравственный критерий — в силу этого проявляется объективный характер категории чести. Объективный характер критерия нравственности не допускает субъективного, произвольного толкования того, что является честью или бесчестьем. Кроме того, нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки в отношении конкретного человека или группы людей. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественную его оценку с учетом существующей морали и правовых устоев в этом обществе[14].
В традиционном понимании честь — это общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина[15].
А.Л. Анисимов отмечает, что при определении понятия «честь» различают два аспекта — объективный и субъективный.
Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Та или иная оценка деятельности индивида коллективом, обществом, признание его положительных качеств и заслуг воспринимается им как нечто объективное, выступает как этическое благо, как оценочная категория, направленная от общества к личности.
Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения. осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.
Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется, обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может «уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения[16].
Честь, прежде всего, означает оценку личности с точки зрения социально-этической, и уважительное отношение к ней не возникает произвольно, а обусловлено как самой личностью, так и сущностью и соизмеримостью общественного отношения. Честь - это определенная социальная оценка гражданина, объективное общественное свойство[17].
Как представляется, объективной является точка зрения тех, кто считает, что во всякой человеческой деятельности присутствует нравственный аспект, а потому любая такая деятельность может быть предметом моральной оценки. В то же время формирование правильной общественной оценки человека, суждение о нем должны основываться не на его единичных действиях и поступках, а на их совокупности. В частности, во внимание должны приниматься производственная деятельность того или иного лица, его поведение в общественных местах, быту, семье и т. п. При этом необходимо учитывать не только конечный результат его действий и поступков, но и мотивы, цели, побуждения, которыми он руководствуется при совершении каких-либо поступков (или при бездействии) в определенных ситуациях. В свою очередь, мотивы поведения человека следует рассматривать в органической связи с общественными последствиями его поведения. Именно поэтому высокой общественной оценки заслуживает поведение, в котором налицо единство морально-целостного мотива и общественно-полезного результата[18].
На основе вышеизложенного «честь» можно определить как объективную оценку (положительную или отрицательную) обществом конкретной личности в совокупности ее качеств, свойств и способностей.
В органическом единстве с честью находится категория достоинства, которая является своеобразным отражением социальной оценки в сознании его носителя. В иерархии первостепенных целей общества, когда мы утверждаем, что «человек — цель, а не средство», мы предопределяем, что общество и государство должны заботиться об охране прав и свобод, в том числе о достоинстве личности. Разумеется, допустимы определенные ущемления интересов конкретного человека в рамках закона со стороны государства, если это делается во благо общества в целом. При этом разумные ограничения прав или свобод человека должны корреспондироваться с международно-правовыми стандартами таких ограничений, быть установленными в национальном законодательстве, проводиться в строго определенных критериях, когда другими методами невозможно решить ту или иную социальную задачу.
В преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. сказано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных и неотъемлемых прав их, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В связи с этим они охраняются правом.
По содержанию других международно-правовых актов, конституций ряда развитых стран достоинство человека определяет суть личности. Оно не может быть разрушено, так как разрушается существо личности, которое присуще как живущим, так и ушедшим из жизни. Пройдя столетия сложного пути философско-религиозного и социально-правового осмысления, государственно- и международно-правового признания, достоинство человека в настоящее время все чаще становится предметом одного из неотъемлемых конституционных прав и основополагающих конституционных принципов общества и государства.
Достоинство, согласно Конституции РФ, - абсолютная ценность любой личности, охраняемая государством. В ст. 21 говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Иначе говоря, как бы общество ни оценивало данного человека и, как бы он сам ни относился к себе, он уже как личность имеет ценность в глазах государства и общества.
Следует подчеркнуть, что все граждане России как самоценные личности равны, пользуются правом на свою неприкосновенность, невмешательство в личную жизнь, на индивидуальную свободу и самовыражение и т.д. Отсюда достоинство человеческой личности признается в равной мере за всеми членами общества, что не исключает, разумеется, признания больших заслуг одних перед другими[19].
По С.И. Ожегову - достоинство - совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважение к себе[20].
В общепринятом понимании достоинство — это совокупность собственных качеств, способностей и их внутренняя самооценка[21].
Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных, в частности, с точки зрения потребностей общества. Его социальный характер проявляется в том, что достоинство, как моральная ценность и общественно значимое качество личности, определяется существующими общественными отношениями и в известной мере нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обусловливаются общественными отношениями и зависят от них.