Смекни!
smekni.com

Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста пособие для школ и вузов безымянная о. М., Лукьянов с. А (стр. 17 из 32)

Вопросы для предварительной беседы

1. Ценность книги по-разному объясняется хозяином и гос­тем. Что они вкладывают в это понятие?

2. Ситуация непонимания друг друга — как она обрисована в тексте?

3. Согласны ли вы с тем, что люди больше всего ценят то, что может принести выгоду.

4. Почему гость с болью в сердце покидает богатый дом?

5. Согласны ли вы с тем, что гордыня — великий грех?

Примерный план

I. Умный человек в богатом доме.

II. Разговор гостя и хозяина о ценности книги. Ситуация непонимания.

1. Ценность материальная.

2. Ценность духовная.

III. Умный человек покидает дом богатого глупца.

IV. Мораль: «...в жизни не ценится то, в чём мудрость заложена...»

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Речи гостя и хозяина: лек­сические и синтаксические различия».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Диалог как текстообразующий фактор в “Притче о мудрости”».

ПРИТЧА О ПТИЦАХ

Стаями живут птицы, стаями летают. Летают над землёй, но живут на земле. И появилась в стае птица, которая решила полететь высоко в небо, чтобы увидеть, что там, за облаками, у самого светила. И позвала она за собой других птиц. Но не все вызвались совершить такой трудный перелёт, одни сразу же сослались на дела земные, другие — на слабость крыльев, но нашлись и такие, которые вспорхнули с устремившейся ввысь птицей и полетели.

Всё выше и выше поднимались птицы, всё труднее и труднее им было в грозовых тучах, всё жарче и жарче становилось под палящими лучами солнца, но они поднимались в крутом полёте ввысь. И вот они вырвались на бесконечный простор неба, который был выше туч и облаков. И солнце ослепило их так, что потемнело в глазах, закружилась голова и был потерян ориентир. И повернули некоторые птицы назад, и полетели к земле, но устремление их было так сильно, что камнем упали они на землю и разбились.

А птица летела и летела ввысь. И почувствовали летевшие за ней птицы запах палёных перьев, и испугались они и тоже повернули назад, но, пока летели к земле, крылья их обгорели, и упали голые, обезображенные тушки наземь.

А птица летела и летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир. Неописуемая красота царила кругом, и невиданной красоты птицы были повсюду. Этот мир, в который попала птица, был настолько чист и лучезарен, что казался прозрачным. Влетела она в этот мир и словно растворилась в нём. Почувствовала чистый, свежий воздух и словно вдохнула его небывало большой грудью. Ощутила всю Вселенную и словно приняла её в своё огромное сердце. Оглянулась она, а за ней никого нет. И захотелось ей рассказать своим сородичам, что удивительный мир существует и при сильном желании его можно достичь. И полетела она назад, через опаляющие, ослепляющие лучи солнца, через густые облака и грозовые тучи, превозмогая все трудности, только для того, чтобы поведать о прекрасном, которое существует и которое недоступно лишь тем, кто полон страха перед неизвестным, кто привязан к тихому родному болоту.

Но не успела птица достичь земли, как налетели на неё хищные собратья и разорвали в небе на куски.

— Зачем вы растерзали невинную птичку, парившую в небе? — спросил вожак стаи.

— Мы знаем, что она полетела высоко в небо, все, кто полетел с ней, умерли, значит, мертва и она, только тело её долетело к земле позже остальных, видимо, задержалось в облаках, — объяснили стервятники. — Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи, вернуться живым уже невозможно. По логике, она мертва, поэтому мы и склевали её в небе. Мы первые увидели её, значит, это наша добыча.

И все согласились с хищными птицами, ибо знали, что «оттуда» никто живым не возвращается.

Суровы законы стаи. И часто они убивают тех, кто поднялся над этими законами.

Вопросы для предварительной беседы

1. Как вы думаете, в чём смысл аллегорического образа «удивительного мира»?

2. Пессимистичен или оптимистичен пафос притчи?

3. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Как соотносится эта «мысль» чеховского героя с тем, что изложено в притче?

4. А что вы думаете о «законах стаи»?

5. Птицы повернули, когда ослепило их солнце. Как вы ис­толкуете эту сюжетную ситуацию?

Примерный план

I. «...Птица, которая решила полететь высоко в небо...»

II. «И солнце ослепило их... И повернули некоторые пти­цы назад...»

III. «А птица летела и летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир».

IV. «И полетела она назад... чтобы поведать о прекрас­ном...»

V. «...Налетели на неё хищные собратья и разорвали... на куски...»

VI. «Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи, вернуться живым уже невозможно».

VII. «Суровы законы стаи».

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Стилистические функции сою­за и в тексте».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Роль лексических и синтак­сических средств в создании образа “удивительного мира”».

ПРИТЧА О БОЛИ СЕРДЕЧНОЙ И ГОЛОВНОЙ

Жили два брата в большой бедности, и крепкая любовь связывала их сердца, крепкая дружба соединяла дела и помыслы. И были они всегда вместе: и в будни, и в праздники, и в счастье, и в горе. Но вот однажды повезло одному брату: нашёл он деньги, и не просто несколько звонких монет, а целое состояние.

— И почему я должен делиться с кем-то, если такое счастье выпало мне, — подумал разбогатевший в одночасье брат.

И стал он сторониться бедного родственника. Но бедняк так любил своего брата, что не заметил никаких перемен.

Заглянул как-то в гости бедный брат к богатому и оказался на весёлом празднике. Прошёл бедный по привычке в дом брата и увидел хозяина за богато накрытым столом.

— Если накрыт стол и много света кругом, значит, и в доме твоём праздник. Я от души поздравляю тебя. Счастья тебе, мой любимый брат, — искренне произнёс бедный.

Но богатый не поднял глаз на вошедшего, он сделал вид, что не видит и не слышит его, продолжая ковыряться в блюде со сладким. И впервые почувствовал бедняк, что ему не только не рады в этом доме, но даже раздосадованы его внезапным непрошеным появлением. Ему стало так неловко и больно, но более за то, что любовь его, чистая и бесхитростная, принимается как нечто дурное. В этот момент он не знал, как себя вести и что делать. Потоптавшись, бедняк развернулся, ушёл и больше не появлялся в доме богатого брата. Но с той самой минуты стало болеть у него сердце, не за себя — за мир, в котором властвует зло. И болело оно у него всегда, и переросла эта боль в болезнь сердца, но не стала она роковой, как случается, и не принесла с собой смерти. Стало сердце этого человека сосудом, в котором находилось место для чужой боли. Принимая её, он облегчал жизнь каждого, ибо от боли сердце болело, а от любви всеобъемлющей становилось крепче.

Богатый брат, легко отделавшись от надоевшего ему бедного, не унывал, а даже радовался тому, что теперь ему не придётся прятаться от бедного брата, с которым надо делиться. С той счастливой для него минуты он сладко ел и сладко пил, имел достаточно богатства и был счастлив, постоянно что-то покупал, украшая дом и себя, и в этой погоне за искусственной красотой чувствовал, как что-то теряет. Но некогда было даже задуматься над этим. Искусственная красота ослепила его, и он не замечал уже красоты истинной. Красота человеческая забывалась. Не помнил уже богач и того, что есть добро, бескорыстие, милосердие, человечность. Жил он в довольстве и был счастлив. И одна и та же мысль билась в голове: «Всё — мне, всё — моё, и ни с кем не надо делиться».

Но вдруг появились у него боли в голове, и становились они с каждым днём сильнее и сильнее, и стали мучить они его каждодневно. И не было больше счастья, беспрестанная боль стала постоянной спутницей его жизни. Не помогли ему ни лекари, ни припарки. И решил он спросить у Мудреца-провидца, как можно избавиться от головной боли. И сказал ему Мудрец:

— Когда жиреет тело, жиреют и мозги, а жирные мозги разбухают и не помещаются уже в голове, от давления начинаются боли. Оно не в состоянии протолкнуть кровь к мозгу, тогда мозги воспаляются и болят.

— Что же делать мне, чем лечиться, чтобы избавить себя от этой мучительной болезни? — вопил, изнемогая от боли, богач.

— Похудеть, — ответил Мудрец. — Но похудеть гораздо тяжелее, чем ожиреть. Чтобы ожиреть, сил прикладывать не надо, а чтобы похудеть, огромная сила воли нужна. У таких, как ты, её обычно не бывает, и умирают подобные тебе не от старости и дряхлости тела, а в молодости от головной боли, потому что от большой глупости голова в основном болит.

Так и случилось: умер богач молодым и от невыносимой головной боли. Так иногда бывает, что с больным сердцем прожить можно гораздо дольше, чем с больной головой.

Пусть лучше болит сердце, чем голова. Сердце болит от чувств, а голова — от тяжёлых, чёрных дум. От светлых же мыслей голова светлеет, а в светлой голове чёрная болезнь не зарождается. Лучше уйти из жизни от болезни сердца, чем от болезни мозга.

Вопросы для предварительной беседы

1. Выражение «боль сердечная» иносказательно. Как вы пони­маете это иносказание?

2. В чём смысл противопоставления бедного брата и богато­го?

3. А умеете ли вы принимать и разделять чужую боль?

4. Что такое «истинная красота»?

5. А в чём настоящая красота человека?

Примерный план

I. Два брата.

II. Один из братьев разбогател.

III. Богатый брат не хочет больше знать бедного.