Был у одной женщины сын, строптивый, как необъезженный конь. И всё хотела мать воспитать его добрым, чутким, слышащим чужую боль и нужду. Но дикая природа брала в нём верх, и он норовил сам допрыгнуть до солнца.
— До солнца рукой не дотянуться, — говорила мать сыну. — Только душа может достать эту звезду, но она должна быть огромной. А расти твоей душе мешает неукротимый нрав. Осознай, что телом солнца не коснуться, тогда как душа может слиться с этой звездой.
Но не слушал сын. Он норовил допрыгнуть до светила, желая засиять. И стал строптивец искать высокую гору, вершина которой ближе всего к солнцу. Одну нашёл, влез на неё, попытался прыгнуть вверх, но упал туда, откуда прыгал. Другую нашёл, но и здесь, кроме ушибов, ничего не получил. Третью отыскал, четвёртую… десятую, но нигде не имел успеха. Только одна скала оказалась так высока, что казалось: подпрыгнешь и рукой до солнца достанешь, но с неё сын сорвался вниз. Пропасть казалась бездонной и смерть неминуемой.
И вдруг слышит мать голос:
— Летит твой сын в пропасть, в зев самой смерти. Отдай свою жизнь, и ты спасёшь его.
— Возьми! — крикнула мать и вдруг почувствовала, что стала лёгкой, как пушинка, и понесло её куда-то, только она одна знала, что дорога эта ведёт к сыну.
И увидела она тело сына почти у самой земли, протянула ему свои руки-крылья, подхватила его и опустила тихо на землю. Склонилась мать над полуживым телом, приоткрыл глаза сын, и сказала она:
— Ты будешь жить, я знаю это. — И растворилась.
Долго лежал сын на дне пропасти, птицы носили ему еду, единственный куст на этой мёртвой земле поил его утренней росой. Солнце днём согревало, а если припекало, то набегали облака и уменьшали жар разгорячённого светила. Ночь приносила сон, а сон, как известно, даёт здоровье. Когда сын поправился, он устремился туда, где должна была быть его матушка. Но не было её там, где он ожидал её увидеть. И тогда он спросил: не знает ли кто-нибудь, где его мать. И ответили люди, что ничего не знают о его матери, но слышали, что на самой высокой горе живёт женщина, которая молится за своего сына и лечит всех, кто приходит к ней за помощью.
Поднялся сын на гору и увидел там свою мать. Вереница людей с неизлечимыми недугами тянулась к ней, и каждому она пыталась помочь. И спускались люди с горы обновлёнными и одухотворёнными. Припал и сын к ногам матери, прося у неё прощения. И сказала она:
— Бог взял одну мою жизнь, а взамен дал другую, и сейчас я могу быть полезной не только своему сыну, но и всем страждущим. Не ищи блага для тела, ищи для души, — прибавила она. — Не взлетай к солнцу телом, поднимайся к нему душой. Не ищи вершину на земле, ищи её в разуме своём, покоряй её духом своим, и тогда ты достигнешь солнца солнц.
И только теперь внял сын словам матери, ибо видел смерть воочию. И пошёл он к вершине Духа и Разума. Труден был путь, но был он далёк от смерти и близок к бессмертию.
Вот так мать спасла своего сына. Да будут все матери такими, и тогда не погибнет мир, ибо Мать-Природа наделила своей великой силой всех матерей, и если они применят эту силу, то мир преобразится.
Вопросы для предварительной беседы
1. «До солнца рукой не дотянуться. Только душа может достать эту звезду, но она должна быть огромной». Как вы понимаете эту мысль?
2. «Будем как Солнце» — так называется один из поэтических сборников К. Д. Бальмонта. Что значит «быть как Солнце»?
3. «Не ищи блага для тела, ищи для души». Согласны ли вы с этим нравственным императивом?
4. Что имеет в виду автор под «великой силой... матерей»?
5. Мать-Природа и мать-женщина... Что общего у них?
Примерный план
I. Мать и строптивый сын.
II. Попытка сына допрыгнуть до солнца.
1. На краю гибели.
2. Мать спасает сына ценой своей жизни.
III. Выздоровление сына.
IV. Сын у ног матери.
I. Материнская заповедь: «Не взлетай к солнцу телом, поднимайся к нему душой».
2. Путь сына к вершинам Духа и Разума.
V. Авторский итог: «Да будут все матери такими, и тогда не погибнет мир...»
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните мини-исследование: «Речь матери: особенности синтаксического строя».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Охарактеризуйте синтаксический строй притчи,
К одному человеку пришла Смерть. И он не смог сопротивляться ей, потому что она сильнее людей. Сложил он руки и почти испустил дух, но увидел это один целитель, и жаль ему стало человека, который мог ещё жить и приносить много пользы. И тогда решил он помочь умирающему. Но Смерть не хотела упускать добычу и положила она свою чёрную руку на сердце несчастного.
— Ты хочешь совершить добро, — сказала Смерть целителю, — но я сейчас остановлю сердце этого смертного, и ничто уже не спасёт его.
И тогда целитель спросил у Жизни, что нужно сделать, чтобы спасти человека. И Жизнь ответила:
— Нужно дать умирающему сердце. Но если ты отдашь своё, то умрёшь сам, и в мире ничего не изменится: Смерть всё равно получит своё — будь то твоё или чужое сердце.
— Что же делать? — спросил целитель.
— Собрать одно сердце из частей разных сердец, — ответила Жизнь.
Целитель не стал долго думать, кликнул всех своих коллег и сказал им:
— Чтобы вытянуть этого человека из лап Смерти, нужно из разных сердец собрать по частице, сложить их в одно целое, а полученное сердце вложить в умирающего.
Все собравшиеся лекари проявили готовность отдать частицу своего сердца, но Смерть, видя, что её хотят перехитрить, молвила:
— От сердца нельзя отнять даже самой малой частицы. Можно жить без руки или ноги, без одной почки или лёгкого, но даже без крохотной части сердца жить нельзя. Если вы отнимете от своего сердца хоть малую частицу, то оно остановится.
Некоторые лекари испугались за себя и свою жизнь — зачем умирать из-за незнакомого человека? — и отошли в сторону, а другие, несмотря ни на что, отняли от своего сердца по частице, сложили эти части в одно сердце и отдали его умирающему. И забилось оно в груди несчастного. А сердца благодетелей не только не остановились, но стали ещё больше и застучали сильно и уверенно.
Возмутилась Смерть такой дерзостью и отняла у человека сознание, и впал больной в забытьё, что тоже несло гибель. И снова бросил клич целитель, призывая лекарей теперь поделиться разумом. Но и тут Смерть не преминула сказать, что даже частичная потеря сознания может привести людей к ней, в её зловещее логово. Это снова смутило умы некоторых лекарей, и они покинули умирающего, но остались те, кто хотел торжества Жизни над Смертью, и они отдали частицу своего сознания несчастному. И воспрял человек, прояснилось его сознание, потому что восторжествовал разум, который сильнее смерти. И увидела Смерть, что она бессильна перед теми, кто взамен на дар целителя дал клятву небесам отдавать всего себя великому делу жизни. И отступила она, поняв, что бессильна перед теми, кто ради жизни готов пожертвовать и своим сердцем, и своим разумом. И ушла она к тем, кто слаб душой, и только из рук слабых душой и сердцем лекарей забирала людей. А человек не просто выжил, но и стал символом сердечности и разума.
Чтобы торжествовала Жизнь, надо победить Смерть. Чтобы победить Смерть, надо отдать сердце и разум.
Вопросы для предварительной беседы
1. Как вы думаете, что значит «отдать частичку сердца»?
2. Как вы понимаете мысль автора о том, что «разум... сильнее смерти»?
3. Человек — это символ сердечности и разума. Утопия или реальность?
4. Бессмертие... Возможно ли оно? В чём, по-вашему, бессмертие человека?
5. «Ненавижу всяческую мертвечину? Обожаю всяческую жизнь!» Это — слова В. В. Маяковского. Как перекликаются они с содержанием притчи?
Примерный план
I. Человек перед лицом Смерти.
II. Целитель — Смерть — Жизнь.
III. Спасение человека.
I. Отдать другому человеку частицу своего сердца.
2. Поделиться с другим своим разумом.
3. Человек как символ сердечности и разума.
IV. Чтобы торжествовала Жизнь, надо победить Смерть.
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Своеобразие композиции притчи».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните мини-исследование: «Особенности синтаксиса притчи».
Тяжело заболел один человек, и явилась к нему Смерть, чтобы увести его из этого мира в мир иной. Подошла она к человеку и взяла его за руку. Но тут же опустилась Жизнь и стала у изголовья умирающего.
— Я пришла, чтобы забрать это человеческое существо, — сказала хладнокровно Смерть, — нет смысла ему обитать в этом мире, ибо не явил он ему то, что должен явить.
Но Жизнь спокойно ответила:
— Не время уходить ему, не успел он дать миру то, что должен, потому что молод ещё.
— Если человек тяжело болен, значит, погряз он в грехах и творит то, что нарушает гармонию Бытия, вместо того, чтобы одарить мир тем, что дано ему от рождения, и наполнить Бытие сущего своим Божественным светом. Тех, кто нарушает Закон Великой Природы, Судьба не милует и передаёт в мои руки, — объяснила свою миссию Смерть.
— Да, зло сильно, — согласилась Жизнь, — и оно толкает людей на неблаговидные поступки, за что получают они наказание и несут кару. Но в каждой человеческой душе есть бутон Божественного цветка, который должен непременно распуститься и явить миру свет Божественного Разума. Свет этот призван преобразовать мир, сделать его лучше и краше. С этой целью человек и рождается, с этой великой миссией и приходит он на землю. Нет смысла в рождении, если не проявится Великая частица Бога в этом мире и не даст свою красоту всему сущему. Цветок этого человека ещё не распустился и не передал свою Божественную силу. Пока этого не произойдёт, не позволю я искре Божественного огня погаснуть, не озарив этот мир своим светом. Не дóлжно нарушать Закон Природы, ибо предписан он самим Творцом. Всякое рождение несёт свет миру, и, пока этот свет не проявится, никто и ничто не может погибнуть. Твоя цель — не дать распространиться грехам, влекущим разрушения, моя — вопреки всему дать проявиться Божественному свету. Многие люди не осознают то, что творят, но не длится такое бесконечно. Наступает миг, когда нисходит на них озарение и они понимают свою великую миссию. И тогда являют они миру то, что с лихвой перекрывает их неправильные деяния. И бывают они прощены, потому что создали больше, чем разрушили. Но нельзя уйти, не проявив свет Божий, ибо, пока не свершится написанное в законе, иному не быть.