Смекни!
smekni.com

Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста пособие для школ и вузов безымянная о. М., Лукьянов с. А (стр. 25 из 32)

Разобраться во всём этом человеку, никогда не видавшему подобного зрелища, было делом немыслимым. Спокойствие и размеренность, которые царили во дворце и к которым привык принц, были здесь неприемлемы и неуместны.

Принц побродил в этой толчее, но ничего для себя так и не выяснил.

Вопросы для предварительной беседы

1. В чём смысл сравнения жизни города с жизнью муравей­ника?

2. Похожа ли жизнь вашего города на ту, что описана во фрагменте?

3. Каким вы представляете принца, глазами которого дана картина города?

4. К какому функционально-смысловому типу (рассуждение, описание, повествование) относится данный текст. Аргу­ментируйте своё мнение.

5. Как бы вы сформулировали идею отрывка?

Примерный план

I. Город — муравейник.

II. Жизнь города.

1. Людская суета.

2. Крики стражников.

3. Всадники на улицах города.

4. Суматоха на городской площади.

III. Принц и город.

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Текст относится к такому функционально-смысловому типу, как описание. Докажите это. А нет ли в нём элементов рассуждения и повествования?

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. В чём особенности синтаксиса текста? Его строфики? Какова роль цепной и параллельной связи в организации текста?

ИСТИННАЯ ЦЕНА ВЕЩИ

Принц зарабатывал игрой на лютне и исполнением дивных песен.

Как обычно, он играл на лютне и пел, и, как всегда, ему бросали монеты. Ничто не предвещало грозы, но вдруг кто-то подбежал, схватил лютню и стал безумно бить ею о камни. Струны с печальным звоном лопнули, словно издали предсмертный стон, и инструмент, который кормил наследника, разлетелся на части.

Разъярённый принц схватил обидчика за волосы, подтащил к колодцу с водой и начал в бешенстве окунать в воду. Так бы, наверное, он и утопил беднягу, если бы на помощь не подоспели торговцы. Они освободили полуживого бродягу, оттащили в сторону и надавали ему тумаков ещё и от себя. На этом их помощь закончилась, и горожане с чувством выполненного долга разошлись по своим местам.

Принц собрал остатки прекрасного инструмента, сел на ступени и заплакал, вытирая глаза и нос рукавом. Но плакал он не оттого, что лишился возможности зарабатывать на жизнь, а потому, что каждый инструмент был для него чудом, верхом совершенства человеческого мастерства. С детства королевский сын испытывал к ним трепетное отношение, знал им цену и относился к каждому из этих чудесных творений с особым благоговением. А этот имел особую ценность, так как являлся подарком.

Наследник престола никогда ещё не встречался с варварским отношением к дорогим вещам, поэтому до глубины души был возмущён таким безрассудством, которое проявил незнакомец, с такой лёгкостью разбивший бесценный инструмент. Он плакал от боли в сердце и совершенно не стыдился своих слёз.

Для принца лютня была не только дорогой вещью, но ещё и кормилицей. Только благодаря ей он мог зарабатывать себе на пропитание. Ничего другого он делать не мог.

Вопросы для предварительной беседы

1. Что такое лютня? Обратитесь к толковому и энциклопедическому словарям.

2. А есть ли у вас какие-либо особенно дорогие вам ве­щи?

3. Понимаете ли вы состояние принца?

4. Как вы думаете, в чём же истинная ценность разбитой лютни?

5. Как бы вы сформулировали тему и идею фрагмента?

Примерный план

I. Принц зарабатывает игрой на лютне.

II. Принц и лютня.

1. Неизвестный разбивает инструмент.

2. Принц и бродяга.

3. Горе принца.

III. Невосполнимая утрата.

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Напишите сочинение рассуждение на тему «Личность глав­ного героя фрагмента».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры) в речевой ткани фрагмента».

ДЕЛИТЬСЯ МАСТЕРСТВОМ С ДРУГИМИ

Королевский сын был добр с теми, кто работал рядом с ним и был так же угнетаем, как и он. Раньше он просто благосклонно относился к слугам, благодаря, конечно же, настоянию Маленькой Няни.

Теперь, после стольких испытаний и перемен в его характере и сознании, наследник совершенно по-другому смотрел на обездоленных, лишённых всяких прав людей. Он уже любил их, простых и сердечных, по-своему умных и добрых, и они отвечали ему тем же. Королевский сын помогал им, и они помогали ему; тяготы были разделены и не казались уже такими невыносимыми и непреодолимыми.

В свободное от работы время, хотя его почти не было, наследник научил мальчика-слугу играть на свирельке, и тот выводил такие красивые мелодии, что можно было заслушаться. Девушкам-вышивальщицам принц рисовал красивейшие узоры на их полотнах, учил подбирать нити по оттенкам и цветам, от чего их работы стали красивее, чем прежде.

В благодарность за бескорыстную помощь девушки подарили ему пяльцы с натянутым на них полотном и нитки для вышивания, и лунными ночами королевский сын вышивал портрет своей любимой Маленькой Няни. Это скрасило его невыносимую жизнь и наполнило ещё большей любовью, которая учила терпению, но не покорности.

Женщин-песенниц он научил петь песни, неизвестные им ранее. Пение их нравилось не только хозяину, но и гостям, которые зачастили к вельможе.

Многое в жизни слуг поменялось с приходом нового работника. Они дивились его умениям в изысканных искусствах, с удовольствием перенимали у него секреты его мастерства и с огромным желанием учили его своему ремеслу. Они любили этого не похожего на них человека, утончённого, по-особому красивого, умного, справедливого и честного, и отмечали в нём бесконечное терпение и доброту. Никто не знает, от кого это пошло, но между собой вся прислуга и рабочий люд стали называть его королём.

Вопросы для предварительной беседы

1. Как и почему искусство помогает людям выжить?

2. Как вы понимаете мысль автора о том, что любовь учит терпению, но не покорности?

3. Искусство жить среди людей... В чём оно заключается?

4. Есть ли основания для того, чтобы квалифицировать дан­ный фрагмент как практически самостоятельную миниатюру?

5. Как бы вы сформулировали тему и идею отрывка?

Примерный план

I. Королевский сын и люди вокруг него.

II. Помощь принца — помощь принцу.

1. Принц и слуга.

2. Принц и вышивальщицы.

3. Принц и песенницы.

III. Отношение окружающих к принцу.

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Образ принца как композиционный центр фрагмента».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. В чём вы видите своеобразие синтаксиса текста? Оцени­те его строфику.

УРОК СУДЬБЫ

Наследника престола доставили в башню смерти, откуда, по словам судей, никому ещё не удавалось выбраться. Отсюда, как утверждали блюстители порядка, выносили только мертвецов после нескольких лет пребывания в одиночной камере.

Новое обиталище королевского сына, куда его бросили, было каменным, с кроватью у стены, деревянным столом и табуреткой. Когда принц осмотрел его, то понял, что жизнь его здесь и закончится, что он ничего уже не сможет сделать во спасение своего королевства от беззакония, невежества и варварства.

В маленьком окошке, которое было под самым потолком, виднелся кусочек синего неба. Оно было точно такого же цвета, как и глаза Маленькой Няни.

Лежа на кровати лицом к этой оконной щели, наследник думал о своей возлюбленной. Он вспомнил каждый год, проведённый с ней, каждый день, каждый час и даже каждое мгновение. Какими счастливыми были эти минуты! Сколько блаженства было в той жизни, которую он по достоинству не ценил! Недаром говорится: имея — не храним, потерявши — плачем.

В последние дни перед разлукой он даже забывал о Маленькой Няне. «Как же такое могло быть?! — удивлялся теперь принц. — Как можно было забыть о той, кто дороже всего сердцу?!» Но эта небрежность с его стороны была, и он считал, что именно за неё он так сурово наказан.

Наследник знал, что Маленькая Няня любила его так самоотверженно, что готова была на самопожертвование ради него, а он не только не оценил этого чувства, но и пренебрёг этой сильной любовью. Он не был высокомерен, а просто увлёкся более интересным занятием, которое отнимало у него практически всё время.

Занимаясь подготовкой к балу, он чувствовал себя почти королём, который всё может, которому всё доступно и подвластно. Ему казалось, что он сейчас перевернёт весь мир. Но этот мир перевернул его. Судьба жестоко наказала себялюбца за такую небрежность.

По законам Судьбы это не было мелочью, которая могла пройти бесследно. Если кому-то была причинена боль, если кто-то по чьему-то неразумению пострадал, то она возвращает эту боль, усиливая её многократно. Но если бы только люди знали об этом!

Теперь, лёжа на железной кровати, на травяном матраце, кишащем клопами, принц понимал, что закон Судьбы суров и неумолим. Он воздаст за всё и в полной мере. И это не только справедливо, но и правомерно.