4. Человек среди людей. Может ли таким образом быть сформулирована тема произведения?
5. Почему притча имеет такое название — «Притча об истинном стремлении»?
Примерный план
I. Братья на пути к посланнику Бога.
1. Милосердие старшего.
2. Нетерпение младшего.
II. Разгневанный брат и посланник Бога: диалог о Тайне Жизни.
III. Мораль: «В каждом сердце — равная частица Бога. Возвышая свою, унижаете чужую...»
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Напишите мини-исследование на тему «Диалог как смысловой и композиционный центр текста».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Напишите мини-исследование на тему «Глагольная составляющая речевой ткани текста».
Сошёл посланник Бога на землю, и первыми, кого он увидел, были мудрецы.
— Я дам вам знания, — сказал он, — чтобы вы научили людей Божественной Мудрости, и станете вы земными Учителями, наставниками людей, сотрудниками моими.
И согласились мудрецы принять Светоч Знаний и понести его людям. И протянули вперёд руки, и в каждой ладони вспыхнул немеркнущий огонёк Божественной Мудрости.
— Идите, — услышали они повеление посланника Бога и разошлись в разные стороны, но по-разному стали они раздавать Свет тем, кому несли его.
Один мудрец дошёл не дальше дворца, где предложены ему были в обмен на Мудрость все богатства земные. Он сытно ел, сладко пил, носил самые дорогие одежды, ему во всём повиновались рабы, его окружал хоровод невольниц, а огонёк в его руке постепенно гас. Когда последняя искра исчезла, он понял, что ничего больше не знает, но, чтобы не потерять то, что приобрёл взамен Божественного Знания, он обратился к изящнейшей лжи, которая продолжала его кормить и одурманивать людей.
Другой мудрец, раздавая знания, увидел, как люди поклоняются ему. Толпа людей становилась всё больше, а могущество над ней — сильнее. Ему понравилось управлять толпой, но более этого ему нравились лесть, прославление его и возвеличивание толпой до всемогущего Бога. Огонёк в его ладони вскоре исчез, осталось только безумство и в голове мудреца, и в головах отупевших людей, и, кроме безумства, эти человеческие существа ничего уже не могли породить.
По-разному распоряжались мудрецы Светочем Божественных Знаний: одни говорили слишком мудро и сложно, другие скрывали часть знаний, третьи распоряжались им недостаточно разумно — и пламя в руке каждого изменяло свои размеры и силу своего излучения. Но были и такие, которые отдавали, не боясь, что Великой Мудрости станет у них меньше. Они ничего не брали взамен, потому что не нуждались в том, что было лишним. Не было для них ничего дороже сияющего пламени в руке. И чем больше они отдавали, тем больше становилось пламя, которое не помещалось уже на ладони, и начинала светиться рука, потом — всё тело. И они становились единым Светом, озаряющим умы и сердца людей.
По свечению человеческой Души можно судить, как человек распорядился искрой Божественного Света, которую даёт каждому Бог.
Вопросы для предварительной беседы
I. Действия двух мудрецов описаны в тексте подробно. Можно ли считать этих людей мудрецами?
2. Что такое «свечение человеческой Души»?
3. А как, по-вашему, следует «распоряжаться искрой Божественного Света»?
4. Власть и богатство... Не в этом ли смысл человеческого существования?
5. А что вы думаете о роли знаний в человеческом обществе?
Примерный план
I. Мудрецы принимают Светоч Знаний от посланника Бога.
II. Мудрецы среди людей.
1. Мудрец и земные богатства.
2. Мудрец и власть.
III. Путь Мудрости к людям.
IV. Свечение человеческой Души.
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните мини-исследование: «Своеобразие композиции притчи».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните мини-исследование: «Абстрактные существительные в речевой ткани произведения».
Один учитель долго учил учеников своих и наконец спросил:
— Вы постигли те знания, которые я дал вам?
И ученики передали учителю учение слово в слово.
— Вы поняли смысл, — сказал учитель, — но я не уверен, что вы усвоили суть.
И возмутились ученики:
— Мы ведь изложили твоё учение твоими же словами. Как ты можешь не верить нам?!
— Я поверю, когда вы на деле докажете это.
И ученики ушли в жизнь, чтобы доказать учителю своё совершенство.
Один ученик попал к владыке дворца, у которого не было наследника, и тот пообещал ему всё свое богатство взамен знаний, которые будут переданы только ему, правителю этой страны.
— Я должен открыть знания всем, кто пожелает принять их, а потому никакие богатства не удержат меня в стенах твоих душных чертогов, — сказал ученик.
— Народ нищ и глуп, ты будешь обречён на вечную нищету рядом с ним, — возразил владыка.
— Меня не пугает нищета, — ответил ученик, — но я не сомневаюсь в том, где скрыта истинная глупость.
И он с легкостью покинул дворец.
Второй ученик попал в богатые земли и стал владельцем богатств. Он ходил в народ, сеял знания, делился хлебом, но богатства, которыми владел, считал своим личным достоянием. Когда в дом его пришли сотоварищи-ученики, живущие среди народа и не имеющие собственной обители, он сказал, приветствуя их:
— Я рад вам, дорогие гости. Этот дом открыт для гостей, и вы можете гостить в нём столько, сколько пожелаете. А когда покинете его, эти стены будут долго помнить вас.
Соученики его поняли, что их будут помнить тем дольше, чем быстрее они покинут этот дом:
— Мы благодарны тебе, брат наш, за гостеприимство, но не можем долго задерживаться, потому что нас ждут в других местах.
— Мне жаль, — ответил хозяин, скрывая с трудом радость, — я от всего сердца предлагал вам кров. Я готов был поделиться всем, что имею, но если вы отказываетесь — я буду только огорчён.
Когда через время снова собрались ученики перед учителем, он сказал им:
— По мыслям вашим я вижу, как проявилась суть моего учения в вашем сердце. И пусть не покинет благодать тех, кто заслуживает её.
Ученики вышли от учителя. Вдруг свет благодати опустился на тех, чьи дела не расходились с учением.
— Учитель, — обратился к Наставнику тот, кто попрал учение ради личного благополучия и спокойствия, — я сеял знания среди людей так же, как мои братья. Я раздавал милостыню и предлагал кров тому, кто в нём нуждался. Почему же свет благости твоей не сошёл на меня?
— Ты имеешь много и хочешь иметь ещё больше, — ответил учитель, — но так не бывает, ибо Божественный Свет может войти только в то сердце, которое не захламлено. Ты сам сделал выбор, думая, что искренность твоя только в словах твоих, а мысли при этом сокрыты под пологом тайны. Но для Бога нет тайн, которые могут спрятать твои мысли. И не по словам твоим, а по мыслям и поступкам удостоен ты награды.
Не словами ценен ученик, а делами своими.
Вопросы для предварительной беседы
1. Как диалогическая структура текста «работает» на воплощение его замысла?
2. Контраст как композиционный приём. Как он используется в тексте?
3. Можно ли сказать, что образ учителя является идейным и композиционным центром произведения?
4. Что такое «захламленность сердца»?
5. Мысли — слова — дела... Что вы думаете о взаимосвязи этих понятий?
Примерный план
I. 3авязка. «Ученики уходят в жизнь».
II. Развитие действия. Ученики и жизнь.
1. Путь от богатства.
2. Путь к богатству:
а) жизнь богатого ученика;
б) богатый ученик и его гости.
III. Кульминация и развязка. Нисхождение благодати.
IV. Мораль.
1. Слова наставника.
2. Авторский итог.
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните мини-исследование: «Особенности композиции и сюжетостроения притчи».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните мини-исследование: «Диалогическая природа текста притчи».
Захотелось двум братьям увидеть счастье, и обратились они к Богу:
— Покажи нам дорогу к счастью.
И ответил им Всевышний:
— К счастью ведут два пути: один тернистый, но короткий, другой лёгкий, но бесконечный.
Один брат попросил Бога:
— Я хочу познать счастье, укажи мне короткую дорогу к нему.
— Я укажу тебе тот путь, который ты выбрал, но помни — он короток, но тернист. Кровью своей польёшь ты эту дорогу. Подумай, прежде чем вступить на эту стезю.
— Я готов познать трудное счастье, ибо знаю, что лёгкого счастья не бывает. Веди меня. Пусть свет Твой будет путеводной звездой для меня, пусть голос Твой будет песней, зовущей вперёд.
И пошёл вперёд выбравший короткую дорогу. Более трудного и тяжелого пути он ещё не проходил. И тёрн обдирал кожу, и камни наносили удары, разбивая в кровь тело, и люди отворачивались, отказывая в помощи, но ничто не остановило того, кто шёл к счастью души, к радости сердца, к величию разума. И в конце своей трудной, но короткой дороги, которая была длиною в жизнь, пришёл первый брат к цели и увидел Величие Лучезарного Счастья. И он понял, что смысл жизни — в самопожертвовании ради великого счастья жизни.
Другой же брат устремился по лёгкому пути. И шагалось ему легко, и всё вроде бы удавалось, и всё вроде бы сбывалось, и одного он достиг, и другого, и десятого, и сотого, а удовлетворения не чувствовал. И сытый шёл, и кров по ночам имел, и одежду чистую носил, но не было лёгкости на душе. Тяжесть давила, ненависть зрела, злость кипела, жадность росла быстрее, чем её удовлетворяли, недовольство ширилось и захватывало всё существо ненасытного брата. И всё было, а счастья не было. Оно, как и прежде, как в самом начале пути, стояло на горизонте, который уходил по мере приближения к нему. В конце жизни понял второй брат, что, получив много, он не достиг желаемого счастья. Не было на душе ни покоя, ни радости, ни удовлетворения. Обессиленный, опустился он на землю и заплакал.