В связи с этим А.А. Иванов указывает, что, если объект недвижимости до его приобретения считался объектом культурного наследия с возложением определенных обязательств на правообладателя, о чем последнему было (или должно было быть) известно, то внесение в ЕГРП соответствующих сведений может производиться совершенно свободно. Если объект недвижимости стал памятником впоследствии, например, был признан вновь выявленным объектом культурного наследия, тогда ограничение (обременение) вносится в ЕГРП помимо воли правообладателя, причем туда же попадают его «обязательства», на которые он мог и не дать своего согласия. К сожалению, никаких данных о том, что для внесения записи о наличии соответствующего ограничения (обременения) необходимо согласие правообладателя, абз.6 п.6 ст.12 Закона о регистрации не содержит. Впрочем, нет и противоположной по смыслу нормы. Поэтому исходя из гражданско-правового принципа автономии воли сторон, автор приходит к выводу, что получение согласия необходимо[191].
Не можем полностью согласиться с приведенным мнением. Если встать на изложенную позицию, остается неясным, что следует делать в том случае, когда правообладатель не дает своего согласия на включение указанных сведений в ЕГРП? Полагаем, что указанное ограничение соответствует норме п.3 ст.55 Конституции РФ, а также абз.2 п.2 ст.1 ГК РФ: ограничение прав устанавливается федеральным законом в целях защиты прав и законных интересов других лиц (в данном случае - общества в целом). Тем не менее, не секрет, что в настоящее время нередки случаи, когда собственники объектов культурного наследия узнают о том, что на принадлежащее им право наложены ограничения (обременения) совершенно случайно, получая выписку из ЕГРП. В связи с этим представляется, что правообладатель должен во всех случаях быть уведомлен о придании принадлежащему ему недвижимому имуществу соответствующего статуса и регистрации соответствующих ограничений (обременений) в ЕГРП. Более того, любое законное ограничение может причинить правообладателю убытки. Должны ли быть возмещены убытки, которые могут возникнуть в связи с наложением подобного ограничения? Согласимся с А.А. Ивановым в том, что ограничение существующего права на объект недвижимости в публичных интересах должно производиться в том же порядке, что и лишение данного права (принудительное отчуждение имущества для государственных нужд), т.е. при условии «предварительного и равноценного возмещения»[192]. Именно к такому возмещению обязывает ст. 35 Конституции РФ[193].
Одним из наиболее ярких примеров ограничения правомочий пользования и распоряжения движимыми культурными ценностями в публичных интересах является установленный в России порядок вывоза культурных ценностей. Его правовым основанием является норма, содержащаяся в ч.2. ст. 74 Конституции РФ, допускающая возможность введения ограничений перемещения товаров и услуг в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения охраны культурных ценностей, а также корреспондирующий этой норме п.3. ст.1 ГК РФ, устанавливающий возможность введения ограничения перемещения товаров и услуг, если это необходимо для обеспечения охраны культурных ценностей.
В связи с либерализацией гражданского оборота культурных ценностей, развитием и бурным ростом антикварного рынка перед собственниками культурных ценностей часто встает необходимость в вывозе принадлежащих им ценностей за границу. Применительно к возможности вывоза культурных ценностей за границу РФ все указанные предметы могут быть разделены на три категории. К первой категории следует отнести те культурные ценности, вывоз которых из России запрещен. К таким культурным ценностям в соответствии со ст. 9 Закона о вывозе относятся: во-первых, движимые предметы, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия; во-вторых, движимые предметы, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры; культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.
Ко второй категории относятся культурные ценности, вывоз которых может осуществляться на основе свидетельства на право вывоза, выдаваемого после проведения экспертизы[194]. Подзаконными нормативно-правовыми актами установлен перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей. К таковым, в частности относятся: художественные ценности (за исключением живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, созданных менее 50 лет назад, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящихся на государственном учете и отнесенных по результатам экспертизы к предметам культурного назначения); печатные издания, созданные более 50 лет назад и некоторые другие предметы и т.д.[195].
Третьей категорией культурных ценностей являются те культурные ценности, которые могут быть вывезены на основании справки, подтверждающей, что на вывоз указанных в ней предметов не требуется свидетельства на право вывоза. Как утверждается в одной из авторитетных работ, указанная справка выдается по желанию лица, вывозящего предметы, не указанные в перечне культурных ценностей, например, художественные произведения созданные менее 50 лет назад, а также предметы быта независимо от времени их создания, не находящиеся на государственном учете и отнесенные по результатам экспертизы к предметам культурного назначения[196]. Следует, с сожалением отметить, что имеющиеся в штате таможенных органов искусствоведы не всегда способны на месте атрибутировать предмет при прохождении лицом, его вывозящим, таможенного контроля. Таким образом, фактически, в отношении любого предмета культурного назначения, заявленного к вывозу с территории РФ, необходимо проведение экспертизы для определения, не является ли данный предмет культурной ценностью, не подлежащей вывозу.
Практика применения рассмотренных выше норм показывает, что процесс вывоза любых культурных ценностей из России сегодня существенно затруднен, что является значительным ограничением в осуществлении правомочий собственников по пользованию и распоряжению принадлежащими им культурными ценностями. В этой связи в последнее время большую актуальность получил вопрос о том, насколько оправдано установление столь жестких ограничений?
В законодательстве зарубежных стран действуют различные нормы, касающиеся ввоза и вывоза культурных ценностей[197]. Так, в Италии действуют достаточно жесткие ограничения на вывоз культурных ценностей. В Италии существует полный запрет на вывоз определенных античных произведений искусства, владельцы которых обязаны не только информировать власти об их местонахождении, но и сообщать об изменении его в пределах Италии. Для культурных ценностей, принадлежащих государству, корпорациям публично-правового характера установлен абсолютный запрет вывоза. Ведется реестр особо важных культурных ценностей, в отношении которых установлен запрет вывоза. В него занесено примерно 36 млн. культурных ценностей. Для иных культурных ценностей, в отношении которых подается ходатайство о выдаче разрешения на вывоз, предусматривается право выкупа их государством. Свободное отчуждение таких ценностей и их экспорт возможны лишь в том случае, если государство в течение двух месяцев не воспользуется указанным правом. Без экспортной лицензии могут вывозиться произведения современных авторов или созданные не ранее чем 50 лет назад. Следует отметить, что жесткость приведенных норм итальянского законодательства о вывозе культурных ценностей не раз становилась причиной рассмотрения Конституционным судом Италии вопроса о соответствии указанных норм Конституции.
В Германии, наоборот, действует система, которую условно можно назвать «системой регистрации». Все художественные произведения и другие культурные ценности, (включая архивные материалы), вывоз которых будет рассматриваться как «невосполнимая потеря для германского культурного наследия», должны быть занесены в «Перечень культурных ценностей, являющихся национальным достоянием». Разрешение на вывоз указанных ценностей дается на основе экспертного заключения. Без разрешения такие ценности не могут вывозиться.
В Великобритании действует несколько иная система. Великобритания входит в число стран, являющихся мировыми центрами торговли произведениями искусства. Достаточно упомянуть о том, что именно в этой стране находятся штаб-квартиры таких всемирно известных аукционных домов, как Сотбис и Кристис. По английскому законодательству в отношении некоторых произведений, цена которых превышает границу допустимой стоимости, требуется индивидуальная лицензия на вывоз. Если предмет не соответствует определенным критериям, в его вывозе может быть отказано. Если государственный музей в течение шести месяцев не приобретет такой предмет по рыночной цене, считается, что предмет может быть вывезен [198].
Анализ зарубежного законодательства, посвященного вопросам вывоза культурных ценностей, позволяет утвердиться в выводе о несовершенстве российской системы вывоза культурных ценностей.