Так, обоснованной критики, на наш взгляд, заслуживает норма Закона о вывозе, устанавливающая, что не подлежат вывозу движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ. Выше отмечалось, что в специальном законодательстве термин «особо ценные объекты культурного наследия» применяется в отношении недвижимых объектов и связанных с ними движимых. В то же время вывозу подлежат лишь движимые культурные ценности, следовательно, указанный термин неприменим к рассматриваемым отношениям. Кроме того, второй категорией не подлежащих вывозу культурных ценностей являются вещи, внесенные в охранные списки и реестры. Особо ценные объекты в любом случае покрываются приведенной формулировкой.
Нелогична, на наш взгляд, и норма Закона о вывозе, устанавливающая запрет на вывоз культурных ценностей, возраст которых превышает 100 лет. Как справедливо отмечалось в литературе, «формальная хронология в данном случае ничего не дает»[199]. Например, гражданин выезжает за рубеж, и хотел бы вывезти с собой несколько картин известного художника (предметы, попадающие в разряд культурных ценностей). Одна из них датирована 1906 годом, вторая - 1908. По действующему законодательству картину, написанную в 1908 году, выезжающий гражданин при определенных условиях может вывезти, а датированную 1905 годом - обязан оставить в России. Столетний рубеж, как критерий возможности вывоза культурной ценности за границу, применяется в международных правовых документах (в частности, в Конвенции ЮНЕСКО 1970 года, участником которой является и наша страна). Однако новейшая международная и зарубежная практика свидетельствует о целесообразности введения дополнительного стоимостного критерия[200]. Кроме того, представляется, что планка стоимостного порога должна быть достаточно высокой. (Таким стоимостным порогом может являться, например, сумма, эквивалентная 150 тыс. евро (примерно 50 тыс. МРОТ), как наиболее высокая, из тех, что установлены указанным Приложением к Постановлению ЕЭС.) Безусловно, для введения стоимостного критерия для вывоза культурных ценностей необходим целый ряд условий. В стране должна существовать развитая сеть профессиональных оценочных организаций, в упорядочении нуждается система антикварной торговли, о чем речь пойдет в следующей главе настоящей работы. Наличие не только возрастного, но и стоимостного критериев при вывозе культурных ценностей, а также продуманная государственная политика в отношении правил ввоза культурных ценностей в страну могут дать мощный импульс развитию цивилизованной антикварной торговли в России.
Согласимся с высказанным в литературе суждением о том, что норма п.2 ст. 37 Закона о вывозе, предусматривающая возможность вывоза гражданами, принадлежащих им на праве собственности культурных ценностей, вывоз которых по правилам ст.9 рассматриваемого закона запрещен, имеет рудиментарный характер[201]. Данная норма устанавливает: «…при вывозе гражданами, выезжающими за пределы РФ на постоянное место жительства, коллекций культурных ценностей, Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей имеет право принимать решения о возможности вывоза культурных ценностей, не подлежащих вывозу, если их владельцами заключен договор о передаче в дар государственным музеям, архивам, библиотекам предметов из свой коллекции, имеющих особое культурное, историческое или иное значение, либо договор о передаче данных предметов указанным учреждениям на установленных этими учреждениями условиях». Фактически, приведенная норма предусматривает своеобразную «плату», которую должен уплатить гражданин, выезжающий на постоянное место жительства за рубеж, для того чтобы вывезти хотя бы наименее ценную часть коллекции. Такое положение вещей очень схоже с принудительным отчуждением имущества в пользу государства без равноценного возмещения, хотя принудительный характер этого отчуждения тщательно скрывается договорной конструкцией. Представляется, что нормы ст. 37 не соответствуют ч.3 ст.35 Конституции РФ, в соответствии с которой принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено лишь при условии предварительного и равноценного возмещения, а также п.1 ст. 421, провозглашающему свободу договора.
Как указывалось выше, в законодательстве многих стран предусмотрена возможность выкупа государством культурных ценностей, не подлежащих вывозу из страны. Подобная практика, на наш взгляд, заслуживает одобрения. Статья 38 Закона о вывозе также содержит норму, согласно которой при принятии решения о необходимости приобретения для государственного музейного, архивного, библиотечного фондов РФ культурных ценностей, заявленных к вывозу, компетентный государственный орган имеет право купить культурную ценность, заявленную к вывозу по цене, назначенной собственником этой ценности при подаче заявления на право ее вывоза. В этих случаях может устанавливаться отсрочка платежа сроком до одного года, в течение которого государство изыскивает средства для приобретения данной культурной ценности. В случае если культурная ценность заявлена к вывозу гражданином РФ, выезжающим на постоянное место жительства, вопрос о приобретении ее для государственных музейного, архивного, библиотечного фондов РФ решается без установления отсрочки. Следует отметить, что в абз. 3 указанной статьи данное право государства названо преимущественным. Как справедливо указывалось в литературе, термин «преимущественное право» в данном случае нельзя признать удачным[202]. По общему правилу преимущественное право покупки применяется при совершении сделок по отчуждению какого-либо имущества. В данном случае собственник культурных ценностей не совершает каких-либо сделок по их отчуждению, но имеет намерение вывезти их за рубеж. Таким образом, правильнее было бы вести речь о принудительном выкупе государством заявленных к вывозу культурных ценностей, но не о преимущественном праве их покупки[203].
Суммируя сказанное, следует отметить, что существующая на сегодня система вывоза культурных ценностей за границу существенно ограничивает собственников культурных ценностей в осуществлении принадлежащих им правомочий по пользованию и распоряжению культурными ценностями.
Для законодательства, стран, участвующих в Конвенции ЮНЕСКО 1970 года общим в отношении вывоза является то, что: 1) предусмотрено составление реестра (описи) значимых культурных ценностей, как государственных, так и частных, вывоз которых означал бы значительное обеднение культурного наследия; 2) вводится система экспортных сертификатов (свидетельств) на вывоз культурных ценностей, без наличия которых не может осуществляться вывоз; 3) предусматривается приоритетное право государства на покупку культурных ценностей, не подлежащих вывозу. Именно на этих принципах должна, по нашему мнению, строится система вывоза культурных ценностей из России. Тем не менее, пока в нашей стране даже не существует единого полного реестра значимых культурных ценностей, забронированных от вывоза[204]. Полагаем, что круг культурных ценностей, в отношении которых установлен запрет вывоза из РФ, должен быть сужен. К данной категории должны относиться лишь культурные ценности, поставленные на государственный учет и хранящиеся в государственных учреждениях. В отношении иных категорий культурных ценностей, например, имеющих сравнительно высокую стоимость (более 50 тыс. МРОТ) может быть установлено ограничение права на вывоз, заключающееся в праве государства на выкуп данной культурной ценности по цене, заявленной собственником. В случае спора вопрос о цене должен передаваться на разрешение суда.
При раскрытии вопроса об ограничениях права собственности на культурные ценности нельзя не затронуть весьма интересного, с нашей точки зрения, вопроса о том, вправе ли собственник распорядиться культурной ценностью путем ее уничтожения. По общему правилу уничтожение вещи собственником, если это не затрагивает ничьих интересов, вовсе не требует юридического нормирования[205]. Однако уничтожение некоторых объектов, в частности, определенных культурных ценностей, затрагивает интересы общества в целом. История человечества знает множество примеров варварского уничтожения культурных ценностей[206].
Путем длительной эволюции общественного сознания мировое сообщество пришло к убеждению о том, что люди, владеющие культурными ценностями, должны выступать в качестве хранителей, «опекунов» принадлежащих им культурных ценностей. В то же время, признание права собственности священным правом приводит к тому, что законодательство многих государств, не устанавливает ответственности за уничтожение частных культурных ценностей их владельцами. В начале 80-х годов законодатели штата Калифорния первыми в США начали разрабатывать закон о защите прав авторов произведений искусства от уничтожения, искажения и изменения их собственниками. Однако реакцией законодателей других штатов стали заявления о том, что культурные ценности, находящиеся в частной собственности, «находятся полностью во власти их собственников, которые могут портить и уничтожать их по своему усмотрению»[207].
Российский законодатель традиционно придерживается противоположного подхода и устанавливает юридическую ответственность за уничтожение и повреждение культурных ценностей. Помимо гражданской ответственности в виде выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, в нашем законодательстве установлена и уголовная ответственность за соответствующие действия. Ст. 243 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность. Безусловно, данная статья, в первую очередь, рассчитана на случаи уничтожения культурных ценностей, находящихся в государственных хранилищах и являющихся общественным достоянием. Однако субъектом данного преступления могут выступать любые лица, в том числе и сами собственники культурных ценностей. Кроме того, в качестве объекта преступления в ст. 243 УК РФ указаны памятники истории, культуры, взятые под охрану государства, а также предметы или документы, имеющие историческую или культурную ценность. Таким образом, теоретически, к уголовной ответственности в нашей стране сегодня можно привлечь любого собственника культурных ценностей, уничтожающего или повреждающего принадлежащие ему ценности. Причем, уголовная ответственность может наступать как за повреждение или уничтожение предметов, относящихся к объектам культурного наследия, так и за те же действия, совершенные с предметом, не поставленным на государственный учет. Следует, на наш взгляд, положительно оценить стремление законодателя осуществлять уголовное преследование за действия собственников по уничтожению или повреждению принадлежащих им культурных ценностей. Однако тотальный государственный контроль за состоянием всех культурных ценностей объективно невозможен. В связи с этим, полагаем, что применение подобной нормы возможно лишь в отношении культурных ценностей, поставленных на государственный учет, например, в отношении музейных предметов, зарегистрированных в негосударственной части музейного фонда РФ. Исходя из этого, указанная норма УК РФ должна распространяться лишь на культурные ценности, взятые под охрану государства.