[194]Экспертизу культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза осуществляет Росохранкультура. См. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 301 // СЗ РФ. 2004. №25. ст. 2573. Экспертиза проводится по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица на платной основе. По результатам экспертизы принимается решение о возможности их вывоза и определяется вид разрешительной документации на такой вывоз (свидетельство или справка).
[195] См. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. N 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» // СЗ РФ. 2001. № 19. ст. 1938; Приказ Министерства культуры №844 «Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории РФ» // Российская Газета от 06.09. 2001 года №173.
[196] Богуславский М.М. Указ соч. С.187-188.
[197] Причем общая направленность законодательства в данной сфере зависит от того, является ли рассматриваемое государство страной, откуда культурные ценности активно и, прежде всего, нелегально вывозятся, или же речь идет о стране, в которую культурные ценности, по большей части, ввозятся. В зарубежной литературе страны, относящиеся к первой группе, часто весьма образно именуются «source states» (страны-источники), а государства второй группы – «market states» (страны рынка). К государствам первой группы следует отнести Италию, Грецию, страны Латинской Америки и некоторые другие. К государствам второй группы можно отнести США, Швейцарию и др. См. об этом: Siehr K. A Special Regime for Cultural Objects in Europe // Uniform Law Revue. 2003. №1/2. P. 553.
[198].Материалы, касающиеся зарубежного законодательства о вывозе культурных ценностей, приводятся по работе: Богуславский М.М. Указ. соч. С. 168-177.
[199] Если надо вывезти картину. Редакционная статья // Русский антикваръ. 2002. №1. С.16.
[200] См. уже упоминавшееся Постановление ЕЭС №3911/92 от 9 декабря 1992 года «О вывозе культурных ценностей» и приложения А и В к нему. Указанные правовые документы Европейского Союза устанавливают критерии, согласно которым осуществляется перемещение культурных ценностей. При этом используются «хронологический» (все предметы разделены на 4 категории: возраст которых не устанавливается, возрастом более 50, 100 и 200 лет) и стоимостной критерии (установлены 4 стоимостных категории: независимо от стоимости, стоимостью более 15, 50 и 150 тысяч евро). Стоимостной критерий используется и во внутреннем законодательстве некоторых зарубежных стран. Например, в Австрии этот критерий применяется при решении вопроса о выдаче разрешения на вывоз. См.: Spaun S. Der Herausgabenspruch bei Diebstahl oder illegalen Export von Kulturgutern. F.a.M., 2003. S. 53. Цитируется по: Богуславский М.М. Указ. соч. С.26.
[201] Мазеин Д.В. Указ. соч. С.155.
[202] Мазеин Д.В. Указ соч. С 157.
[203] Подробнее о преимущественном праве покупки государством культурных ценностей речь пойдет в следующей главе настоящей работы.
[204] 3 декабря 2004 года Министерством культуры был издан Приказ №108 «О мерах по предотвращению незаконных вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности» (официально опубликован не был), согласно которому Росохранкультуре было поручено создание электронной регистрационно-поисковой автоматизированной системы по регистрации культурных ценностей утраченных в годы Второй мировой войны, похищенных, незаконно вывезенных из РФ, а также не подлежащих к вывозу из РФ (далее - ЭРПАС). Все государственные учреждения, осуществляющие хранение культурных ценностей обязаны сообщать информацию о похищенных и пропавших культурных ценностях; информацию о культурных ценностях, приобретаемых для государственных фондов; информацию о культурных ценностях, поступивших на экспертизу или реставрацию; информацию о возвращении культурных ценностей, ранее заявленных, как похищенные или пропавшие.Процесс формирования данной системы пока не завершен.
[205] Гражданское право. Учебник. Т.1. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. С.453. (Автор главы – Ю.К. Толстой).
[206] Несомненно, в наибольшей степени культурные ценности страдают во время многочисленных войн и вооруженных конфликтов. Тем не менее, нередки и случаи, когда собственники самостоятельно уничтожают или наносят значительный ущерб принадлежащим им культурным ценностям. Известный парижский галерист Рене Жимпель в своей книге «Дневник арт-дилера» описывает весьма примечательные случаи. Так, один из ведущих французских собирателей живописи XIX века, предчувствуя близкую гибель, пытался сжечь свою бесценную коллекцию. И только своевременное вмешательство близких помогло спасти большую часть шедевров. В другом случае, владелец одной из известнейших картин Тулуз-Лотрека, упражняясь в стрельбе из пистолета, использовал шедевр великого француза в качестве мишени. (См.: Rene Gimpel. Diary of an Art Dealer. New York. 1966. P.76, 112.) Шоком для общественности явилось и заявление японского мультимиллионера Риоэйя Саито, ставшего в 1990 году собственником двух наиболее дорогих на тот момент произведений изобразительного искусства, когда-либо продававшихся на аукционе. Приобретенные им за 160 миллионов долларов «Мулен де ля Галлет» кисти Ренуара и «Портрет доктора Гаше» Ван Гога хранятся, спрятанные от людских глаз, в Токийском поместье Саито. Магнат публично заявил о том, что им были сделаны распоряжения на случай смерти о кремации указанных картин вместе с ним. (См.: Saltzman C. Portrait of Dr. Gachet: The Story of a van Gogh Masterpiece. New York. 1998. P. 320.) Кроме того, существует бесчисленное множество примеров, когда ценнейшие произведения искусства расчленялись и продавались по частям из-за желания получить большую выгоду. Так, в 20-х годах прошлого века один из коллекционеров по «экономическим соображениям» разрезал картину Тулуз-Лотрека «Ля Барак де ля Гулу» на десять фрагментов. Этому шедевру повезло: в настоящее время картина отреставрирована и находится в Лувре. Судьба многих других «расчлененных» произведений трагична. (См. об этом: Failing P. The Case of the Dismembered Masterpieces // ARTnews. September 1980. P.71; Held J. Alteration and Mutilation of Works of Art. South Atlantic Quarterly. 1963. №1. P.14; Berman A. Art Destroyed., Sixteen Shocking Case Histories. Connosseur. July 1989. P. 74.)
[207] Sax J.P. Ibid. P. 21.
[208] Как отмечалось выше, мы разделяем позицию тех ученых, которые понимают под обязательством относительное правоотношение, опосредующее товарное перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению ему определенных материальных благ. См.:Гражданское право. Том 1. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. С.572. (Автор главы – Н.Д. Егоров.) Обзор различных взглядов на понятие обязательства см.: Белов В.А. Эволюция понятия обязательства в российском гражданском праве // Гражданско-правовые обязательства. Вопросы теории и практики. Владивосток. 2001. С.336.
[209] Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988. С97-113, Красавчиков О.А. Система отдельных видов обязательств //Советская юстиция. 1960. №5. С42-43
[210] Данная статья была введена в Налоговый Кодекс РФ Законом от 09. 07. 1999 №154-ФЗ // СЗ РФ. 1999. №28. ст. 3487. Вступила в силу с 01.01. 2000 года. Законом от 07.07.2003 года №104-ФЗ данная статья была признана утратившей силу // СЗ РФ. 2003. №28. ст. 2873.
[211] При решении вопроса о том, какая сумма должна являться критерием «высокой» стоимости культурных ценностей, за основу нами были приняты нормы уже упоминавшегося Постановления ЕЭС №3911/92 от 9 декабря 1992 года «О вывозе культурных ценностей (товаров)» и приложения А и В к нему. Как отмечалось, в указанном документе все культурные ценности для целей вывоза и ввоза разделены на стоимостные категории. К наиболее высокой стоимостной категории отнесены предметы, стоимостью выше 150 тыс. евро, что на сегодняшний день примерно эквивалентно 50 тыс. МРОТ.
[212] Как отмечает В.А. Белов, «вопрос о природе и месте преимущественных прав в системе субъективных прав (являются ли они разновидностью прав абсолютных или относительных, а в их рамках самостоятельны ли они или представляют собой подвид уже известных прав - вещных, обязательственных, корпоративных и т.д.) до настоящего времени не изучен». См.: Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М., 2002. С. 130.
[213] Некоторые авторы полагают, что речь в данном случае должна идти не об обязанности, а о «связанности» лица преимущественным правом другого лица. О различных взглядах на правовую природу преимущественных прав см.: Кузнецова Л.В. Преимущественное право: понятие и правовая природа // Журнал российского права. 2004. №10; Скловский К., Смирнова М. Институт преимущественной покупки в российском и зарубежном праве // Хозяйство и право. 2003. N 10. С. 96.
[214] Мазеин Д.В. Указ. соч. С.170.
[215] Закон РФ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.