Смекни!
smekni.com

Организация исследования запаховых следов человека в органах внутренних дел (стр. 8 из 19)

Нормы обеспечения отделений (групп) экспертизы запаховых следов человека оборудованием, инструментами и расходными материалами, необходимыми для производства этого вида экспертиз, в настоящее время обозначены только в методических рекомендациях (Сулимов К.Т., Старовойтов В.И. Использование запаховой информации с мест происшествий в раскрытии и расследовании преступлений: Методические рекомендации. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989). Это затрудняет планирование расходов при создании отделений (групп) и финансирование подобных подразделений, уже имеющихся в ЭКЦ при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Не нормированы также и требуемые размеры и планировка помещений, отводимых для деятельности отделений (групп).

Приказ МВД России № 366 от 30 мая 2003г. предусматривает, что, за каждым сотрудником отделения (группы) экспертизы запаховых следов человека могут быть закреплены 1-3 служебные собаки-детектора, а согласно п. 5 приложения № 6 приказа МВД России № 816 от 20 октября 1999г. сотрудники отделения (группы) обеспечиваются спецодеждой и спецснаряжением согласно табельной положенности для лиц, работающих со служебными собаками.

2.3 Оценка результатов и использование экспертного исследования запаховых следов человека

Практика показывает, что оценка данных судебной экспертизы запаховых следов человека следователем и судом зачастую сводится лишь к ознакомлению с выводами эксперта без изучения исследовательской части и других составляющих заключения. Нередко игнорируются разъяснения Пленума Верховного Суда о недопустимости использования вероятных выводов эксперта при обосновании решения по уголовному делу. Не всегда субъекты предварительного следствия и суд вникают в научную обоснованность выводов эксперта, определяемую правильным использованием им специальных познаний, и требований методик исследования. Юристы, представляющие сторону защиты, обычно, более внимательно изучают заключения эксперта, однако акцентируют внимание лишь на формальную сторону, явные противоречия и несоответствия, если таковые имеются в заключении. Это же относится к оценке содержания, полноты и качества исследования представленных на экспертизу объектов, пригодности и достаточности использовавшихся сравнительных запаховых образцов, соответствия и обоснованности ответов на решаемые вопросы.

Статья 17 УПК РФ определяет принцип свободы оценки доказательств. В соответствии с ней никакие доказательства не имеют заранее установленной силы: «Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью». По правилам оценки доказательств, закрепленных в ст.88 УПК РФ, «каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности-достаточности для разрешения уголовного дела». Результаты любой экспертизы не должны противоречить другим фактам и подтверждаются другими данными. Кроме оценки выявленных фактов в комплексе, на предварительном следствии и судом должно тщательно и всесторонне проверяться каждое отдельное доказательство.

Судебная экспертиза запаховых следов человека производится в порядке, установленном главой 27 УПК РФ. В случаях получения заключения эксперта по исследованию запаховых следов человека с нарушением требований УПК, суд в порядке, установленном ст. 234 и 235 УПК РФ, прокурор, следователь, дознаватель по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе вправе признать такое доказательство недопустимым. Заключение эксперта как доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт (ст.75 УПК РФ).

В частности, для получения этой экспертизы следователь вправе получить образцы крови и пота для сравнительного ольфакторного исследования у подозреваемого, обвиняемого, а также у свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает необходимость проверить, оставлены ли им запаховые следы в определенном месте или на вещественных доказательствах (ст.202 УПК РФ). При получении запаховых образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство. С учетом этого необходимые сравнительные образцы крови от проверяемых лиц должны отбираться с участием специалистов в соответствующих условиях медицинского учреждения.

Знакомящимся с заключением должна быть понятна логика рассуждений и ход проведенных исследований. Инициатором проведения экспертизы от эксперта (экспертов) могут быть получены показания- сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после получения его заключения, в целях разъяснения или уточнения данного заключения в соответствии с требованием ст.80, 205 и 282 УПК РФ. По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд также вправе вызвать для допроса эксперта, давшего заключение по результатам исследования запаховых следов в ходе предварительного расследования, для разъяснения или дополнения данного заключения (ст.282 УПК РФ). Эксперту, вызванному в суд, после оглашения заключения сторонами могут быть заданы вопросы для разъяснения обстоятельств, процедуры исследования запаховых следов, по вопросам обоснованности выводов или для пояснения позиций, недостаточно полно раскрытых в заключении эксперта.

Некоторые вопросы, касающиеся механизма образования запаховых следов, возможности их сохранения и анализа могут быть предложены на разрешение экспертов и разрешены непосредственно в суде. В этом случае председательствующий суда предлагает сторонам представить в письменной форме вопросы эксперту (ст. 283 УПК РФ). По ним заслушивают мнения участников судебного разбирательства. Рассмотрев указанные вопросы, суд своим определением или постановлением отклоняет те из них, которые не относятся к уголовному делу или компетенции эксперта, формулирует новые вопросы.

В ст.10 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» разъясняется, что при проведении необходимых исследований вещественные доказательства с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения данного исследования. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении экспертизы запаховых следов человека или в соответствующем письме. Это же требование предусмотрено ст. 57 УПК РФ, и его выполнение необходимо учитывать при оценке правомочности действий экспертов.

Необходимо подчеркнуть, что доказательственное значение результаты судебной экспертизы запаховых следов человека приобретает только при выполнении следователем и экспертами комплекса следующих правовых, организационных и методических мероприятий[34]:

– организации правильного изъятия, хранения и транспортировки запаховых объектов (предметов-носителей запаховых следов человека, собранных с них запаховых проб, образцов);

– процессуального закрепления обнаружения, изъятия объектов, вероятных носителей запаховых следов человека (получения образцов для сравнительного исследования) в протоколе соответствующего следственного действия;

– проведения исследования компетентными и квалифицированными экспертами, прошедшими обучение в рамках экспертной специальности, и имеющими право на самостоятельное производство судебной экспертизы запаховых следов человека;

– соблюдения методических принципов проведения ольфакторных исследований в судебной экспертизе;

– процессуальным оформлением результатов экспертного исследования;

– возможностью проведения дополнительного и повторного исследования объектов экспертизы.


Глава3. Организация исследования запаховых следов человека в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД

3.1. Тактика и техника работы с запаховыми следами при следственных действиях и оперативных мероприятиях

Криминалистическое значение запаховых следов

Использование запаховой информации в оперативной деятельности органов внутренних дел по раскрытию преступлений происходит:

1) для преследования и задержания преступников по их "горячим" следам (давностью до одного-трех часов);

2) для обследования местности и помещений с целью поиска утерянных или спрятанных предметов, имеющих отношение к преступлению;

3) для установления маршрута передвижения участников события к месту совершения преступления и обратно;

4) для проведения оперативного мероприятия - кинологической выборки изъятых предметов по заданным служебно-розыскной собаке запахам проверяемых лиц (обычно, предметов их одежды);

5) для розыска спрятанных (сокрытых) трупов, оружия, наркотических средств, взрывчатых веществ и так далее.

Накопленный опыт использования метода лабораторного экспертногоисследования запаховых следов человека опроверг бытовавшее представление о криминалистическом исследовании запаховых следов человека как исключительно оперативно-розыскном средстве и показал заинтересованность в нем работников не столько уголовного розыска, сколько следствия и прокуратуры[35]. Так, доля поручений служб уголовного розыска по исследованию запаховых следов в ЭКЦ МВД России в среднем составляет ежегодно лишь 8%, в то время как остальные 92% заданий поступают от органов следствия милиции и прокуратуры. По данным ДепУР МВД России даже традиционная кинологическая выборка вещей и человека, которую проводят в Центрах (Зональных Центрах) кинологической службы, составляет только 5-6% от общего числа применений служебно-розыскных собак. Метод экспертного ольфакторного исследования запаховых следов, таким образом, объективно нацелен на проверку и подтверждение разрабатываемых по уголовному делу версий, на решение, в основном задач, следствия, а не розыска: установления участников происшествия по их запаховым следам.