Смекни!
smekni.com

Загадки острова Пасхи, Войцеховский А.И. (стр. 15 из 77)

После посещения холма Робинсона каждый турист, возвращаясь в долину, несомненно обращает внимание на высеченные в камне сооружения, находящиеся по ее обеим сторонам. Например выступы некоторых скал превращены в обелиски, а между ними на искусственных горных террасах видны входы то ли в дома то ли в храмы, то ли в усыпальницы. Зритель при этом получает столько впечатлений, что начинает путать греко-римский орна-

мент с архитектурным стилем древних набатеев и искусством первых христиан.

Вот еще один пример... Эд-Дейр — монастырь, вырубленный на вершине скалистого утеса, который представляет собой огромное здание шириной более пятидесяти метров, а высотой около сорока пяти. Судя по крестам на стенах этого храма, он какое-то время был христианским.

И снова мелькают вырубленные в розово-красных скалах входы, порталы, остатки водопровода и колодцев, нагромождения каких-то природных форм, облагороженных резцом в руках человека. Наконец дорога приводит к высеченной в камне лестнице. Преодолев крутой подъем, можно войти в скалу — сравнительно небольшое помещение (35—40 квадратных метров), в котором располагается музей, где собрана обширная коллекция найденных на территории Петры фрагментов статуй...

После осмотра туристы отправляются в обратный путь. Поскольку никакой транспорт здесь не ходит, то возвращаться приходится пешком. Вот тут-то и предлагают туристам услуги предприимчивые местные крестьяне, желающие заработать несколько динаров. Около музея появляются лошади под седлом, а возле них — несколько одетых в традиционно бедуинские одежды человек. За небольшую плату послушная коняга, ведомая погонщиком-проводником, доставит вас в Эс-Сику...

...Приближается вечер, собираются тучи. Проводники убеждают вас, что оставаться в Петре на ночь довольно рискованно. Они обязательно расскажут вам, что в начале 1970-х годов здесь утонула (!?) группа французских туристов, которых гроза застала в Эс-Сике. Хлынувшие во время сильного дождя потоки воды с окружающих скал превратили узкий проход в бурный поток... Вскоре повествование проводника само собою затухает, поскольку красота сооружений Петры — этой жемчужины в сокровищнице загадочного прошлого Иордании — приковывает к себе все ваше внимание...

Ошеломленные увиденным в Петре, вспоминая ее грандиозные культовые сооружения и каменные постройки, вы непременно зададите себе вопросы: “Почему этот прекрасный город пришел в запустение? Каким богам в свое время поклонялись его жители?”

Постараемся в определенной мере удовлетворить ваше любопытство..'.

Первое... Тот факт, что в начале новой эры Петра достигла своего расцвета и могущества, совсем не случаен.

Именно в это время в Петру, лежавшую на перекрестке караванных путей и ставшую богатым купеческим городом, приходили сотни караванов с аравийскими благовониями, с зерном из Египта, с тонкими винами и шелками Сирии. Однако после падения под натиском варваров Рима, последовавшего за этим изменения караванных путей и сокращения торговли в связи с развитием судоходства по Красному морю Набатейское царство постепенно пришло в упадок...

А его столица — город Петра была оставлена жителями и вскоре забыта. Еще некоторое время Петра служила приютом для разбойников, а затем и эти “рыцари удачи” оставили свое гнездо, так как в окрестностях стало просто некого грабить. Это случилось в III веке нашей эры... Прошли еще века. Посещали Петру крестоносцы, построившие на окружающих ее скалах два небольших форта. Но потом все же этот город-красавец вновь был предан забвению...

Второе... В многочисленных надписях, обнаруженных в Петре и других набатейских городах, упоминаются различные божества и некоторые культовые предписания. Ученым удалось реконструировать отдельные моменты или черты набатейской религии эллинско-римского времени.

По-видимому, в то время главным божеством наба-тейского пантеона был Дашура (по-арабски — Зу-Шара). На разных этапах истории набатейского культа он был богом войны, богом виноградной лозы, богом-громовержцем и покровителем горной страны набатеев. Это был также бог — владыка мира и устроитель мировой гармонии. Кроме верховного бога Дашуры, набатеи почитали и некоторых общеарабских богов.

Как и у большинства арабов вплоть до принятия ими ислама, у набатеев обычным объектом культа был “бэ-тэл” (буквально — “дом бога”) — камень пирамидальной или конической формы, считавшийся одновременно и жилищем, и воплощением божества. В городе Петра, в частности, были обнаружены святилища, в которых приносили в жертву богам скот, где поливали кровью алтари

и “бэтэли”. Один из них, называемый “Замок фараона”, возможно, был посвящен главному божеству — Дашуре... Изучение изумительной, скалистой, загадочной Петры — этого своеобразного иорданского бриллианта —' продолжается. Но этот город не спешит раскрывать свои тайны. -.;

Глава 6

ЗАГАДКИ ИНДИЙСКИХ ХРАМОВ

У человека, посетившего современную Индию, возникает своеобразное ощущение, будто сам воздух этой страны напоен ароматом искусства прошлых веков, будто сама земля пропитана им. Вообще, искусство в Индии, как ни в какой другой стране, тесно переплетается с реальной жизнью и стадо как бы неотъемлемой ее частью. С благоговением — и это традиция, уходящая в глубину веков, — относятся индийцы к многочисленным памят-, никам своей древней самобытной культуры.

В наше время Индию справедливо называют страной храмов. Их здесь десятки тысяч. Индусская храмовая архитектура считается одной из самых важных и ценных составных частей культурного наследия великой индийской цивилизации. Древние индийские мастера оставили нам немало своих творений — храмовых комплексов, свидетельствующих о высоком уровне архитектурного искусства.

ПОЭМА ЛЮБВИ ИЗ КАМНЯ -

Ежегодно тысячи туристов со всех концов света стекаются в индийский город Агру, где находится знаменитый Тадж-Махал. Каждый, кто осматривает интерьер Тадж-Махала или стоит у балюстрад, которые возвышаются над спокойной гладью реки Джамны, убеждается, что про-

филь известного всему миру здания — не более чем один из равных по значению элементов всего ансамбля. Для того чтобы по-настоящему оценить все великолепие Тадж-Махала, надо захватить его... врасплох.

...Ночь была тихой, безветренной. Сияла полная луна. В ее бледно-голубом свете все вокруг представлялось неестественным, словно театральная декорация: высокие темные кипарисы вдоль длинного узкого водоема с чуть подрагивающей серебристой дорожкой, застывшие над кронами деревьев легкие облака, устремленные к звездам четыре точечных минарета и между ними — увенчанный куполом огромный, словно хрустальный ларец, перед которым мы, несколько туристов, застыли от восторга.

Таким я увидел Тадж-Махал во время своего посещения Индии. Он был мне знаком по бесчисленным фотографиям на открытках и туристических проспектах, но никакое его изображение и в малой степени не могло передать истинного великолепия, гармонии этого шедевра мировой культуры. Он заставил мое сердце забиться быстрее и поразил меня, как уже около четырехсот лет поражает каждого, кто приезжает в Агру взглянуть на созданное руками человека чудо... ,

В 1629 году Myмтаз-Махал, любимая жена одного из императоров династии Великих Моголов Шах-Джахана, готовилась подарить своему повелителю очередного ребенка — четырнадцатого за годы их супружеской жизни. Мумтаз-Махал была племянницей знаменитой Нур-Дже-хан, жены Джехангира. В детстве Нур-Джехан вместе с отцом бежала из Тегерана по пустынным дорогам Персии и Афганистана. Ее отцу удалось вместе с детьми добраться до Индии, где Нур-Джехан попала в гарем Джехангира и затем удостоилась особой его милости.

Какой бы блестящей ни была карьера Нур-Джехан, она тускнеет и кажется незначительной рядом с карьерой ее племянницы, которая вышла замуж за Шах-Джахана в 1615 году, за двенадцать лет до того, как ее муж унаследовал трон. Впрочем, ей недолго пришлось видеть блеск двора мужа, так как во время последних родов она умерла в Бурханпуре, столице провинции Декан. Со смертью Мумтаз-Махал закатилось солнце жизни самого блестящего из всех императоров. Беспредельно было его горе. Пораженный горем, Шах-Джахан решил воздвигнуть в память о своей погибшей любви памятник, какого не было ни у кого в целом мире.

— Постройте для Мумтаз гробницу, достойную ее красоты, — приказал он своим приближенным.

Около двадцати лет продолжалось строительство. Лишь совсем недавно было установлено, что подлинным автором одного из наиболее совершенных творений человеческого гения был Устад Ахмед — знаменитый архитектор из Лахора. На отделку сооружений "император не жа-

лел денег. Стены гробницы, выложенные белоснежным мрамором, украсили затейливые узоры, фантастические цветы, созданные из драгоценных и полудрагоценных камней. Только на надгробие ушло более десяти тысяч жемчужин. Создание мавзолея обошлось в фантастическую по тем временам сумму — 30 миллионов рупий.

После завершения строительства усыпальницы тело Мумтаз-Махал, которую великий Рабиндранат Тагор назвал “...слезинкой на челе времени, чей блеск навек запечатлен...”, было положено под центр купола на почетном месте. Сразу после этого Шах-Джахан приказал начать новое строительство — ее точной копии на противоположном берегу Джамны, но только из черного мрамора.